Программа логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии с обучающимися начальных классов с задержкой психического развития
рабочая программа на тему

Зорина Оксана Владимировна

     Я хочу представить программу логопедической работы для обучающихся 3-4 классов по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи.

     Проблема эта очень актуальна и одно из проявлений её в том, что при обучении русскому языку обучающиеся не усваивают правописание слов с безударными гласными в корне слова, так камк неправильно подбирают проверочные слова.

     Программа представляет собой подробно разработанный алгоритм коррекционной работы и систему занятий с обучающимися с задержкой психического развития, испытывающими проблемы в правописании слов с безударными гласными в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_agrammaticheskoy_disgrafii.doc61 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie-tablitsa.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связано с его психическим развитием, с уточнением и осознанием представлений ребёнка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

     В связи с этим, особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Ограниченность представлений и знаний об окружающем мире проявляется в отсутствии в словаре младших школьников с задержкой психического развития многих обозначений хорошо известных детям предметов, действий, качеств. Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо «рама» - «окно», «клевать» - «есть», «платье» - «одежда» и т. д.). Слова — наименования часто заменяются описанием или действием («конура» - «тут спит собака», «почтальон» - «он приносит газеты»).     У большинства обучающихся начальных классов с задержкой психического развития отмечается значительное преобладание пассивного словаря над активным. В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определённые трудности. Обычно, в речи детей с задержкой психического развития используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.

     Особую трудность вызывает употребление обобщающих понятий. Большинство обучающихся младших классов с задержкой психического развития не осознают взаимоотношений между родовыми и видовыми понятиями. Вместе с тем, обобщающие понятия находятся в пассивном словаре детей, так, например, они правильно подбирают картинки к словам «посуда», «мебель»     и т. д.

     В активном словаре детей с задержкой психического развития преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие трудности. Так же в активном словаре этих детей широко представлены слова — неологизмы. Большинство детей с задержкой психического развития испытывают трудности в выделении части предмета, его цвета, формы, величины, пространственного отношения. В речи этих детей редко употребляются слова, обозначающие пространственные соотношения. Вместо них используются наречия типа «там», «здесь» и т. д.

     В речевых высказываниях обучающихся младших классов с задержкой психического развития часто наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов.

Несформированность лексической стороны речи особенно ярко проявляется в особенностях выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов. Характерной ошибкой при выполнении таких заданий является замена необходимого антонима исходным словом с частицей «не» или подбор других форм слова, родственных слов. Вместо синонимов дети подбирают слова, связанные одной ситуацией («врач» - «больной», «медсестра»; «огонь» - «газ», «огнетушитель»).

Таким образом можно сделать выводы о специфике словаря обучающихся младших классов с задержкой психического развития:

  • значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря, особенно это касается слов, обозначающих качества и отношения;
  • неточное, недифференцированное употребление слов;
  • недостаточно слов, обозначающих общие понятия, и слов конкретизирующих эти понятия;
  • затруднена активизация словарного запаса;
  • зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности;
  • неточности восприятия, неполноценности анализа.

     Особенно большие трудности вызывает у обучающихся младших классов с задержкой психического развития овладение навыками словообразования. У детей с задержкой психического развития процесс словообразования задерживается и затягивается во времени.

Известно, что пополнение лексикона осуществляется не только путём заимствования из речи окружающих, но и путём образования новых слов из уже накопившихся в активном словаре. Способность образовывать производные слова от корневых — необходимое условие расширения словаря. Без этой способности нельзя представить возможность грамматического оформления высказывания. Овладение словообразовательными процессами тесно связано с познавательной деятельностью ребёнка, его активной ориентировкой в предметной и речевой действительности. Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребёнок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значением, однако ещё недостаточно дифференцирует с учётом норм языка. Детское «словотворчество» возникает лишь на определённом этапе развития познавательной деятельности ребёнка. В связи с этими фактами становится понятным более позднее начало периода детского «словотворчества» у детей  с задержкой психического развития, а также большая продолжительность этого процесса. Например, слова — неологизмы наблюдаются даже в речи детей 4 классов с задержкой психического развития. Употребление слов — неологизмов детьми с задержкой психического развития тоже отличается рядом особенностей. Для образования разных прилагательных они используют один и тот же суффикс. Употребление одного суффикса охватывает слова, не связанные ни ситуационно, ни понятийно. Образованный ими неологизм, дети воспринимают как правильное слово. Это свидетельствует о несформированности «чувства языка» у детей с задержкой психического развития. Нарушение словообразования у таких детей проявляются особенно ярко на материале глаголов и прилагательных с использованием приставок и суффиксов («медведевая, медвединая берлога», «вишенное варенье»).

