Социально-педагогический тренинг для родителей
план-конспект на тему

Дилин Нина Иосифовна

При формировании личности значимым элементом является семья. Поэтому эффективность работы с детьми невозможна вне работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-pedagogicheskiy_trening_dlya_roditeley.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

При формировании личности значимым элементом является семья. Поэтому эффективность работы с детьми невозможна вне работы с родителями.

Часто у родителей со своими детьми возникает  дефицит в общении или иначе сказать языковой барьер.  У них не проявляется активность в сотрудничестве, стремление и способность к совместной деятельности со взрослым. Деловые контакты со взрослым возникают поздно, осуществляются в примитивной форме.

В подростковом возрасте ярко проявляется то, что дети «липнут» к каждому минимально доброжелательному взрослому, готовы выполнять любую его просьбу, делают все возможное, чтобы обратить на себя его внимание. Одновременно во взаимоотношениях со взрослыми часто бывают грубы, проявляют ничем не обоснованную агрессивность, обидчивость и т. п.

Даже самое поверхностное наблюдение позволяет предполагать неудовлетворенность потребностей  в общении со взрослыми у детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении.

Трудности в общении со взрослыми обусловлены, не сформированностью навыков практической и речевой коммуникации, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем.

Цель занятий – формирование и развитие навыков общения, осознание себя членом семьи.

Задачи:

- развитие навыков вербального и невербального общения;

-формирование умения приходить к единому мнению и способности отстаивать собственное мнение;

  • сплочение, доверие к членам семьи.

Блок «Работа с родителями» состоит из шести занятий.

Занятие 1.

Цель: Знакомство, настрой на взаимодействие, представление о семье.

Приветствие.

Ход. Напоминание о правилах занятия, обсуждение с участниками выбора приветствия. Более популярное закрепляется на весь курс занятий.

«Несколько слов о семье»

Семья представляет собой систему, функционирующую по определенным правилам. Всем членам семьи необходимо их соблюдать. Люди создают семьи по ряду причин: ожидая позитивных перемен от получения любви, внимания, заботы, для того, чтобы завести детей, ради материального благосостояния. Семья как система состоит из отдельных частей – ее членов. Каждый член семьи очень важен, он крепко связан с другими членами и оказывает на них влияние. Семья организована в соответствии с внутренними и внешними правилами, определяющими ее функции, реакции и взаимоотношения. Деятельность семьи должна быть направлена на непосредственное удовлетворение потребностей ее членов и поддержание их жизнедеятельности. Семья жизнеспособна только тогда, когда все функции жизнедеятельности соблюдаются.

Функции семьи:

  • воспитательная, направленная на удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве и воспитании детей;
  • хозяйственно-бытовая, предполагающая удовлетворение материальных потребностей членов семьи;
  • эмоциональная – удовлетворение потребности в уважении, признании, эмоциональной поддержке;
  • первичного социального контроля, направленная на соблюдение норм членами семьи.

Человек, создавая семью, приносит в нее свои личностные особенности. У него сформировано определенное отношение к себе (позитивное или негативное), интеллект, коммуникативные способности, принципы, он следует в жизни определенным правилам и законам.

Упражнение Снежный ком.

Ход. Все сидят в кругу. Каждый называет свое имя; следующий называет имя предыдущего, а затем свое, и т.д. Последний называет имена всех, участвующих в тренинге.

Упражнение Моя семья.

Цель: осознание своей семьи, в какой семье они живут, какие способы в семье используются, какие ролевые позиции занимают члены семьи.

Ход упражнения. Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем ромашку с семью лепестками. Представьте, что этот цветок – ваша семья. Напишите в серцевине ромашки «Моя семья».

