Занятие - тренинг с приемными родителями Помощь и поддержка специалистов в процессе принятия ребёнка на воспитание.
план-конспект на тему

Зильберс Марина Майгоновна

 Одна из задач тренинга с приёмными родителями - погрузить членов потенциальных приемных семей в проблему сиротства;  продемонстрировать, что именно приемная семья является выходом для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема:   Помощь и поддержка специалистов в процессе принятия ребёнка на воспитание.

 Педагог – психолог Зильберс М.М.

Задачи:  Погрузить членов потенциальных приемных семей в проблему сиротства.  Продемонстрировать, что именно приемная семья является выходом для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мотивировать  семьи на прохождение курса подготовки.

Мотивировать семьи на поддержку друг друга (в будущем они должны стать группой психологической поддержки и помогать друг другу в воспитании приемных детей).

Обсудить мотивы приема, ожидания и опасения, связанные у семьи с интеграцией в нее приемного ребенка.

Приветствие и сообщение специалистов.

Специалисты представляются, говорят о том, что они рады каждой семье, особо отмечая благородную спасительную миссию приемной семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Примерный текст сообщения.

 - Как известно, каждый ребёнок нуждается в заботе, ласке, взаимопонимании, позитивном общении. Всё это ребёнок получает в семье. Ребёнок, который растёт и воспитывается не в своей семье – всегда нежелательное явление. Как бы комфортно и уютно не было ребёнку в детском доме, какие бы не были созданы для него условия, ничто не сможет заменить ребёнку семью, общение с родителями. Поэтому мы рады тому, что вы не остались равнодушными к искалеченным судьбам наших воспитанников и проявили готовность принять в свою семью нового его члена.

Но воспитывать сироту, конечно, нелёгкий труд. Необходимо терпение и понимание, ведь и самому ребёнку, и, вам, “новоиспечённым родителям”, будет очень трудно приспособиться друг к другу, к новым условиям. Поэтому необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи помог ребёнку почувствовать себя своим в семье.

Кто такой приёмный ребёнок с точки зрения психологов? Это ребёнок, в отношении которого уже с момента рождения допускается социальная несправедливость. Он рожден не по любви (от него отказались родители). С самого раннего детства он переезжает из одного воспитательного учреждения в другое, ему приходится постоянно адаптироваться к новым условиям. В то же время ребёнку недостаёт индивидуального понимания, не хватает положительных эмоций, нормального человеческого общения.

Именно приёмная семья должна стать для такого ребёнка своеобразной психологической “нишей”, в которой он сможет пройти своего рода психотерапевтическую реабилитацию после стресса; в которой он обретёт недостающие ему тепло, внимание, сочувствие, заботу, ласку; где сможет почувствовать свою нужность и ценность.

Для того, чтобы всё это обеспечить, вы должны быть психологически готовы ко всем тяготам воспитания своего будущего ребёнка, к любви и заботе о нём. Ведь приёмный ребёнок больше всего хочет, чтобы его “приняли”, признали своим, хочет иметь свою семью.

А чтобы подготовиться морально и практически к приёму ребенка, конечно же, необходимы психологические знания, которые помогут вам для успешного и надёжного создания новой семьи. В нашей школе вы сможете получить знания о том:

как строить отношения с приёмным ребёнком во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях;

как сблизиться с ребёнком, как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения.

Вы познакомитесь с педагогическими и психологическими приёмами взаимодействия с ребёнком, научитесь понимать поведение ребёнка.

Ведь погода в доме с приёмом ребёнка должна становиться более солнечной и ясной. Вы сможете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви. Ведь только вы способны дать ребёнку возможность обрести новую семью и “путёвку в жизнь”.

2. Знакомство семей друг с другом. Презентация семьи. Работа в малых группах: семья – малая группа. Семьи получают задание: 

 -  обсудить и записать любые 8-10 достижений семьи, которыми гордятся её члены, и 8-10 положительных качеств личности каждого члена семьи;

представить свою семью в виде какого-либо рисунка, схемы и т.д.

Ведущие с воодушевлением поддерживают семейные презентации.

3. Обсуждение и принятие правил работы группы. Ведущие объясняют значение правил для функционирования группы, просят членов семей предлагать правила, записывают на доске (листе ватмана) каждое высказывание, затем обсуждают и принимают правила.

Примерный список правил работы группы:

Обязательно участвовать в занятиях.

Не опаздывать на занятия.

Выполнять домашние задания.

Принимать активное участие в занятиях.

Давать честную обратную связь на то, что происходит в группе.

Внимательно выслушивать мнение каждого члена группы.