     Словарный запас детей с задержкой психического развития существенно пополняется в ходе коррекционных логопедических занятий. Для пополнения и активизации словаря эффективными могут быть словесные игры. В любой такой игре происходит решение определённой мыслительной задачи, т. е. одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Это чрезвычайно важно для детей с задержкой психического развития, если учесть специфику их познавательной деятельности. Игра вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни, а так же различные явления  языка. Словарная работа пробуждает у детей интерес к семантическим наблюдениям («Почему этот предмет так называется?»). В процессе подобных наблюдений дети овладевают значениями слов, у них формируются практические морфологические обобщения. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование словообразовательных процессов — одного из слабых звеньев в речевой деятельности детей с задержкой психического развития. Рекомендуемые далее задания по совершенствованию словообразовательных процессов направлены на развитие активной познавательной деятельности в сфере языка. Они способствуют формированию обобщённых словесных классов и их дифференциации. Это, в первую очередь, задания по подбору родственных слов. Хорошие результаты даёт специально организованная работа над ошибками, их анализ, сравнение грамматически верных и ошибочных форм слов.

     У обучающихся с задержкой психического развития трудности в усвоении программы по русскому языку в значительной степени обусловлены нарушением лексико – грамматического строя речи.

     Для усвоения программы обучающимся необходимо следующее:

  • достаточный речевой опыт и словарный запас;
  • развёрнутая фразовая речь;
  • понимание зависимостей, выраженных в соответствующих грамматических структурах;
  • умение держать в уме алгоритм действий и руководствоваться им в соответствующих ситуациях.

     По всем этим позициям у обучающихся с задержкой психического развития имеются серьёзные проблемы.

     Я хочу представить программу коррекционной работы для обучающихся 3-4 классов по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи.

     Проблема эта очень актуальна и одно из проявлений её в том, что при обучении русскому языку обучающиеся не усваивают правописание слов с безударными гласными в корне слова, так камк неправильно подбирают проверочные слова.

     Программа представляет собой подробно разработанный алгоритм коррекционной работы и систему занятий с обучающимися с задержкой психического развития, испытывающими проблемы в правописании слов с безударными гласными в корне.

     К третьему году обучения у школьников с задержкой психического развития в основном уже устранены нарушения звукопроизношения, сформированы навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза. Но овладение лексикой происходит с большими отклонениями от нормы, имеются серьёзные нарушения в письме и чтении.

     Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, т. к. они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных слов. В результате у них возникают большие проблемы в овладении морфологическим составом слова и морфологическим принципом русской орфографии, сущность которого состоит в том, что каждая морфема пишется независимо от произношения одинаково.

     Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития на данном этапе строится по следующим направлениям:

  1. Обогащение лексикона путём усвоения словообразовательных моделей;
  2. Использование усвоенных навыков словообразования для обучения подбору однокоренных слов;
  3. Формирование умения в ряду родственных слов находить проверочные слова к данному слову по специально разработанному алгоритму.

     Решению поставленных задач способствует коррекционная работа с учениками по следующим темам:

  • Звуки и буквы. Звукослоговой анализ, синтез. Ударение.

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его звукослоговую структуру.

  • Корень. Однокоренные слова.

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение за значение приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.

  • Безударная гласная.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Общее представление об орфограмме.

  • Словообразование.

Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слов по составу.

При завершении  коррекционно-развивающего обучения у обучающихся:

  • должны быть восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления  о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований.

