Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Витим»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании учителей МО Заместитель директора по Приказ №_____________
«Естествознания» УВР_____________ «___»____________2016г.
Протокол № Директор
от «___»_________________2016г. ____________________
(Гурьянов Б.В.)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Удивительный микромир»
по биологии
6 класс
(1 ч/нед)
Карасева Т.И.
На 2016-2017 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по внеурочной деятельности «Удивительный микромир» 6 класс
Нормативная база организации внеурочной деятельности
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844) и на основе примерных программ по внеурочной деятельности
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в программе курса «Удивительный микромир».
Рабочая программа «Удивительный микромир» разработана на основе программ по биологии основного общего образования, учебников образовательной линии Н.И.Сонина и Т.С.Суховой, материалов Интернет.
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОО в 2015-2016 уч. г., по биологии 5-9 классы.
Занятия по программе призваны дополнить количество часов на изучение царств живой природы в школьной программе для обучающихся, проявляющих интерес к экспериментальной биологии.
На занятиях можно повторить и углубить знания по определённым разделам биологии ученикам 5класса, а также сформировать практические навыки работы со световым микроскопом и развить исследовательские умения обучающихся.
Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому занятия позволят углубить знания учащихся по данным разделам биологии на экспериментальном уровне
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес, особенно работа с новыми ИКТ технологиями. Благодаря использованию данных технологий учащиеся имеют возможность не только наблюдать объекты живой природы, но и записывать видео, наблюдать циклы развития, которые описаны в учебнике. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой, помогут учащимся определиться с выбором профессии.
Актуальность программы обусловлена, во-первых, тем, что современный экологически и биологически грамотный человек не может не уметь работать с микроскопом и не иметь должного представления о микромире; во-вторых, востребованностью у студентов биологических специальностей ВУЗов, техникумов и академий навыков работы с микроскопом; и, в-третьих, многочисленными открытиями, сделанными благодаря применению микроскопа, в области микробиологии, генетики, биоинженерии (клонирование и создание генетически модифицированных организмов, расшифровка генома человека и т.п.).
Новизна программы заключается в недостатке аналогов данной программы в системе внеурочной деятельности детей. Поэтому настоящая программа призвана устранить противоречие между актуальностью и востребованностью данного аспекта биологического образования и отсутствием возможности для заинтересованных в таком образовании школьников приобрести систематизированные навыки работы с микроскопом для изучения микромира.
2. Общая характеристика курса .
Курс «Удивительный микромир» на ступени основного общего образования, направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Курс «Удивительный микромир» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии, курс «Удивительный микромир» является дополнительным.
Курс в основной школе изучается в 6 классе. Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 34 часов, 1 час в неделю. Внеурочная деятельность «Удивительный микромир» проводится в форме кружка.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 21 практических работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, Н.И.Сонина и Т.С.Суховой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии, материалы Интернета.
Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
4. Результаты освоения курса
Требования к результатам освоения курса «Удивительный микромир» в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение курса «Удивительный микромир» в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала курса «Удивительный микромир» 6 класса являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения курса в 6 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли курса в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
5. Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов /рабочая программа/ |
1. | Введение | 1час |
2. | От микроскопа до микробиологии | 1 час |
3. | Приготовление микропрепаратов | 1 час |
4. | Бактерии | 4 часа |
5. | Плесневые грибы | 2 часа |
6. | Водоросли | 4 часа |
7. | Лишайники | 2 часа |
8. | Одноклеточные животные | 5 часов |
9. | Зоопланктон и фитопланктон аквариума | 2 часа |
10. | Микроскопические животные (6часов) | 6 часов |
11. | Подготовка мини-проектов. Защита проектов. | 6 часов |
Итого: | 34 часа |
Практические работы:
1. «Устройство светового микроскопа»
2. «Знакомство с клетками растений. Кожица лука».
