статья "Взаимодействие и психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в процессе проектной деятельности".
статья на тему

Пентехина Галина Германовна

В  статье дан краткий обзор взаимодействия  педагогов  и  родителей в процессе проектной деятельности, что обеспечивает  реальное сотрудничество семьи и школы, позволяя решать задачи формирования единого образовательного  пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие и психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в процессе проектной деятельности.

Г. Г. Пентехина, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, ГБОУ Гимназия № 587 Фрунзенского района, Санкт-Петербург

Ключевые слова: творческий проект, информационные технологии, межпредметная интеграция, единое образовательное пространство.

 «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Статья  18 Закона РФ «Об образовании»

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Взаимодействие с родительским составом требует отдельной вдумчивой и постоянной работы педагога. Умелое  педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения обеспечивает успешную социализацию учеников, повышение творческой активности, академической успеваемости, а так же делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Процесс социализации личности невозможен вне активного процесса приобщения к культурным ценностям, усвоения их, присвоения, то есть накопление человеком собственного духовного багажа на основе усвоенного и  активное использование его в различных видах деятельности. Формирование духовного мира         ребенка  опирается на усвоение культурной информации, сформировавшейся в его семье,  созидательная деятельность последней внутренне ориентируется на достигнутый уровень культуры. Задача педагога – постоянная работа по повышению этого уровня.  

В  системе  дополнительного  образования  детей,  особенностью  которого  является  свободное  творческое  развитие  ребёнка,  взаимодействие  педагогов  и  родителей  осуществляется  через: приобщение  родителей  к  педагогическому  процессу, создание  системы  массовых  мероприятий  с родителями, организацию  психолого-педагогического  просвещения  родителей,  работу по  организации  совместной  общественно  значимой  деятельности  и  досуга  родителей  и  детей, выявление  и  использование  в  практической деятельности  позитивного  опыта  семейного  воспитания. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности, частью которой является работа в проекте. В самом содержании проектной деятельности  заложено основание для  сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает  реальное взаимодействие семьи и школы.

Педагоги творческой  группы Гимназии № 587 используют элементы проектных технологий уже на протяжении более десяти лет. Благодаря активному внедрению ИКТ и расширению интеграционных процессов, наше совместное творчество вышло, можно сказать, на новый уровень.  Соответственно, возникла необходимость  по-новому выстраивать отношения с родителями наших учеников. Работа над проектами всегда связана с большими затратами сил и времени всех участников процесса, – педагога, ученика и его родителей. Экспериментально подтверждено, что метод проектов позволяет решать задачи формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся, и может быть использован при решении учебно-воспитательных задач.

Для того, чтобы коллективное творчество  было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности.

Проект подразумевает самостоятельную деятельность учащегося, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к нему за помощью. Работа по каждому проекту предусматривает  предварительное собеседование с родителями для определения тематического поля и формулирование темы коллективного проекта. Помогая ребенку, родители должны помнить: главное действующее лицо – ребенок! А родители являются только помощниками, консультантами (по запросу), техническими секретарями проекта. Как мы видим, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Можно сделать вывод, что суть взаимодействия педагога  и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет и педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи. В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного и воспитательного  процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью. Сделать это можно при помощи анкетирования.

Таким образом, мы достигаем поставленной цели:

1.     Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями.

2.     Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3.     Формирование активной педагогической позиции родителей.

4.     Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 

ЛИТЕРАТУРА  

1.   Министерство образования и науки РФ. Инновационная деятельность педагога в рамках реализации национальной образовательной инициативы президента России «Наша новая школа»

2.   Акимова М. Козлова В.Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992   Березина В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур, 2007

3.   Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Серия «Стандарты второго поколения». Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России в сфере общего образования. Российская академия образования. ― ©Издательство «Просвещение», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности

Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики

Предмет «Информационные технологии» один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.На уроках по «Информационным технологиям» проектная деятельность решает важную про...

Аляпышева И.И. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности»

И.И. Аляпышева, учитель английского языка  гимназии №74Текст выступления  «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности» на Санкт-Петер...

«Опыт развития социального взаимодействия учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии».

Целью данной работы является анализ существующих и выбор оптимальных форм и методов взаимодействия учащихся во время коллективной проектной деятельности в рамках предмета Технология....

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...