Занятие с приемными родителями "Разлука и потеря"
план-конспект на тему

Зильберс Марина Майгоновна

Занятие с приемными родителями "Разлука и потеря".

План

  • Теории разлуки и потери. Потеря как травма.
  • Стадии тяжёлой утраты.
  • Возможные последствия потери и разлуки.
  • Факторы выздоровления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               Зильберс М.М. педагог - психолог

ЗАНЯТИЕ

Тема: "Разлука и потеря".

План

  • Теории разлуки и потери. Потеря как травма.
  • Стадии тяжёлой утраты.
  • Возможные последствия потери и разлуки.
  • Факторы выздоровления.

Разлука и потеря

  • Упражнение, связанное с чувствами, которые может вызвать разлука.

Сядьте поудобней, расслабьтесь и закройте глаза. 
Представьте, что вы в кругу своей семьи, вы ужинаете, у вас был хороший день. Вам очень хорошо в кругу своей семьи.
Вдруг – стук в дверь, открываете, видите на пороге милиционера и незнакомую женщину. Вас забирают и хотят увезти. Вы сопротивляетесь, но они вас тащат. Ваша семья пытается вас защитить, но милиционер отгоняет их. Вас посадили в машину, вы ехали куда-то очень далеко. Наконец привезли в какой-то дом. Там вас встретила приятная женщина и сказала, что вы теперь останетесь здесь. Она предложила вам хлеб и воду, потом отвела на верх и показала вам вашу комнату.
На следующий день вы увидели опять эту женщину. Она держала сумку, она отдала эту сумку вам. Вы открыли её, там были ваши вещи из дома.
Откройте глаза и давайте обсудим, что вы чувствовали. Участники проговаривают. Чувства записываются на листе бумаги.
Я по нескольким причинам провела с вами это упражнение:

  • детей забирают из биологической семьи, когда с ними плохо обращаются там, но для них такое обращение всё равно норма;
  • дети не понимают – куда и зачем их увозят;

Задача: доказать слушателям, что важно подготовить ребенка к переезду в приют или из приюта в приёмную семью, а не увозить сразу.

  • Сегодня мы будет говорить и потере и разлуке. Есть много теорий, изучающих разлуку и потерю. Я хочу коснуться одной из медицинских теорий, рассматривающих потерю как травму.

Травма

  • Событие, которое является угрозой или ощущается как угроза для жизни или личной неприкосновенности.

И

  • Реакция на событие – чувство страха и беспомощности.

Травматический стресс
Реакция на травму, отражающая выработку избыточного количества гормонов стресса.

  • Функцию мозга
  • Все главные системы организма
  • Социальную жизнь
  • Био – психосоциальную травму.

То, что переживаем мы, теряя близкого человека, тоже переживает и ребёнок. 
Винниккотт:

  • Боль разлуки для ребёнка означает, что весь мир рушится, всё теряет смысл.
  • Ребёнок чувствует себя совершенно беспомощным.

Потеря и разлука включают:

  • Страх – который необходимо преодолеть
  • Горе – которое необходимо выразить

То, каким образом, вы будете переживать горе, зависит от индивидуальных качеств. Рассматриваем ступени скорби (таблица 1).

Стадии утраты:

  • Шок
  • Протест
  • Отчаяние (на этой стадии начинаются депрессии)
  • Отчуждённость
  • Адаптация

Елизавета Кублер-Росс

Этапы скорби:

  • Шок
  • Отрицание
  • Гнев
  • Уступка
  • Грусть/отчаяние
  • Решимость: чтобы достичь этого этапа, необходим хороший постоянный воспитатель.

Разлука и потеря

ПРОТЕСТ

ОТЧАЯНИЕ

ОТЧУЖДЁННОСТЬ

Плач, хныканье, душевное страдание; зовёт и ищет воспитателя; вспышки гнева/ярости, истерика

Грустный, в состоянии депрессии, спокойный, вялый, замкнутый; отказывается от утешений со стороны незнакомых людей. Не интересуется игрой.

Замкнутый, может отказываться наотрез от внимания воспитателя или не узнавать его. Избегает воспитателя.

Как для взрослых, так и для детей очень трудно пережить эти стадии горя, но особенно для младенцев и детей – инвалидов, т.к. они не могут это всё проговорить.

  • Возможные последствия потери и разлуки.

(групповая работа)
Группа называет, а я записываю:

  • агрессивность;
  • развивается чувство вины;
  • грустный, чувствует, что он несчастный;
  • не развивается самостоятельность;
  • часто болеет;
  • начинает плохо вести;
  • ставит себя в положение жертвы;
  • уходит в себя;
  • не может сконцентрироваться.

Здесь отражено то, что может произойти. Если у ребёнка нет воспитателя, человека, который бы ухаживал за ним.
Особенности поведения:

  • чувство страха, беспокойства, протест;
  • в отчаянии, не играет, плачет, не ест;
  • если не будет развиваться привязанность, то успокаивает сам себя при помощи сосания пальца, ударяется головой, мастурбация;
  • не развивается эмоциональная сфера; приостановка физического и интеллектуального развития;
  • если нет постоянного воспитателя положение обостряется – ребёнок становится неуправляемым;
  • если находим постоянного воспитателя, ребёнок оживает, реагирует, начинают формироваться новые привязанности, начнёт достигать успехов.

Работа в группах: как можно организовать процесс так, чтобы эти проявления проходили безболезненно.

З группы:  1) биологические родители
                 2) учреждения
                 3) приёмная семья

1 группа
Подготовить ребёнка к новой ситуации для адаптации к новым условиям и людям

  • привычки
  • вещи, игрушки, которые любит, пищу и др.