По истечении коррекционно-развивающего обучения обучающиеся должны:

  • ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. определять, с помощью каких частей слова образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова  в предложениях различных синтаксических конструкций;
  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Обучающиеся должны уметь:

  • сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
  • выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов;
  • соотносить звук с буквой;
  • определять место ударения в слове;
  • грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
  • образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;
  • производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам.

     Учитывая, что у детей с задержкой психического развития остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, способности к переключению.

     Коррекционная логопедическая работа с обучающимися с задержкой психического развития даёт результат при соблюдении следующих условий:

  • Коррекция основного дефекта обучающегося осуществляется в ходе логопедической работы над всеми уровнями языковой системы: звуком, морфемой, словом, предложением. Так, например, чтобы научить детей правильно подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова, необходимо:
  • закрепить навык выделения гласных в слове;
  • научить выделять голосом ударный гласный звук и отображать структуру слова в соответствующих схемах;
  • сформировать умения подбирать родственные слова к данному, различать слова с корнями-омонимами (рисунок, рис, зарисовка, рисовать), с корнями-омофонами (примерять, примирять) по лексическому значению;
  • научить в ряде родственных слов определять те, в которых ударение падает на корень слова;
  • сформировать навык подбора родственных слов к данному слову с  безударной гласной в корне на основе выявления его лексического значения в словосочетании или в предложении, с тем чтобы дифференцировать слова с корнями-омофонами (рыжая лиса – зелёные леса).
  • Интеграция коррекционной логопедической работы со школьной программой по русскому языку и чтению для того, чтобы максимально помочь ребёнку в учёбе и показать успешность его занятий.
  • Обогащение лексики обучающихся, развитие связной речи и коррекция психических процессов, связанных с письмом и чтением.
  • Использование игровых и занимательных заданий, эмоциональной стимуляции в ходе работы с детьми с задержкой психического развития, которым свойственна импульсивность и эмоционально-волевая инфантильность.
  • Достаточное количество упражнений различной степени сложности в зависимости от этапа коррекционной работы, которое необходимо обеспечить, учитывая стойкость специфических нарушений устной и письменной речи, слабость мотивов в учебной деятельности, а также истощаемость обучающихся с задержкой психического развития, их отставание по качеству и темпу при формировании знаний и умений.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Планирование логопедической работы с обучающимися 3-4 классов с задержкой психического развития по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи

                                        Тема занятия

                                                                                                                            Содержание работы

                                                                                                                                           Виды работы

Гласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда и согласных. Развитие навыков выделения звуков, соотнесение звука с буквой  и символами.

Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков:

  • Поднимите красный флажок, если в ряду звуков услышите гласный звук:              

а – м – у – т – о;  

э – а – м – т – у;

т – с – ы – а – р;

  • Из ряда букв выберите гласные и назовите их:

р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н.

  • Поднимите красный флажок , если услышите согласный звук:

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф.

  • Из ряда букв выберите согласные и назовите их:

а, п, в, о, с, ф, к, ш, э, р, л, э, ж, х.

  • Положите синие кружки под согласные буквы.
  • Положите букву под соответствующий кружок.
  • Записать буквы в две строчки.

Упражнения на выделение гласных первого ряда из слогов:

  • Выделение гласных из обратных слогов: ам, ум, ым, ус, оп, ыр.
  • Определение общего звука в обратных слогах: ам, ах, ас, ат;
  • Выделение гласных из прямых слогов: ма, мо, му, су, по, ры.
  • Определение общего звука в прямых слогах: па, ка, на, ма;
  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Записать только гласные буквы слогов.
  • Придумать слог с соответствующим гласным.
  • Определить место гласного в слоге, показать соответствующую цифру.

Упражнения на выделение гласных первого ряда из слов:

  • Определение наличия звука в слове.
  • Выпишите букву, соответствующую начальной гласной в словах              Аня, Оля, утка, Эля, осы, Ася, осень, уши, эхо, уж и т. д..
  • Выпишите букву, соответствующую гласному звуку из середины слов      лак, дым, суп, рот, сок, пар, луч, бык, мак и т. д..
  • Назовите предмет, изображённый на картинке; напишите букву, соответствующую гласному звуку, в следующих словах:

жук, мох, сыр, рак;

кран, стул, волк, клык.

