Рабочая программа элективного курса "Удивительный мир задач" 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Иванова Валентина Николаевна

Учебный материал курса будет способствовать успешному прохождению аттестации учащихся  за курс основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хмелитская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

«Утверждено»

 приказом директора

№ 40-01-13 от 28.08.19)  

Рабочая  программа

элективного курса по математике

«Удивительный мир задач»

 9 класс

2019/2020 учебный год

Учитель: Иванова В.Н.



2019год

Пояснительная записка

Рабочая  программа элективного курса по математике «Удивительный мир задач» для 9 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897)
  • Общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Хмелитской СОШ на 2019- 2020 учебный год
  • Учебного плана МБОУ Хмелитской СОШ на 2019-2020 учебный год

Актуальность программы обусловлена тем, что итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9 классов.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач   обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи  формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.

Научить решать текстовые задачи   – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект математического моделирования.  Умение производить процентные расчёты в настоящее время становится необходимым в силу неоднозначности  в восприятии различных проблем, часто им необходимо дать оценку с точки зрения математических знаний. Прикладное значение этой темы затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных  бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной  экономики и задач технологии производства. Учебный материал курса будет способствовать успешному прохождению аттестации учащихся  за курс основной школы. Этот предметный курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.
  Курс рассчитан на 34 часа.

Цели курса:

  • формирование понимания необходимости усвоения спектра текстовых задач, показав широту применения расчётов в реальной жизни;
  • развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
  • воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • осуществление интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения,  для решения практических проблем.

Задачи курса:

  • развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.),
  • познакомить учащихся с разными типами текстовых  задач, особенностями методики и различными способами их решения;
  • привить учащимся основы экономической грамотности;
  • создать условия, способствующие  самоопределению учащихся;
  • развивать ключевые  компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

  • определять тип текстовой задачи, знать особенности её решения, использовать при решении разные подходы;
  • самостоятельно  производить процентные расчёты, а так же поделиться с одноклассниками своими знаниями.
  • применять математический аппарат к решению повседневных  бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной  экономики и задач технологии производства;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.
  • при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять компьютерные технологии;
  • использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

  Выпускник получит возможность научиться:

владеть компетенциями:

  • познавательной; информационной; коммуникативной; рефлексивной.

решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группах;
  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые,

индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные.

Формирование знаний: лекция, семинар

Формирование умений и навыков: практикум

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования

Проверка знаний: зачет, тест.

Содержание программы

  1. Текстовые задачи и техника их применение(2 ч.)

      понятие текстовой задачи и ее виды;

этапы решения текстовой задачи;

      арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи;

наглядные образы как средство решения математических задач;

оформление решения текстовых задач;

рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.

  1. Задачи на движение (6 ч.)

движения навстречу друг другу;

движение в противоположных направлениях из одной точки;

движение в одном направлении;

движение по реке (движение по течению и против течения);

движение по кольцевым дорогам;

относительность движения;

чтение графиков движения;

графический способ решения задач на движение.

  1. Задачи на работу (7 ч.)

алгоритм решения задач на работу;

вычисление неизвестного времени работы;

            путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;

задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами;

задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;

задачи, в которых требуется найти производительность труда;

задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение;

предусмотренного объёма работы;

система задач, подводящих к составной задаче.

  1. Задачи на проценты (4 ч.)

типы задач на проценты;

процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы,банковские операции, голосования).

  1. Задачи на смеси и сплавы (6 ч.)

основные допущения при решении задач на смеси и сплавы;

задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;

способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);

объёмная концентрация;

процентное содержание.

      6.Задачи на прогрессии (2 ч.)

особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии;

решение задач на   формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.

       7.Задачи с геометрическим содержанием (3 ч.)

вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях;

практическая работа на местности;

решение геометрических задач алгебраическим способом.

       8. Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ГИА и ЕГЭ (4 ч.)

Календарно-тематическое планирование

№ уро-ка

Содержание материала  урока (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Текстовые задачи и техника их применения

2

1

Понятие текстовой задачи и ее виды. Этапы решения текстовой задачи. Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи.

1

2

Оформление решения текстовых задач; рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.

1

Задачи на движение

6

3.

Решение задач на движения навстречу друг другу

1

4.

Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки.

1

5.

Решение задач на движение в одном направлении

1

6.

Решение задач на движение по реке (движение по течению и против течения).

1

7.

Решение задач на движение по кольцевым дорогам. Относительность движения.

1

8

Чтение графиков движения. Графический способ решения задач на движение

1

Задачи на работу

7

9.

Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работ

1

10.

Решение задач на путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа

1

11.

Решение задач на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

1

12.

Решение задач, в которых требуется определить объём выполняемой работы

1

13.

Решение задач, в которых требуется найти производительность труда

1

14.

Решение задач, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы

1

15

Решение систем задач, подводящих к составной задаче

1

Задачи на проценты

4

16

Решение типовых задач на проценты.

1

17

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы )

1

18

Процентные вычисления в жизненных ситуациях      (банковские операции, голосования)

1

19

Процентные вычисления в жизненных ситуациях      (банковский процент, ипотека)

1

Задачи на смеси и сплавы

6

20

Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы

1

21

Решение задач, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание» (формулы) смеси  и сплава.

1

22

  Способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);

1

23

Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава)

1

24

 Решение задач на переливание

1

25

Решение задач на процентное содержание смеси (сплава)

1

VI.

Задачи на прогрессии

2

26

Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.

1

27

Решение задач на   формулы общего члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической прогрессии.

1

VII.

Задачи с геометрическим содержанием

3

28

Вычисление элементов, периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях.

1

29

Практическая работа на местности

1

30

Решение геометрических задач алгебраическим способом

1

VIII.

Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ГИА и ЕГЭ

4

31

 Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра»

1

32

  Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра»

1

33

  Решение текстовых задач из второй части модуля «Алгебра»

1

34

 Итоговое занятие. Обобщение решения текстовых задач

1

Литература:

  1. А.Л.Семенов, И.В. Ященко. 3000 задач по математике. ГИА-2019.
  2. А.Л.Семенов, И.В. Ященко. ОГЭ -2019 по математике.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный институт педагогических измеренийwww.fipi.ru
  2. Сайт Д. Гущина http://sdamgia.ru/
  3. Сайт Решу ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...