Программа логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии с обучающимися начальных классов с задержкой психического развития
рабочая программа на тему
Я хочу представить программу логопедической работы для обучающихся 3-4 классов по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи.
Проблема эта очень актуальна и одно из проявлений её в том, что при обучении русскому языку обучающиеся не усваивают правописание слов с безударными гласными в корне слова, так камк неправильно подбирают проверочные слова.
Программа представляет собой подробно разработанный алгоритм коррекционной работы и систему занятий с обучающимися с задержкой психического развития, испытывающими проблемы в правописании слов с безударными гласными в корне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_agrammaticheskoy_disgrafii.doc | 61 КБ |
planirovanie-tablitsa.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связано с его психическим развитием, с уточнением и осознанием представлений ребёнка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
В связи с этим, особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Ограниченность представлений и знаний об окружающем мире проявляется в отсутствии в словаре младших школьников с задержкой психического развития многих обозначений хорошо известных детям предметов, действий, качеств. Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо «рама» - «окно», «клевать» - «есть», «платье» - «одежда» и т. д.). Слова — наименования часто заменяются описанием или действием («конура» - «тут спит собака», «почтальон» - «он приносит газеты»). У большинства обучающихся начальных классов с задержкой психического развития отмечается значительное преобладание пассивного словаря над активным. В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определённые трудности. Обычно, в речи детей с задержкой психического развития используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.
Особую трудность вызывает употребление обобщающих понятий. Большинство обучающихся младших классов с задержкой психического развития не осознают взаимоотношений между родовыми и видовыми понятиями. Вместе с тем, обобщающие понятия находятся в пассивном словаре детей, так, например, они правильно подбирают картинки к словам «посуда», «мебель» и т. д.
В активном словаре детей с задержкой психического развития преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие трудности. Так же в активном словаре этих детей широко представлены слова — неологизмы. Большинство детей с задержкой психического развития испытывают трудности в выделении части предмета, его цвета, формы, величины, пространственного отношения. В речи этих детей редко употребляются слова, обозначающие пространственные соотношения. Вместо них используются наречия типа «там», «здесь» и т. д.
В речевых высказываниях обучающихся младших классов с задержкой психического развития часто наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов.
Несформированность лексической стороны речи особенно ярко проявляется в особенностях выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов. Характерной ошибкой при выполнении таких заданий является замена необходимого антонима исходным словом с частицей «не» или подбор других форм слова, родственных слов. Вместо синонимов дети подбирают слова, связанные одной ситуацией («врач» - «больной», «медсестра»; «огонь» - «газ», «огнетушитель»).
Таким образом можно сделать выводы о специфике словаря обучающихся младших классов с задержкой психического развития:
- значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря, особенно это касается слов, обозначающих качества и отношения;
- неточное, недифференцированное употребление слов;
- недостаточно слов, обозначающих общие понятия, и слов конкретизирующих эти понятия;
- затруднена активизация словарного запаса;
- зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности;
- неточности восприятия, неполноценности анализа.
Особенно большие трудности вызывает у обучающихся младших классов с задержкой психического развития овладение навыками словообразования. У детей с задержкой психического развития процесс словообразования задерживается и затягивается во времени.
Известно, что пополнение лексикона осуществляется не только путём заимствования из речи окружающих, но и путём образования новых слов из уже накопившихся в активном словаре. Способность образовывать производные слова от корневых — необходимое условие расширения словаря. Без этой способности нельзя представить возможность грамматического оформления высказывания. Овладение словообразовательными процессами тесно связано с познавательной деятельностью ребёнка, его активной ориентировкой в предметной и речевой действительности. Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребёнок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значением, однако ещё недостаточно дифференцирует с учётом норм языка. Детское «словотворчество» возникает лишь на определённом этапе развития познавательной деятельности ребёнка. В связи с этими фактами становится понятным более позднее начало периода детского «словотворчества» у детей с задержкой психического развития, а также большая продолжительность этого процесса. Например, слова — неологизмы наблюдаются даже в речи детей 4 классов с задержкой психического развития. Употребление слов — неологизмов детьми с задержкой психического развития тоже отличается рядом особенностей. Для образования разных прилагательных они используют один и тот же суффикс. Употребление одного суффикса охватывает слова, не связанные ни ситуационно, ни понятийно. Образованный ими неологизм, дети воспринимают как правильное слово. Это свидетельствует о несформированности «чувства языка» у детей с задержкой психического развития. Нарушение словообразования у таких детей проявляются особенно ярко на материале глаголов и прилагательных с использованием приставок и суффиксов («медведевая, медвединая берлога», «вишенное варенье»).