  1. Посмотрите на этот замечательный цветок, подумайте о своей семье, представьте членов вашей семьи и перечислите их на первом из лепестков.
  2. Подумайте о своей семье и напишите на втором лепестке, что вам нравиться делать всем вместе с семьей.
  3. На третьем лепестке напишите, какие правила существуют в вашей семье. Кто их придумал, строго ли они соблюдаются?
  4. На следующем лепестке напишите, как принимаются решения в вашей семье?
  5. На пятом – как реагируют члены вашей семьи, когда вам плохо или радостно?
  6. На шестом лепестке напишите, как принято в вашей семье справляться с жизненными трудностями и стрессами. Что обычно делается для их преодоления?
  7. На последнем седьмом лепестке напишите пожелание своей семье и что бы вы хотели попросить их для себя.

Посмотрите на этот прекрасный цветок, прочитайте написанное.

Какие чувства у вас возникают сейчас, когда вы думаете о своей семье?

После завершения упражнения каждый участник группы может рассказать о написанном. Ведущий задает уточняющие вопросы. Цель ведущего -  помочь участникам осознать, в какой семье они живут, какие способны взаимодействия в семье используются. Он дает возможность почувствовать, какие ролевые позиции занимают члены семьи, какой позитивный вклад каждый может сделать в развитие совей семьи.

Упражнение «Как я могу улучшить отношения в своей семье».

Ход. Ведущий просит участников написать на листке бумаги, что они могут сделать для того, чтобы отношения в с родственниками в семье стали лучше. Затем о просит их прочитать написанное и предлагает при помощи мозгового штурма придумать методы самопомощи по улучшению отношений в семье. Все предложенные способы записываются на ватмане. Участники выбирают из них подходящие для себя.

Ведущий предлагает заняться улучшением отношений прямо на занятиях. Для этого каждому нужно написать письмо тому члену своей семьи, с которым он испытывает трудности. Письма могут зачитываться в группе.

Упражнение  Релаксация.

Цель: закрепление внутреннего положительного состояния.

Ход. Предлагаю вам удобно сесть на стуле. Руки расслабить. Закрыть глаза. Сделать «Вдох-выдох».

А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок, и вам хочется находиться там, среди этого великолепия, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух, может быть, вы что-то слышите, какие-то звуки, может быть, это шумят деревья или же поют птицы, а может быть, вы слышите, как звучит тишина. Остановитесь там, среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо. Вы можете закрыть глаза, чтобы лучше почувствовать прелесть  природы,  чтобы  своим  внутренним взором увидеть, как она красива …

- А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.

(Текст читается спокойным голосом, сохраняются паузы между предложениями).

Занятие 2.

Цель: Развитие заинтересованности, эмпатии.

Упражнение. Приветствие. (см.выше).

Дискуссия «Как добиться того, чтобы ребенок советовался с вами?»

Цель:  развитие навыков восприятия и понимания своего ребенка в процессе общения.

На минуту задумайтесь над  тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью, Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь или ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

                Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

                Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

                Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

                Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

Упражнение  Подарки.

Цель: развитие эмпатического восприятия другого человека.

Ход. Участники сидят по кругу. Каждый участник дарит символический подарок соседу справа (это может быть любой предмет, явление и т.д.).

Упражнение Релаксация.

Цель: закрепление внутреннего положительного состояния.

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на берегу синего озера: ощутите легкость в руках, в теле; почувствуйте, как свежий ветер подхватывает вас и поднимает медленно и плавно к синему небу. Ветерок ласкает ваши волосы, овевает свежим дыханием лицо. Вы чувствуете на свежем лице прикосновение ветерка, вы видите облака. Рассмотрите их, какого они цвета, формы? Вы медленно опускаетесь на пушистое прохладное облако. Вокруг мелькают разноцветные огоньки – это ваши мысли, которые радуются вам и подмигивают своим светом. На вашем лице спокойная улыбка: вы спокойны.

Хорошо отдыхать, но пора вставать.

Занятие 3.

Цель: Развитие взаимоподдержки и доверия.