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотношение между звуками и буквами.

Упражнения:

  • Рассмотрите и назовите картинки. Отберите картинки, названия которых начинаются на заданный звук.
  • Рассмотрите и назовите картинки. Отберите картинки, названия которых оканчиваются на заданный звук.
  • Рассмотрите и назовите картинки. Отберите картинки, в названиях которых есть заданный звук в середине слова.
  • Прослушайте слово. Повторите его. Определите в нём место заданного звука (в начале, в конце или в середине слова).
  • Прослушайте слово. Повторите его, выделяя голосом и называя каждый звук.
  • Прослушайте слова. Посчитайте в них количество звуков. Начертите звуковые схемы слов. Обозначьте гласные и согласные звуки.
  • Дидактические игры (Приложение).

Слогообразуюшая роль гласных. Деление слов на слоги.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных.

Упражнения:

  • Знакомство со слогом. (Слог — часть слова. У слога нет значения.)  
  • Деление на слоги сначала двухсложных слов, затем трёхсложных:
  • с помощью хлопков;
  • с помощью графического изображения (подчёркивание слогов);
  • надписывание гласных на графической схеме.

Например: лопата — о  а  а.

  • Деление слов на слоги и выделение голосом гласных в двусложных, в односложных и трёхсложных словах.
  • Графический диктант с выделением гласных (слова произносятся так, как пишутся). Ученики графически изображают слова и надписывают гласные над соответствующим слогом.

Слоговой анализ и синтез слов.

Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов.

Упражнения:

  • Прослушайте слова. Подберите соответствующую схему:

гриб                    рыба                    сапоги

__                         __ __                    __ __ __  

  • Рассмотрите и назовите картинки. В их названии выделите голосом гласные. Определите количество слогов. Покажите схему этого слова.
  • Составьте слова из слогов.
  • Исправьте ошибку в словах: мотолок, моколо, авбусто
  • Подберите к данному слогу подходящий слог из скобок так, чтобы получились слова: но…(ча, ра, ка, ги)
  • Вставьте пропущенные слоги, назовите получившиеся слова:

са – по - …

ра - … - та

… - ши – на

  • Измените слово так, чтобы получился один слог, подчеркните гласные: сыры – сыр
  • Измените слово так, чтобы получилось два слога, подчеркните гласные: мост – мосты
  • Дидактические игры (Приложение).

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой.

Упражнения:                                                                                                      

  • Практическое определение ударного слога в двусложных словах

      сначала с ударением на первом слоге, затем на втором слоге:

  • выделение голосом первого / второго ударного слога, сначала подражая, затем самостоятельно;
  • изображение ударного слога на графической схеме.

           Например: руки — у  _  

  • Практическое определение ударного слога и ударной гласной в двусложных словах с ударение на первом и втором слоге (дифференциация):
  • раскладывание картинок под схемами с предварительным

проговариванием и выделением голосом ударного слога;

  • то же самое самостоятельно;
  • подбор схем к картинкам;
  • графический диктант;
  • изменение односложных слов так, чтобы в них было два слога.

       Например: сом — сомы;

  • составление схем, надписывание гласных и обозначение ударения;
  • выяснение смыслоразличительной роли ударени в словах:

       замок — замок, кружки — кружки;

  • чтение слов, выделение ударного гласного, подбор картинки с изображением предмета;
  • вписывание в предложение соответствующего слова, выделение ударного слога.

Подобные упражнения на определение ударного слога и ударной гласной в трёхсложных словах.

Родственные и однокоренные слова.

Корень слова.

Ознакомление с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Ознакомление с однокоренными словами. Подготовка к словообразованию.

Знакомство с понятием «корень». Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

  • Чтение слов, нахождение общей части (корня) слов, уточнение лексического значения каждого слова.

      Сор, соринка, сорняк, сорный, сорить.