Словарный запас детей с задержкой психического развития существенно пополняется в ходе коррекционных логопедических занятий. Для пополнения и активизации словаря эффективными могут быть словесные игры. В любой такой игре происходит решение определённой мыслительной задачи, т. е. одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Это чрезвычайно важно для детей с задержкой психического развития, если учесть специфику их познавательной деятельности. Игра вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни, а так же различные явления языка. Словарная работа пробуждает у детей интерес к семантическим наблюдениям («Почему этот предмет так называется?»). В процессе подобных наблюдений дети овладевают значениями слов, у них формируются практические морфологические обобщения. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование словообразовательных процессов — одного из слабых звеньев в речевой деятельности детей с задержкой психического развития. Рекомендуемые далее задания по совершенствованию словообразовательных процессов направлены на развитие активной познавательной деятельности в сфере языка. Они способствуют формированию обобщённых словесных классов и их дифференциации. Это, в первую очередь, задания по подбору родственных слов. Хорошие результаты даёт специально организованная работа над ошибками, их анализ, сравнение грамматически верных и ошибочных форм слов.
У обучающихся с задержкой психического развития трудности в усвоении программы по русскому языку в значительной степени обусловлены нарушением лексико – грамматического строя речи.
Для усвоения программы обучающимся необходимо следующее:
- достаточный речевой опыт и словарный запас;
- развёрнутая фразовая речь;
- понимание зависимостей, выраженных в соответствующих грамматических структурах;
- умение держать в уме алгоритм действий и руководствоваться им в соответствующих ситуациях.
По всем этим позициям у обучающихся с задержкой психического развития имеются серьёзные проблемы.
Я хочу представить программу коррекционной работы для обучающихся 3-4 классов по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи.
Проблема эта очень актуальна и одно из проявлений её в том, что при обучении русскому языку обучающиеся не усваивают правописание слов с безударными гласными в корне слова, так камк неправильно подбирают проверочные слова.
Программа представляет собой подробно разработанный алгоритм коррекционной работы и систему занятий с обучающимися с задержкой психического развития, испытывающими проблемы в правописании слов с безударными гласными в корне.
К третьему году обучения у школьников с задержкой психического развития в основном уже устранены нарушения звукопроизношения, сформированы навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза. Но овладение лексикой происходит с большими отклонениями от нормы, имеются серьёзные нарушения в письме и чтении.
Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, т. к. они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных слов. В результате у них возникают большие проблемы в овладении морфологическим составом слова и морфологическим принципом русской орфографии, сущность которого состоит в том, что каждая морфема пишется независимо от произношения одинаково.
Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития на данном этапе строится по следующим направлениям:
- Обогащение лексикона путём усвоения словообразовательных моделей;
- Использование усвоенных навыков словообразования для обучения подбору однокоренных слов;
- Формирование умения в ряду родственных слов находить проверочные слова к данному слову по специально разработанному алгоритму.
Решению поставленных задач способствует коррекционная работа с учениками по следующим темам:
- Звуки и буквы. Звукослоговой анализ, синтез. Ударение.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его звукослоговую структуру.
- Корень. Однокоренные слова.
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение за значение приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
- Безударная гласная.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Общее представление об орфограмме.
- Словообразование.
Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие способности проводить разбор слов по составу.
При завершении коррекционно-развивающего обучения у обучающихся:
- должны быть восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований.
По истечении коррекционно-развивающего обучения обучающиеся должны:
- ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. определять, с помощью каких частей слова образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Обучающиеся должны уметь:
- сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
- выполнять звукобуквенный и слоговой анализ слов;
- соотносить звук с буквой;
- определять место ударения в слове;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
- образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;
- производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам.
Учитывая, что у детей с задержкой психического развития остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, способности к переключению.
Коррекционная логопедическая работа с обучающимися с задержкой психического развития даёт результат при соблюдении следующих условий:
- Коррекция основного дефекта обучающегося осуществляется в ходе логопедической работы над всеми уровнями языковой системы: звуком, морфемой, словом, предложением. Так, например, чтобы научить детей правильно подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова, необходимо:
- закрепить навык выделения гласных в слове;
- научить выделять голосом ударный гласный звук и отображать структуру слова в соответствующих схемах;
- сформировать умения подбирать родственные слова к данному, различать слова с корнями-омонимами (рисунок, рис, зарисовка, рисовать), с корнями-омофонами (примерять, примирять) по лексическому значению;
- научить в ряде родственных слов определять те, в которых ударение падает на корень слова;
- сформировать навык подбора родственных слов к данному слову с безударной гласной в корне на основе выявления его лексического значения в словосочетании или в предложении, с тем чтобы дифференцировать слова с корнями-омофонами (рыжая лиса – зелёные леса).