Упражнение. Приветствие. (см.выше)

Круглый стол для родителей

«Защитим наших детей от беды»

Родители на то и родители, чтобы беспокоиться о своих детях. Так было и так будет всегда. Только времена меняются, а вместе с ними и поводы для родительских тревог. В наши дни родители волнуются, когда слышат от своих знакомых страшные истории о подростках – наркоманах, подростках – правонарушителей, и когда смотрят по телевизору передачи о наркотиках, преступлениях. Рядом с нами живут родители, чьи дети попали в беду. Их отчаянные попытки спасти своего ребенка порождают чувство бессилия. Иногда они говорят, что ни одна лечебная или профилактическая программа не в состоянии им помочь, но не все так безнадежно, как кажется.

Но, мне кажется, что  все мы – родители, специалисты должны сохранять определенную долю оптимизма даже в непростых условиях современной жизни. Оказывается, ребенок обладает большими защитными ресурсами психологического и физического здоровья. Невзирая не на какие неблагоприятные обстоятельства он может стать полноценным человеком и настоящим гражданином. Часть этих защитных ресурсов напрямую связана с вашим поведением как родителей. Что же в вашем поведении важно для благополучия детей?

Приведем советы и идеи, которые способствуют усилению защитных ресурсов ребенка.

Поддержка ребенка семьей

  • Чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребенок и сам знает, что вы его любите;
  • Пусть ваша любовь к ребенку будет выражена словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь;
  • Это неправда, что с возрастом детям все меньше нравится физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребенком;
  • Хотя бы раз в неделю один вечер делайте что-то всей семьей. Пусть все члены семьи и договорятся, что они хотели бы сделать вместе. Разделяйте интересы детей;
  • Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое-то время. Например: 10 минут после школы, полчаса перед сном и т.п. Дайте им понять, что вам тоже хочется побыть сними.
  • Поговорите с детьми  о том. Как сделать вашу квартиру более комфортабельной гостеприимной для них и их друзей. Предпримите шаги для достижения этого.

Родители, как пример социальных связей

  • Каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела?». Начните с простых вопросов: «Что было в школе?». Пусть такие разговоры будут привычкой;
  • Внимательно слушайте ребенка. Пусть для него станет очевидным тот факт, что вы цените его мнение, знания, уважайте его чувства;
  • Пусть ребенок самостоятельно делает то, что он должен делать. Одновременно он должен чувствовать, что вы можете прийти на помощь. Незамедлительно приходите на помощь, когда она требуется;
  • Некоторые дети очень подвижны: им надо постоянно бегать, им трудно спокойно сидеть. Не настаивайте на том, чтобы ребенок полностью успокоился и уселся до того, как вы начнете с ним разговаривать;
  • Убедись, что когда вы решили поговорить с ребенком, для этого есть подходящее место. Это может быть его комната, кухня или любое другое место. Телевизор должен быть выключен.

Общение с родителями

  • Будьте готовы поговорить с ребенком тогда, когда ему это необходимо.
  • Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он думает, во что верит, в чем убежден. Принимайте как факт и уважайте то обстоятельство, что вы согласны далеко не совсем, в чем убежден ваш ребенок;
  • Никогда не приклеивайте ярлыки к убеждениям ребенка: глупости, ребячество, чепуха. Если хотите выразить, скажите лучше: «Сейчас ты в это веришь, но со временем, когда ты станешь старше…»;
  • Время от времени проводите с ребенком целый день вместе. Пойдите в зоопарк, в парк, на природу. За этот день вы переговорите обо всем на свете;
  • Не думайте, что вашему ребенку безразличны события, происходящее в мире: голод, войны, терроризм. Очень многие дети тяжело переживают подобные события. Поговорите с ними о том, что они видели и слышали и успокойте их;
  • Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребенком, тем больше он с вами будет делиться. Если вы чего-то не знаете и не можете ответить на вопрос ребенка, помогите ему докопаться до истины. Единственное, о чем вам не следует говорить с ребенком – это об интимных подробностях вашей личной жизни.