3. «Микромир аквариума»»
4. «Посев и наблюдение за ростом бактерий»
5. «Посев и наблюдение за ростом бактерий зубного налёта»
6. «Посев и наблюдение за ростом картофельной палочки»
7. « Посев и наблюдение за ростом сенной палочки»
8. « Строение плесневого гриба-мукора»
9. «Строение плесневого гриба-пеницилла»
10. «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов»
11. «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам»
12. «Строение многоклеточной водоросли спирогиры»
13. «Водоросли- обитатели водоёмов»
14. «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайников. Срез лишайника»
15. «Изучение простейших организмов в сенном настое»
16. «Реакция простейших организмов на действие различных раздражителей»
- «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей у простейших»
- «Смена видового состава простейших в сенном настое»
- «Зоопланктон и фитопланктон аквариума.
- «Изучение внешнего строения паутинного клеща»
- «Изучение внешнего строения тлей, трипсов»
Экскурсии на природу:
«Многообразие живого мира».
6. Основное содержание рабочей программы по темам.
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)
Вводное занятие. Краткое изложение изучаемого курса . Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности с инструментами.
Тема 2. От микроскопа до микробиологии (1 ч).
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох (1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Практическое занятие №1. «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».
Практическое занятие № 2. Правила работы с цифровым микроскопом.
Тема 3. Приготовление микропрепаратов (1 ч)
Правила приготовления микропрепаратов.
Практическая работа: №3 Приготовление микропрепаратов »Кожица лука».
Практическая работа № 4 «Микромир аквариума».
Тема 4. Бактерии (4 ч)
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий.
Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.
Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.
Практическая работа №5 «Посев и наблюдение за ростом бактерий».
Практическая работа № 6 «Бактерии зубного налёта».
Практическая работа №7 «Бактерии картофельной палочки».
Практическая работа № 8 «Бактерии сенной палочки».
Тема 5. Плесневые грибы (2 ч)
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов Особенности плесневых грибов.
Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.
Практическая работа № 9 «Мукор».
Практическая работа № 10 «Пеницилл».
Практическая работа № 11 «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов».
Тема 6. Водоросли (4 ч)
Микроскопические водоросли – группа низших растений.
Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли.
Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Практическая работа № 12 «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам препаратам».
Практическая работа № 13 «Водоросли – обитатели аквариума».
Тема 7. Лишайники (2 ч)
Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды.
Практическая работа № 14 «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайников. Срез лишайника».
Тема 8. Одноклеточные животные (5 ч)
Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – симбионты.
Практическая работа №15. «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое».
Практическая работа № 16 «Реакция простейших на действие различных раздражителей»
Практическая работа № 17 «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей»
Практическая работа № 18. Практическая работа «Смена видового состава простейших в сенном настое».
Тема 9.Зоопланктон и фитопланктон аквариума (2 ч)
Практическая работа № 18 «Зоопланктон и фитопланктон аквариума»
Тема 10. Микроскопические животные (6 ч)
Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека.
Паутинный клещ, щитовка, тля – паразиты растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений.
Практическая работа № 19 «Изучение внешнего строения паутинного клеща, тли, трипсов».
Тема № 11. Подготовка мини-проектов (6 ч)
Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита мини-проектов. Экскурсия на природу.
7. Информационно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
- Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. № 6.
- Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, № 6-7.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, № 6.
- Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
- Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.
Мультимедийная поддержка курса
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
Основная литература для учащихся
- Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учащихся
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.
- Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.
- Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.
- Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 19
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/
http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html
8. Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разумные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Удивительный микромир»
№ уро- ка | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Основные Средства обучения | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | |||
план | факт | предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||
Тема 1. Введение (1час) | ||||||||||
1 | Вводное занятие | Урок освоения новых знаний. Беседа. Правила техники безопасности | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Предметные стёкла, покровные стёкла,иглы, ножницы. | Беседа об истории микробиологии, знакомство с задачами курса. | Формирование представ-лений о микробиологии как о методе познавания действительности. | Коммуникативные: развивать у учащихся представления о месте математики в системе наук. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства. | Формирование стартовой мотивации к изучению нового. | ||
Тема 2. От микроскопа до микробиологии (1час) | ||||||||||
2 | От микроскопа до микробиологии Увеличительные приборы | Комбиниро- ванный урок. Лекция с элементами беседы. Комбинированный урок | Здоровьесбережения, проб- лемного обу-чения, развитие исследовательских навыков. Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков. | Микроскопы, лупы Микроскопы, лупы. | Устный опрос, работа с карточками | Научиться работать дополнительной литературой Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | К: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | ||
Правила работы с микроскопом. «Устройство светового микроскопа» | Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Практическая работа№1 | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Микроскоп световой Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. | Зарисовать и подписать устройство микроскопа | Научиться работать с микроскопом. | |||||
Тема 3 Приготовление микропрепаратов (1 час) | ||||||||||
3 | Правила приготовления микропрепаратов Приготовление микропрепарата «Кожица лука» «Микромир аквариума» | Комбиниро- ванный урок. Урок практикум Практическая работа№2 Урок практикум. Практическая работа №3 | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения. Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков. Здоровьесбережения, проб- лемного обу-чения, развитие исследовательских навыков. | Микроскоп, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Микроскоп, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, кожица лука.Таблица «Растительная клетка» Микроскоп, Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы, кожица лука.Таблица «Обитатели аквариума» | Сообщение с презентацией на тему «Правила приготовления микропрепаратов». Работа с микроскопом Работа с микроскопом | Расширить представления о микроорганизмах. Расширить представления учащихся о растительной клетке в окружающем нас мире. Расширить представление о обитателях аквариума.. | К: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Р: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. П: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам. | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. | ||
Тема 4. Бактерии (4 часа) | ||||||||||
4 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | Урок комбинированный. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности. | Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература. Разнообразие бактерий Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004cb-1000-4ddd-4b74-200046bc432d/0019.jpg | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе. | К: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Р: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П: выполнять учебные задачи. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков организации своей деятельности. | ||
5 | Распространение и значение бактерий | Урок изучения нового. Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | Индивидуальная, фронтальная работа с материалом учебника. | Приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления. | К: обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Р: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися. П: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. | Формирование устойчивого интереса к обучению. | ||
6 | «Посев и наблюдение за ростом бактерий | Урок практикум Практическая работа №4. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения. | Лабораторная посуда, питательная среда. Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы | Индивидуальная работа. | Приобретение знаний. Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона реального действия и его продукта. П: уметь выделять существенную информацию из текстов. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||
7 | « Посев и наблюдение за ростом бактерий зубного налёта» « Посев и наблюдение за ростом картофельной палочки « Посев и наблюдение за ростом сенной палочки» | Урок практикум. Практическая работа №5 Урок практикум. Практическая работа №6 Урок практикум. Практическая работа №7 | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, парной и групповой деятельности. Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков. | Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент Лабораторная посуда, питательная среда. Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы Лабораторная посуда, питательная среда. Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. | . Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа | Приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья. Различать бактерий по их роли в природе. Научиться наблюдать за сенной палочкой. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы Р: прогнозировать результат и уровень усвоения. П: использовать знаково-символические средства. | Формирование познавательного интереса к изучению нового способам обобщения. | ||