2 группа

  • прийти из учреждения – познакомиться с семьёй;
  • узнать о любимых вещах, пище;
  • подготовка к возврату в биологическую семью или помещение в приёмную семью.

3 группа

  • заранее найти приёмную семью;
  • неоднократное посещение ребёнком приёмной семьи, знакомство с обстановкой, игрушками, вещами, привычками;
  • постепенное оставление ребёнка;
  • оборудование комнаты, в которой будет жить ребёнок;
  • оставлять игрушки в доме, давать свои вещи;
  • предупредить, что, возможно, поживёт в новой семье;
  • связь с родными – гулять там, где гулял ребёнок, посещать родные места.

Важные факторы выздоровления

  • Безопасность и стабильность
  • Надёжный круг общения, включая хорошо сформированные отношения
  • Способность выразить случившееся словесно
  • Необходимо разрешить выражать свои сильные эмоции
  • Необходимо помочь преодолеть скорбь в детстве, или же печаль будет преследовать в зрелом возрасте.
  • Упражнение "Ящик с сокровищами"

Сейчас что-то более весёлое и радостное. Это коробка с наклеенными картинками (или ящик с воспоминаниями). На крышке нарисованы лица и гримасами, то, что наклеиваем должно быть понятно ребёнку.
В ящик кладём вещи ребёнка – предметы, ассоциирующиеся с жизнью новорожденного; с матерью, родственниками, с жизнью до помещения в приют или приёмную семью (бирочки на руки, ползунки, чепчик, духи мамы, фотографии и т.д.). Биологические родители могут сами складывать такой ящик ребёнку, если это возможно. Затем ящик должен храниться у приёмных родителей, чтобы ребёнок не уничтожил ящик. Приёмный родитель может тоже докладывать туда свои вещи. Если у ребёнка нет своих вещей, то в приюте записывается на листочках, когда появился первый зуб, когда ребёнок начал ходить и т.д. Эти листочки вкладываются в ящик.

Это девочка Лана. У неё нет мамы и папы. Она жила с бабушкой и дедушкой. Но бабушка и дедушка были старые и скоро умерли. Ты попала к нам. Они передали вот этот ящик – это ящик воспоминаний. Это была твоя одежонка, когда ты родилась. Это духи твоей мамы – знакомим ребёнка с содержанием этого ящика. 
Когда тебе станет грустно, и ты станешь скучать по своим родителям и родственникам, ты можешь открыть этот ящик.

В приютах и детских учреждениях можно использовать этот ящик и по другому. При прерванном развитии для ребёнка характерно задавать различные вопросы, которые его волнуют. Каждому раздаётся листочек. На листочках просим детей написать вопрос или нарисовать картинку и поместить этот листочек в ящик. И говорим: "Твои вопросы лежат здесь. И теперь они не будут беспокоить тебя некоторое время. По немногу  мы будем разбирать эти вопросы.
Этот способ помогает тем, что ребёнок меньше пристаёт с вопросами, а когда у воспитателя есть время – есть возможность уделить его ребёнку и рассмотреть вопрос.

  • Упражнение. Участники на бумаге пишут 10 слов (вещей), которые у их родного ребёнка вызывали привязанность, то есть названия тех вещей, которые бы они сложили в "ящик воспоминаний". Делятся мнениями.

 

Литература

  1. Волков А.В., Амелина С.В., Фролова Н.Е., Шешнина Н.А. Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних: результаты анонимного анкетирования учащихся образовательных учреждений Ярославской области в 2007-200 гг. – Ярославль: ИРО, 2008.
  2. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? Москва, 2003 г.
  3. Гринберг С. Н, Вараева Н. В. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги.  Санкт – Петербург, 2007 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами \ под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003.
  5. Емельянова Л.Н. Игровая терапия, центрированная на ребенке. Ярославль, 2008
  6. Мишурова Е. Ю. Эмоциональные трудности приемных детей ГУ ЯО «Центр по усыновлению, опеке и попечительствую», Ярославль, 2007 г.
  7. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / Белогуров С.Б., Климович В.Ю. – М.: Центр «Планетариум», 2004.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические материалы для специалистов сопровождения под редакцией Л.Г. Жедуновой, Т. А Ивановой, С.Б.Корниловой, И.В. Кузнецовой, Н.Н. Посысоева. Ярославль, 2005 г.
  9. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений: Руководство по использованию наглядных средств обучения / Под ред. Н.В. Ероховой. – М.: Центр наглядных средств обучения, 2005.
  10. Терновская М.Ф. Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Выпуск 4, Москва 2002 г.
  11. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. Москва, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного занятия замещающих родителей с приемными детьми «Развитие навыков эффективного взаимодействия»

Участники на практике знакомятся с играми и упражнениями, направленными на эффективное взаимодействие взрослых и детей, гармонизацию детско-родительских отношений....

Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...

Занятие - тренинг с приемными родителями Помощь и поддержка специалистов в процессе принятия ребёнка на воспитание.

Одна из задач тренинга с приёмными родителями - погрузить членов потенциальных приемных семей в проблему сиротства;  продемонстрировать, что именно приемная семья является выходом для разви...

Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».

Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознан...

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная сем...

Дистанционное занятие родительского клуба «Трудное поведение приемного ребенка: непослушание, истерики. Причины и способы коррекции»

Целью занятия является дать представление о причинах непослушания приемного ребенка,  развивать  у замещающих родителей  способности к анализу своего и детского поведения. На конкретных...