Правила для родителей

  • Договоритесь между собой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу;
  • Время от времени пересматривайте ваши требования к ребенку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете права ребенка? Если у вас возникли какие-то сомнения, прочитайте литературу о воспитании;
  • Поговорите с ребенком о ваших требованиях к его поведению. Объясните, почему они важны. Используйте понятный ребенку язык;
  • Спросите мнение ребенка о ваших требованиях к его поведению. Часто оказывается, что ваши требования и взгляды ребенка совпадают;
  • Регулярно пересматривайте семейные правила для подростков, они должны соответствовать его возрасту и уровню зрелости;
  • Когда вы не уверены в том, что следует делать, поговорите с другими родителями, со школьным психологом или опытными учителями. Они могут дать вам дельный совет;
  • Заранее договоритесь о наказании, если ребенок нарушит семейные правила. Будьте готовы к тому, чтобы сдержать слово;
  • Выслушайте мнение ребенка о наказаниях. Когда к детям относятся уважительно и серьезно, они могут предложить серьезные идеи;
  • Будьте постоянны. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. С другой стороны будьте готовы к возможному пересмотру ваших требований и наказаний, когда дети становятся старше или обстоятельства жизни семьи меняются. Абсолютно необходимо менять некоторые правила по мере роста и взросления ребенка;
  • Рассматривайте дисциплину как способ обучения ребенка, а не как форму наказания. Помните, что наилучшая дисциплина произрастает на почве взаимного  уважения и близких взаимоотношений, а не на проявлениях власти или авторитаризма;
  • Нельзя предъявлять дисциплинарные требования ребенку, проявляя при этом злость или жестокость. Если вы почувствовали свое бессилия, злость, обратитесь за профессиональной помощью;
  • Если несмотря ни на что, ребенок продолжает нарушать установленные вами правила, прекратите его наказывать и выясните, в чем причины такого поведения. Может оказаться, что причины лежат в плоскости эмоциональных или психологических проблем ребенка, или связаны с заболеванием.

Контроль со стороны родителей

  • Будьте в курсе того, кто из детей куда и когда идет, что делать. Это помогает правильно строить общение;
  • Когда вы куда-то уходите, скажите детям, куда вы идете и когда придете. Оставьте телефон по которому вас можно найти. Это хороший пример ответственного  поведения, которому ваш ребенок будет подражать в будущем;
  • Когда дети одни дома, звоните им и спрашивайте, как дела;
  • Когда ваш ребенок собрался куда-то идти, спросите, куда и с кем он идет, что он собирается делать и когда вернется. Сделайте ответы на эти вопросы привычкой для ребенка;
  • Когда ваш ребенок идет на праздник или день рождения, убедитесь в том, что в доме будут взрослые. Проводите ребенка в гости и познакомьтесь с родителями друга, если вы с ними не знакомы;
  • Узнайте, кто родители друзей вашего ребенка. Договоритесь с ними, что дети не останутся без присмотра  в вашем или их доме;
  • Сделайте все, чтобы ваш дом был приятным местом для друзей вашего ребенка.

Рефлексия. Обсуждение.

Занятие 4.

Цель: Развитие навыков общения путем тактильного контакта, развитие группового единства и повышение уровня доверия в группе.

Упражнение. Приветствие (см. выше).

Дискуссия «Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы»

Некоторые из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх и тревогу скрывать. Поэтому иногда родители не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка, и поступают в соответствии с одной из следующих ролей.

Командир. Приказы, команды и угрозы – это способ, которыми командир удерживает ребенка под контролем. С его точки зрения, ребенок должен уметь сдерживаться.

Моралист. Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует… Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично.

Всезнайка. Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребенка. 

Судья. Эти родители убеждены в виновности ребенка еще «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.

Критикан. Как судья, моралист или всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть правым. Его методы – это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребенка.

Психолог. С наилучшими намерениями психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам».