Тема 5. Плесневые грибы (2 часа) | ||||||||||
8 | Строение жизнедеятельность плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. | Урок- лекция Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | Презентация «Плесневые грибы» Сообщения учащихся | Научиться описывать внешнее строение плесневого гриба. Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. | К:определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Р:корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок. П:владеть общим приёмом решения учебных задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
9 | « Строение плесневого гриба-мукора» «Строение плесневого гриба-пеницилла» «Влияние температуры на рос т плесневых и дрожжевых грибов. | Урок-практикум. Практическая работа №8 Урок-практикум. Практическая работа №9 Урок практикум. Практическая работа №10 | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков. Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий. | Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы | Работа с микроскопом Работа с микроскопом Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника. Работа с микроскопом | Расширить представления о плесневых грибах. Расширить прдставления о практическом применении пеницилла. Расширить прдставления о практическом применении дрожжей. | К:уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Р:осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. П:применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование мотивации к самостоятель-ной и коллективной исследовательской деятельности. | ||
Тема 6. Водоросли (4 часа) | ||||||||||
10 | Общая характеристика Одноклеточные зелёные водоросли, их строение и питание «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам | Урок ознакомления с новым материалом. Урок ознакомления с новым материалом. Урок практикум Практическая работа№11 | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, индивидуально-личностного обучения. Здоровьесбережения, самодиагностики и самокоррекции результатов. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Микроскоп. Готовые микропрепараты | Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника. Презентация Работа с микроскопом | Выделение существенных признаков водорослей, значение водорослей в круговороте веществ, в жизни человека. Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); Научиться применять изученные знания в практике | К:определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Р:обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. П:уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности. | ||
11 | Многоклеточные зелёные водорсли «Строение многоклеточной водоросли спирогиры. «Водоросли-обитатели водоемов». | Урок изучения нового. Урок практикум. Практическая работа №12 Урок практикум. Практическая работа №13 | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Водоросли с родника Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Водоросли с аквариума. | Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника. Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника. Работа с микроскопом Работа с микроскопом | Выделение существенных признаков водорослей, значение водорослей в круговороте веществ, в жизни человека; Выделение существенных признаков водорослей, значение водорослей в круговороте веществ, в жизни человека. Научиться применять знания в практике | К:уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Р:формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. П:сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам. | Формирование устойчивого интереса к изучению нового. | ||
12 | Значение водорослей. | Комбиниро-ванный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника. | Обобщить изученные знания | К:формировать коммуникатив-ные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Р:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. П:произвольно и осознанно владеть общим методами. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
13 | Многообразие водорослей. | Урок - проект | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | Проекты | Научиться применять приобретённые знания, умения, навыки в проектной деятельности | К:управлять своим поведением. Р:осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. П:ориентироваться на разнообразие способов выполнения задания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
Тема 7. Лишайники (2 часа) | ||||||||||
14 | Внешнее строение лишайников. Значение лишайников. | Комбиниро-ванный урок. Комбиниро-ванный урок. | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, индивидуального и коллек-тивного проек-тирования. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника. Сообщения учащихся | Развивать уме-ние извлекать необходимую информацию из биологических текстов. Развивать умение анализировать биологические тексты. | К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивиду-альной и групповой работы. Р:формировать целевые установки учебной деятельности. П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением сущест-венных и несущественных признаков. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||
15 | «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайников. Срез лишайника». | Урок практикум Практическая работа № 14. | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Лишайники. Готовые микропрепараты. | Работа с микроскопом. Групповая, фронтальная. Проектный метод. | Выделение существенных признаков лишайников. | К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р:формировать постановку учеб- ной задачи на основе соотнесе- ния того, что уже известно и ус- воено учащимися, и того что ещё неизвестно. П:уметь устанавливать аналогии. | Формирование навыков абстрактного мышления. | ||
Тема 8. Одноклеточные животные (5 часов). | ||||||||||