      Постановка ударения. Определение ударной и безударной гласной.

  • Чтение однокоренных слов и запись их в порядке указанных значений.

Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье.

… - ягоды, сваренные в сахаре;

… - горячее, жидкое кушанье;

… - маленький варёный пирожок;

… - мастер по приготовлению пищи;

… - большая ложка для разлива пищи.

  • Нахождение лишнего слова в ряде однокоренных слов, объяснение своего выбора.

Замочек, замок, замкнуть, замочная, зАмок.

  • Нахождение в ряде слов сходных по смыслу слов. Определение общей части. Постановка ударения. Обозначение ударной гласной в корне.

Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка, болезнь, болтунья, боль, больно.

  • Чтение пар слов, выделение общей части (корня). Уточнение лексического значения каждого слова. Подбор к каждому слову родственного слова.

Рис – рисунок, гора – горе.

  • Являются ли данные слова родственными?

БелкИ – бЕлки, кружкИ – крУжки, замОк – зАмок.

  • Подбор к данным словам как можно больше родственных слов. Выделение в них общей части (корня), постановка ударения. Нахождение слов, в которых ударение падает на гласную в корне.

мороз - …                              вода - …

лётчик - …                            сад - …

  • К данным словам подобрать однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?
    соль – солить

боль - …

  • Заменить выделенные слова однокоренными словами, которые отвечают на вопрос какой? какая? какие?

лист клёна – кленовый лист

сок берёзы - …

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов).

Упражнения:

  • Спишите выделенное слово. Поставьте ударение. Обозначьте безударную гласную. Из скобок выпишите проверочное слово.

дожди – (дождь, дождливый, дождик, дождит, дождичек)

  • Прочитайте данное слово. Поставьте в нём ударение. Обозначьте безударную гласную. Догадайтесь, какие три родственных слова могут получиться. Запишите их.              

дома - дО ---- дОм, дОмик, дОма

дворы – двО ---двО…, двО…, двО…

  • Прочитайте выделенное слово. Назовите ударную гласную. Спишите парами, вставляя пропущенную букву.

воды – в . да, годы – г . да

  • К данным словам подберите и запишите группы родственных слов. Поставьте ударение, выделите корень. Подчеркните слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

звон, сад, винт, лес

Образование слов с помощью суффиксов.

Знакомство с суффиксами. Суффиксы профессий, уменьшительно — ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования.

  • Образование от данного слова однокоренных при помощи суффиксов, придающих слову значение уменьшения (-ок-, -к-, -оньк-, -ушк-,        -ышк-, -ошк-, -чик-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ичк-, -енок-, -онок-).

Обозначение корня. Уточнение лексического значения новых слов. Обозначение ударной гласной при помощи ударения, безударной гласной. Подчёркивание корня с ударной гласной (как проверочного).

лисА – лИсонька, лес – лесОк, лесОчек

  • Образование существительных при помощи суффикса –ищ-, придающего слову значение увеличения.

кот – котище, дом – домище

  • Образование слов – названий профессий при помощи суффиксов         –щик-, -ник-, -ист-, -тель-.
  • Образование прилагательных с ласкательным значением при помощи суффикса –еньк-.

красивый – красивенький

  • Образование качественных прилагательных при помощи суффиксов    -оват-, -еват- со значением «чуть-чуть».

белый – беловатый

рыжий – рыжеватый

  • Образование относительных прилагательных при помощи суффиксов –н-, -ск-, -ов-, -ев-.

стена из кирпича – кирпичная стена

день в январе – январский день

лодка из резины – резиновая лодка

начинка из вишни – вишнёвая начинка

  • Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ун-.

бегает – бегун, бегунья

Образование слов с помощью приставок.

Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок.

  • Образование однокоренных слов при помощи приставок от глагольных основ:

- уяснение лексического значения глагола, от которого образовалось новое слово с приставкой (ехать);

- сопоставление его с глаголом, имеющим приставку (ехать – приехать);

- составление с новым словом словосочетаний, предложений;

- сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (приехать – уехать);

- выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой (отбежать, отплыть, отъехать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...