Утешитель.  Эти родители стремятся избавить себя от переживаний за ребенка и  стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, претензии на то, что ничего особенного не произошло, даже если что-то на самом деле произошло, настаивание на том, что, «чтобы не случилось, не стоит расстраиваться», - типичные способы их поведения.

Родители, даже если они и играют какую-то их этих ролей, конечно же не являются злоумышленниками. Они делают это из наилучших побуждений.

Обсуждение.

Упражнение  Релаксация.

 Цель: расслабление, закрепление положительного состояния.

Ход. Устройтесь подобнее и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что вы один на пляже. Теплый солнечный день. Вы гуляете вдоль пляжа, вы чувствуете между пальцев ног теплый песок. Теплое солнце ласкает вашу кожу. Вы смотрите на небо, на облака, идете по воде. Почувствуйте приятную прохладу воды и дуновение ветерка. Вслушайтесь, как бьются волны о берег. Сядьте на скалу и посмотрите на море, смотрите на танцующий свет в волнах, на прибой. Слушайте шум волн, почувствуйте расслабление, вызванное этой картиной. Побудьте в этом состоянии.

Занятие 5.

Конспект родительского собрания.

Тема: Взаимодействие с детьми, которые совершили правонарушение.

Цель: Ознакомить с понятием «правонарушения и наказания», дать рекомендации, как помочь ребенку.

Содержание

  1. Приветствие
  2. Мини-лекция

Правонарушение – это антиобщественные действия несовершеннолетнего, выражающиеся в употреблении спиртных напитков или психоактивных веществ, бродяжничеством и иные действия нарушающие права и законные интересы других людей.

Наказания – это методы воздействия на правонарушителя.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

  • представление на комиссию по делам несовершеннолетних;
  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Рекомендации. Ребенок, который совершал правонарушение, как правило, является ребенком с девиантным поведением. Круг его общения состоит в основном из детей «группы риска». Поэтому следует разными способами обучить ребенка позитивным методам эффективного общения. Сформулировать у него правильное представление о правонарушениях и их последствиях путем обсуждения проблем. Научить ребенка лучше понимать самого себя и критически относиться к собственному поведению. Необходимо также повышать самооценку ребенка: поощрять его успехи, делать акцент на его положительных качествах, оказывать помощь в исправлении ошибок. При общении с ребенком предпочтительнее занимать позицию «вместе» и «рядом».

        Обсуждение. «Каковы причины совершения правонарушений?»,  «Как помочь своему ребенку?» и т. п.

        Индивидуальная работа с родителями. Беседы и рекомендации по запросам родителей.

Занятие 6.

Цель: Установление взаимопонимания между детьми и родителями, усовершенствование полученных навыков общения. Закрепление полученных навыков, осознание единства семьи и индивидуальности каждого его члена.

Упражнение. Приветствие. (см. выше)

 Правила эффективного общения.

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свое убеждения и чувства, зная, что они будут приняты?  Принять – значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы не разделяете его убеждений.

Человек, умеющий слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!». Иногда он молчит, иногда отвечает.

Упражнение. Релаксация.

Цель: закрепление положительного эмоционального состояния, выражение чувств.

Ход. Участники под музыку при свечах произвольно рисуют на листах бумаги красками без кисточек (пальцами).

Упражнение.  Рефлексия.

Вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства испытывали? Какие возникали трудности? И т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....

презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми и родителями группы риска"

Данная презентация является выступление на городском семинаре для педагогов-психолоогв и социальных педагогов....

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности тренинг эффективного общения «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленноститренинг эффективного общения«ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!»Возраст обучающихся: 9-11 лет(72 часа)Срок р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Тренинг с учащимися 10-11-х классов СОШ№55 «Познай себя»

      Стрессоустойчивость – это способность человека продолжительное время выдерживать нервно – психические нагрузки. Совместная работа, учеба  и общение людей с...

СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...