16 | Особенности строения и жизнедеятельности простейших. «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое» | Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Урок практикум Практическая работа №15 | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий. Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Многообразие одноклеточных животных Видеофрагмент Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Сенный настой. | Презентация. Сообщения учащихся. Работа с микроскопом. Групповая, фронтальная. Проектный метод. | Совершенствовать умение работы дополнительной литературой. Применять полученные знания, умения, навыки в работе с микроскопом, микропрепаратами. | К:уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Р:формировать целевые установки учебной деятельнос- ти, выстраивать алгоритм действий. П:использовать знаково-символические средства; моделирование | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||
17 | Значение одноклеточных организмов в природе и жизни человека. | Урок изучения нового. | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | Презентация. | Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ. | К:воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи , находить в тексте информацию , необходимую для решения. Р:формировать способность к мобилизации сил и энергии. П:формировать умение выделять закономерность . | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||
18 | «Реакция простейших организмов на действие различных раздражителей» | Урок практикум Практическая работа №16 | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Сенный настой. | Работа с микроскопом | Применять полученные знания, умения, навыки в работе с микроскопом, микропрепаратами. | К: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование навыков анализа. | ||
19 | «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей у простейших». | Урок практикум. Практическая работа №17 | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Сенный настой | Работа с микроскопом | Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. | К: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолеванию препятствий и самокоррекции. П: умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного. | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. | ||
20 | «Смена видового состава простейших в сенном настое» | Урок практикум. Практическая работа №18 | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения. | Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. Сенный настой | Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. | К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: вносить необходимые допол-нения и коррективы в план и спо-соб действия в случае расхожде-ния эталона, реального действия и его продукта. П: формировать умение выделять закономерность. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | |||
Тема 9. Зоопланктон и фитопланктон аквариума (2 часа) | ||||||||||
21 | Зоопланктон аквариума. .Полезные и вредные гости аквариума. | Урок изучения нового. Урок изучения нового. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | . Фронтальная работа с классом, работа с дополнительной литературой. Работа с дополнительной литературой. | Научиться воспроизводить приобретенные ЗУН в конкретной деятельности. Научиться применять приобретенные ЗУН для работы с биологической литературой. | К: управлять своим поведением(контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: формировать способность к мобилизации сил и энергии. П: ориентироваться на разнообразие зоопланктона аквариума. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
22 | «Зоопланктон и фитопланктон аквариума. | Урок практикум. Практическая работа № 19 | Здоровьесбережения, разви- вающего обучения. | Микроскоп. Предметные стёкла, покровные стёкла, иглы. | Работа с микроскопом. | Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ. | К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р:формировать целевые установки учебной деятельности, выстраиватьпоследовательность необходимых операций. П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование устойчивой мотивации к обучению. | ||
Тема 10. Микроскопические животные (6 часов) | ||||||||||
23 | Микроскопические домашние клещи. | Урок изучения нового. | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа | Работа с дополнительной литературой. | Научиться применять приобретенные ЗУН для работы с биологической литературой. | К:определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Р:обнаруживать и формулиро-вать учебную проблему. П: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||
24 | Самое главное о клеще. Меры борьбы. | Урок форми-рования и применения знаний, умений, навыков. | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа | Работа с дополнительной литературой. | Научиться применять приобретенные ЗУН для работы с биологической литературой. | К:воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Р:проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности. П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных прзнаков. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. | ||
25 | Паразиты растений | Комбиниро-ванный урок. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа | Работа с дополнительной литературой. | Научиться применять полученные знания для работы с биологической литературой | К:формировать коммуникатив-ные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Р:оценивать уровень владения учебным действием. П: произвольно и осознанно владеть общим приемом работы дополнительной литературой. | Формирование способности к волевому усилию в преодолении препятствий. | ||
26 | Меры борьбы с вредителями и защита растений | Урок изучения нового. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Презентация | Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника. | . Научиться применять приобретенные ЗУН для работы с биологической литературой/ | К:развиватьумение точно и грамотно выражать свои мысли , отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Р:формировать целевые установ-ки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. П:строить логические цепи рассуждений. | Формирование целевых установок учебной деятельности. | ||
