Условия успешной социализации детей дошкольного и младшешкольного возраста в контексте современных тенденций образования
статья

В статье раскрывается мое понимание и размышления о том, что мешает успешной адаптации и социализации детей в обществе. А также, что способствует успешной реализации данной задачи в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: закон, общечеловеческие ценности, ответственность, понимание, гармония.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_uspeshnoy_sotsializatsii_detey.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Условия успешной социализации детей дошкольного и младшешкольного возраста в контексте современных тенденций образования.

Аннотация. В статье раскрывается мое понимание и размышления о том, что мешает успешной адаптации и социализации детей в обществе. А также, что способствует успешной реализации данной задачи в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: закон, общечеловеческие ценности, ответственность, понимание, гармония.

   

   С давних времен мы знаем пословицу «Незнание закона не освобождает от ответственности», но применяем ли мы ее в общении с нашими детьми.          

   Мы знаем множество законов: юридических, физических, химических, биологических и т.д.

А какие законы значимы и важны для Вас, руководствуетесь ли Вы ими, соблюдаете  Вы их …

    Дети — наше ВСЁ. Это радость, счастье, любовь, мир, гармония и сила. Без них наше будущее туманно и неясно, а скорее всего, его просто нет. То, что мы, взрослые, вкладываем в них, чему обучаем, какие даем ориентиры, какое отношение у них формируется под нашим влиянием -  все это, через десяток лет, будет создавать НАШ МИР.  

Дошкольный и младший школьный возраст — это основа основ. Это фундамент нашего дома-жизни, а как Вы знаете,  на плохом, некачественном фундаменте дом быстро разрушается, и могут быть большие потери.

   Если задуматься, что такое социализация детей. Это обучение детей определенным законам поведения; пониманию и принятию  общественно устоявшихся взглядов и норм.  

Под словами  «определенные  законы» я понимаю общечеловеческие ценности единые для всех и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

  Семья, детский сад, школа и учреждения дополнительного образования являются  основными институтами  социализации ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, которые воспитывают, обучают и  развивают  поведенческую, эмоционально-чувственную, познавательную, бытийную, морально-нравственную, межличностную стороны его личности.

Задачи социализации, при воспитании и обучении детей, пронизывают весь педагогический процесс и затрагивают все этапы работы. Это и выбор темы, и подборка материала к занятию, и его  реализация с освоением знаний, умений и навыков детьми. Но главным и неотъемлемым «институтом» социализации, по моему мнению, является сама  жизнь.

   Жизнь - учитель, предоставляющий нам ситуации, при осмыслении которых ребенок усваивает все социальные нормы и общечеловеческие ценности. Для каждого взрослого, будь он родитель или педагог,  их, ситуации, надо только увидеть и не пропустить, а заметив не отвернуться, а мудро, целостно, откровенно и искренне разобрать с ребенком, основываясь на его уровень доступности понимания информации.

     Все дети любят задавать вопросы взрослым, а надо научиться играть в обратную игру «Вопросы для детей», но в этой игре есть непрекословное, безоговорочное правило для взрослых, которому придется еще поучиться,  научится слушать и слышать ответы. Мы, чаще всего, не дожидаемся ответа ребенка, сами отвечаем на свой же вопрос, внося в него то, что накипело и наболело, свою актуальную реальность, а мнение и видение ребенка у нас уже на втором плане. А если постараться услышать, дослушать, понять его видение ситуации, а вдруг, то,  что взрослый себе вообразил, не соответствует реальности ребенка, его восприятию, его пониманию и  понятиям.

    В этом быстром современном мире мы все чаще забываем слушать своих детей, слышать и рефлексировать их понимание окружающей действительности. А это очень важно и ценно.

   В своей работе я стараюсь использовать ситуации, даваемые жизнью, для того чтобы услышать понимание мира ребенком. И  когда это происходит - это один из самых значимых моментов, время искренних слов и эмоций, которых так часто нам  всем не хватает.

   Мир детей очень хрупок и нежен, он восприимчив и категоричен. Что может вызвать сложность адаптации, социализации в обществе? Скорее всего, незнание или искаженное  понимание одного или нескольких «законов». Ребенок растет и, неся в себе искривленное понимание общечеловеческих ценностей, он может нарушить, не принять, обойти или забыть одну из норм  общечеловеческого существования. В его мире «черное» может стать «белым», а ложь становится правдой. А почему? Ответ прост. Мы, его родители, его окружение упустили, не подсказали, а может и сами показали пример нарушения гармонии общечеловеческих принципов мироустройства.  Если на  глазах маленького ребенка было неоднократное унижение, оскорбление, обман, ложь  или предательство,  после которых он испытал боль и разочарование то, как он будет воспринимать  Мир?  Из  курса психологии мы знаем, что у  ребенка в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление, он будет делать так, как  видел, как узнал от тех людей, что его окружают, и эти поступки нагляднее тех слов, что он услышит.  

    Да, слова могут лечить, но давайте брать ответственность за то, какой пример несем мы  детям, и тогда социализация и адаптация детей в обществе будет проходить легко и без дополнительных усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

Занятия художественным творчеством, как условие успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.

Рекомендации по организации занятий художественным творчеством для детей с ОВЗ....

Финансовая грамотность, как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Пояснительная записка 2. Структура курса и тематический план 3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся...

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...

Консультация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»

Консультация для педагогов ДОУ«Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Подобраны речедвигательные  игры для детейс ТНР 5 - 6 лет, в которых можно закрепить какое – либо основное движение и провести работу по накоплению словаря....