Помогать друг другу в выполнении заданий на занятиях и вне занятий.

Обращаться друг к другу (по имени, по имени-отчеству) и использовать при обращении местоимения во 2-ом лице (вы, ты).

4. Обсуждение мотивов, ожиданий, опасений, связанных с приемом ребенка.

1). Семьи получают задание обсудить в малой группе (в своей семье) предлагаемые вопросы и записать краткие ответы на листочках. Листочки с ответами подписывать не нужно.

Вопросы для обсуждения:

- Почему вы хотите воспитывать приемного ребёнка?

- Как вы себе представляете поведение ребенка в семье, отношения с ним?

- Чего вы опасаетесь в своих будущих отношениях с приемным ребенком?

После обсуждения специалист проходит по группе и собирает листочки с ответами, перемешивает их. Ответы на вопросы зачитываются и обсуждаются.

2) Работа со шкалой (отрезок прямой линии с градациями от 0 до 100%). Участники должны отметить на шкале, насколько каждый из членов семьи хочет, чтобы был осуществлен прием, и насколько семья готова к приему.

Примечание. Как, правило, семьи на первом занятии не имеют адекватного представления ни о своих мотивах, ни об отношениях в поведении детей. При этом большинство боится дурной наследственности, которая может со временем проявиться. Свою готовность оценивают очень высоко, около 100%.

5. Юридические вопросы, связанные с приёмом ребёнка на воспитание. Формы устройства детей на воспитание в семью.

Выступление специалиста отдела опеки и попечительства о формах устройства детей на воспитание в семью.

6. Рефлексия занятия. Каждая семья отвечает на вопросы:

- Что было самым важным для вас на занятии?

- Изменились ли ваши представления о воспитании приемного ребенка в семье?

- Что вам необходимо, чтобы подготовиться к приему ребенка в семью?

7. Домашнее задание

1. Необходимо начертить план своей квартиры и отметить любое место каждого члена семьи: за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т.д.

2. Найти на плане своей квартиры пространство для приемного ребенка, отметить его место за обеденным столом, перед телевизором, в спальне и т.д.

3. Ответить на следующие вопросы:

Если семье необходимо собраться вместе, то где это обычно происходит?

Если кто-нибудь из членов семьи хочет уединиться, то где он может это сделать?

Есть ли у членов семьи место в доме, которое они считают своим? Признают ли это другие члены семьи?

Кто какое место занимает за обеденным столом, перед телевизором, в спальне, общей комнате и т.д.?

Изменится ли распределение пространства семьи, когда появится новый ребенок?

Почему именно таким образом будет распределяться пространство в семье?

Литература

  1. Волков А.В., Амелина С.В., Фролова Н.Е., Шешнина Н.А. Профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних: результаты анонимного анкетирования учащихся образовательных учреждений Ярославской области в 2007-200 гг. – Ярославль: ИРО, 2008.
  2. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? Москва, 2003 г.
  3. Гринберг С. Н, Вараева Н. В. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги.  Санкт – Петербург, 2007 г.
  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами \ под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2003.
  5. Емельянова Л.Н. Игровая терапия, центрированная на ребенке. Ярославль, 2008
  6. Мишурова Е. Ю. Эмоциональные трудности приемных детей ГУ ЯО «Центр по усыновлению, опеке и попечительствую», Ярославль, 2007 г.
  7. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / Белогуров С.Б., Климович В.Ю. – М.: Центр «Планетариум», 2004.
  8. Психолого-педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические материалы для специалистов сопровождения под редакцией Л.Г. Жедуновой, Т. А Ивановой, С.Б.Корниловой, И.В. Кузнецовой, Н.Н. Посысоева. Ярославль, 2005 г.
  9. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений: Руководство по использованию наглядных средств обучения / Под ред. Н.В. Ероховой. – М.: Центр наглядных средств обучения, 2005.
  10. Терновская М.Ф. Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Выпуск 4, Москва 2002 г.
  11. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. Москва, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...

Упражнение на платформе приложений Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

Упражнение на платформе приложений Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей....

Занятие - тренинг «Взаимодействие родителей и детей в приемной семье».

Занятие-тренинг«Взаимодействие родителей и детей в приемной семье». Цель: повышение уровня психолого-педагогической и социально-психологической компетенции приемных родителей, осознан...

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия"....

Занятие с приемными родителями "Разлука и потеря"

Занятие с приемными родителями "Разлука и потеря".ПланТеории разлуки и потери. Потеря как травма.Стадии тяжёлой утраты.Возможные последствия потери и разлуки.Факторы выздоровления....

Беседа на Круглом столе с приемными родителями "Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь"

Специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих....

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...