27 | «Изучение внешнего строения паутинного клеща» | Урок практикум. Практическая работа № 20 | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий. | Микроскоп. | Работа с микроскопом. | Применять полученные знания, умения, навыки в работе с микроскопом, микропрепаратами. | К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. П: применять полученные знания, умения, навыки в работе с микроскопом, | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||
28 | «Изучение внешнего строения тлей,,трипсов». | Урок практикум. Практическая работа № 21 | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, индивидуального и коллек-тивного проек-тирования. | Микроскоп. Готовые микропрепараты. | Работа с микроскопом. | Применять полученные знания, умения, навыки в работе с микроскопом, микропрепаратами. | К: воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Р: формировать целевые установ-ки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. П: строить логические цепи рассуждений. | Формирование целевых установок учебной деятельности. | ||
Тема 10. Подготовка мини-проектов. Защита проектов (6 часов) | ||||||||||
29 | Подготовка проекта по исследуемой теме: «Изучение поведения простейших» Консультирование | Комбиниро-ванный урок. Проект | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, индивидуального и коллек-тивного проек-тирования. | Дополнительная литература, компьютер. | Самостоятельная работа. | Обсуждать способы оформления результатов исследования | К: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Р: контролировать в форме срав-нения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне-ний от эталона и внесение необходимых корректив. П: овладение основами знаний о методах исследования биологических наук. | Формирование умения контро-лировать процесс и резу-льтат деятельности. | ||
30 | Подготовка проекта по исследуемой теме: «Влияние температуры на рост и развитие плесневых грибов» | Комбиниро-ванный урок. Проект | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Дополнительная литература, компьютер. | Работа с текстом материала. | Обсуждать способы оформления результатов исследования | К: уметь точно и грамотно выра-жать свои мысли. Р:проектировать траектории развития через включение в но-вые виды деятельности и формы сотрудничества. П: осуществлять поиск необхо-димой информации для выполнения учебных заданий. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | ||
31 | Подготовка проекта по исследуемой теме: «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое». | Урок-практикум. | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения. | Дополнительная литература, компьютер. | Работа с текстом материала | Выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. | К: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи. Р: определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата. П: уметь устанавливать аналогии. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. | ||
32 | Подготовка проекта по исследуемой теме: «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников» Консультирование мини-проектов | Комбиниро-ванный урок. Проект. Урок проверки, оценки и коррекции знаний. | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества | Дополнительная литература, компьютер. Дополнительная литература, компьютер. | Работа с дополнительной литературой. Работа с дополнительной литературой. | Обсуждать способы оформления результатов исследования. Научиться применять приобретённые знания, умения, навыки в конкретной деятельности. | К:развивать умение обменивать-ся знаниями между одноклассни-ками для принятия эффективных совместных решений. Р:прогнозировать результат и уровень усвоения. П:уметь осуществлять анализ объектов с выделением сущест-венных и несущественных признаков. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | ||
33 | Защита мини-проектов. | Здоровьесбережения,проб- лемного обу-чения, разви- вающего обучения. | Презентации, сообщения | Работа с компьютером. | Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты | К:учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Р:формировать целевые установки учебной деятельности. П:уметь устанавливать аналогии. | Формирование навыков анализа,творческой инициативности и активности. | |||
34 | Экскурсия на природу | Урок -экскурсия | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий. | Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии. Соблюдать правила поведения в природе | Анализировать содержания заданий и форм подготовки отчёта о проведённой работе. Принимать участие в составлении и обсуждении «кодекса поведения» в природе. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Удивительный микромир"
Дополнительная образовательная программа предлагает занятия по микробиологии с использованием электронного микроскопа Школьный Альтами для учащихся 5 - 8 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...
Понедельное планирование проектной деятельности "Удивительный мир вышивки" 6 класс
Описание проектаПроект направлен на разработку различных оригинальных, изящных и экономичных изделий, а также на использование знаний, умений и навыков, полученных на уроке технологии по вышивке.Метод...
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Удивительный микромир» для обучающихся 5 классов
Рабочая программа «Удивительный микромир» разработана на основе программ по биологии основного общего образования, п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир математики» (6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир математики" (общеинтеллектуальная направленность). Срок реализации программы 1 год. Возраст обучающихся 12-13 лет....
Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.
Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительная химия" 8-9 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительная химия" 8-9 класс...