- Интеграция коррекционной логопедической работы со школьной программой по русскому языку и чтению для того, чтобы максимально помочь ребёнку в учёбе и показать успешность его занятий.
- Обогащение лексики обучающихся, развитие связной речи и коррекция психических процессов, связанных с письмом и чтением.
- Использование игровых и занимательных заданий, эмоциональной стимуляции в ходе работы с детьми с задержкой психического развития, которым свойственна импульсивность и эмоционально-волевая инфантильность.
- Достаточное количество упражнений различной степени сложности в зависимости от этапа коррекционной работы, которое необходимо обеспечить, учитывая стойкость специфических нарушений устной и письменной речи, слабость мотивов в учебной деятельности, а также истощаемость обучающихся с задержкой психического развития, их отставание по качеству и темпу при формировании знаний и умений.
Предварительный просмотр:
Планирование логопедической работы с обучающимися 3-4 классов с задержкой психического развития по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи | ||
Тема занятия | Содержание работы | Виды работы |
Гласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда и согласных. Развитие навыков выделения звуков, соотнесение звука с буквой и символами. | Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков:
а – м – у – т – о; э – а – м – т – у; т – с – ы – а – р;
р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н.
м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф.
а, п, в, о, с, ф, к, ш, э, р, л, э, ж, х.
Упражнения на выделение гласных первого ряда из слогов:
Упражнения на выделение гласных первого ряда из слов:
жук, мох, сыр, рак; кран, стул, волк, клык. |
Звукобуквенный анализ и синтез слов. | Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотношение между звуками и буквами. | Упражнения:
|
Слогообразуюшая роль гласных. Деление слов на слоги. | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. | Упражнения:
Например: лопата — о а а.
|
Слоговой анализ и синтез слов. | Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов. | Упражнения:
гриб рыба сапоги __ __ __ __ __ __
са – по - … ра - … - та … - ши – на
|
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой. | Упражнения:
сначала с ударением на первом слоге, затем на втором слоге:
Например: руки — у _
проговариванием и выделением голосом ударного слога;
Например: сом — сомы;
замок — замок, кружки — кружки;
Подобные упражнения на определение ударного слога и ударной гласной в трёхсложных словах. |
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. | Ознакомление с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Ознакомление с однокоренными словами. Подготовка к словообразованию. Знакомство с понятием «корень». Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. |
Сор, соринка, сорняк, сорный, сорить. Постановка ударения. Определение ударной и безударной гласной.
Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье. … - ягоды, сваренные в сахаре; … - горячее, жидкое кушанье; … - маленький варёный пирожок; … - мастер по приготовлению пищи; … - большая ложка для разлива пищи.
Замочек, замок, замкнуть, замочная, зАмок.
Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка, болезнь, болтунья, боль, больно.
Рис – рисунок, гора – горе.
БелкИ – бЕлки, кружкИ – крУжки, замОк – зАмок.
мороз - … вода - … лётчик - … сад - …
боль - …
лист клёна – кленовый лист сок берёзы - … |
Безударная гласная, проверяемая ударением. | Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов). | Упражнения:
дожди – (дождь, дождливый, дождик, дождит, дождичек)
дома - дО ---- дОм, дОмик, дОма дворы – двО ---двО…, двО…, двО…
воды – в . да, годы – г . да
звон, сад, винт, лес |
Образование слов с помощью суффиксов. | Знакомство с суффиксами. Суффиксы профессий, уменьшительно — ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования. |
Обозначение корня. Уточнение лексического значения новых слов. Обозначение ударной гласной при помощи ударения, безударной гласной. Подчёркивание корня с ударной гласной (как проверочного). лисА – лИсонька, лес – лесОк, лесОчек
кот – котище, дом – домище
красивый – красивенький
белый – беловатый рыжий – рыжеватый
стена из кирпича – кирпичная стена день в январе – январский день лодка из резины – резиновая лодка начинка из вишни – вишнёвая начинка
бегает – бегун, бегунья |
Образование слов с помощью приставок. | Знакомство с приставками. Нахождение приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование при помощи приставок. |
- уяснение лексического значения глагола, от которого образовалось новое слово с приставкой (ехать); - сопоставление его с глаголом, имеющим приставку (ехать – приехать); - составление с новым словом словосочетаний, предложений; - сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (приехать – уехать); - выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой (отбежать, отплыть, отъехать). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра "Солнышко"
Рабочая программа 4 класс НОО...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (4 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...
Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...
Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (1 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития.
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы по "Преодолению трудностей в обучении" для обучающихся 4 классов с задержкой психического развития в образовательном процессе в рамках реа...