Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"
статья по литературе (5, 6, 9, 10 класс)
Данная статья раскрываеет поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе. Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий обучающихся: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных. Согласно требованиям Федерального государственного стандарта, современный школьник должен учиться искать информацию, анализировать, планировать свою деятельность, эффективно сотрудничать с другими людьми, стремиться к самосовершенствованию, быть конкурентоспособным. Этому способствует метод проектов. В работе представлены фото среднесрочных, долгосрочных проектов учащихся 5,6, 9, 10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektn_deyat.docx (74.82 КБ) | 74.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Горлач Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 333
Невского района Санкт-Петербурга
Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях
Проектная деятельность как один из видов современных образовательных технологий обладает огромным образовательным потенциалом. Проектная технология в настоящее время полно освещена в исследовательских монографиях Байбородовой Л.В.1, Подругиной И.А.2, Глухаревой О.Г.3 и других авторов, широко применяется в учебной деятельности. С латинского «projectus» - замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план. В зависимости от поставленных задач, образовательных действий, проекты делятся на практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, игровые. Любая проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей, самостоятельное получение и осмысление новых знаний, является формой оценки учебной деятельности.
На начальном этапе работы над проектом по литературе определяется проблема, команда исполнителей, конечный проектный продукт.
На следующем этапе планируются сроки выполнения, объём материала для изучения проблемы, сбор информации, порядок работы, консультации, распределяются обязанности в группе: консультант, хронометражист, аналитики, художники. Продумывается способ оформления результата: маршрутная карта, стенгазета, слайд-шоу, видеосюжет. Учащиеся работают в группе, анализируют информацию, обращаются к первоисточникам.
Во время реализации проекта учащиеся работают группами под руководством консультантов, проявляя сотрудничество, разрешая возникающие проблемы, осуществляя контроль за результатами действия.
С целью пробуждения интереса девятиклассников к поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», появилась идея создать среднесрочные проекты, отражающие образы помещиков согласно плану портретной характеристики:
1 группе - проект о помещике Манилове. ( 2 глава);
2 группе - проект о помещице Коробочке (3 глава);
3 группе - защита маршрутной карты «Исторический человек…» о помещике Ноздрёве ( 4 глава);
4 группе - проект о помещике Собакевиче (5глава)
В течение недели шла работа: читались главы поэмы, воплощались идеи, под руководством консультанта ребята готовились к публичной защите – презентации, причём, излагать мысли только своими словами, не по заранее написанному тексту, каждой группе на защиту - не более 4 минут. В процессе работы необходимо было выявить характерные черты помещика, подтвердить цитатой из текста, охарактеризовать, выявить типическое в образе, художественно воплотить задуманное.
Во время презентации проекта на уроке одна их учениц второй группы сыграла Коробочку, прозвучал из её уст монолог, учащиеся третьей группы проинсценировали встречу Чичикова с Ноздрёвым.
Каждый ученик вложил свою лепту в создание проекта, участвовал в защите, демонстрируя навыки устной речи согласно нормам родного языка, умение контролировать время выступления, потребность в самовыражении. После презентации учителем был подведён итог, отмечены положительные
1 Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
2 Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).
3 Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
моменты, даны рекомендации по поводу недочётов, учащиеся высказали свои мнения. Главное, что ребята проявили творчество, вникли в творческий замысел Н.В.Гоголя, заметили искромётный юмор писателя, сделали вывод, в чём заключается смысл человеческой жизни.
В 10 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова – Щедрина разрабатывались среднесрочные проекты в 3 группах по следующим темам:
1 гр Маршрутная карта романа «Господа Головлёвы»
3 гр Проект по роману «История одного города» и «Сказкам»
2 гр Проект «М.Е.Салтыков – Щедрин – писатель всех времён»
Учащиеся 10 класса проявили большую самостоятельность во время реализации проектов, заинтересованность, знание текста произведений. С целью выражения идеи проекта учащиеся используют ключевые слова, цитаты, делают умозаключения на основе аргументации. Графические схемы, рисунки позволяют структурировать художественный текст, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность изложения.
Проектной деятельностью может заниматься не весь класс, а группа заинтересованных учащихся. Например, в 6 классе при изучении возвратного местоимения в течение трёх дней ребята искали материал, планировали форму воплощения, распределяли обязанности. На уроке русского языка защищали информационный проект «Возвратное местоимение», демонстрируя заинтересованность, тщательно подбирая слова, непосредственно обращаясь к слушателям – своим одноклассникам с фразой «Дорогие ребята, я хотела бы привлечь ваше внимание…». На последующих уроках, при изучении возвратных глаголов, мы возвращались к этому проекту. Так ученики в процессе краткосрочной проектной деятельности устанавливают причинно-следственные связи, развивают исследовательские навыки, приобретают опыт публичного выступления, учатся уважительно вести диалог друг с другом, прислушиваясь к мнению товарищей, осознают личную значимость.
Краткосрочный проект возможен на уроках внеклассного чтения. После предварительного ознакомления с текстом учащиеся в начале следующего урока получают задание по группам и за 45 минут создают стенгазету, отражающую проблематику, содержание произведения, героев, авторский замысел. Познакомившись с повестью В.П.Катаева «Сын полка», эмоционально пережив судьбу Вани Солнцева, пятиклассники выразили своё отношение к прочитанному посредством отзыва, рисунка; знание текста прослеживается в маршрутной карте. Взволновала ребят повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». В краткосрочном проекте шестиклассники поведали о судьбе Бима, добрым и отрицательным героям, благодарили в письме Г.Н.Троепольского за созданное произведение. Консультанты в группах направляют деятельность, вовлекают каждого, распределяя обязанности с учётом личностных интересов.
Метод долгосрочных проектов можно применять и во внеклассной работе. Например, ко Дню Победы решили оформить класс. Кто-то получил задание воплотить материал в стенгазете, необычной по форме, другие рисовали самолёты, машины-полуторки, пулемёты военного времени. Третьи собирали материал о своих родных, участниках войны под рубрикой «Я знаю, я помню…». В процессе проектной деятельности ученики приобщились к истории Отечества, осознали сопричастность к великому событию, проявили ответственность, коммуникативность.
В процессе проектной деятельности обращают на себя внимание одарённые дети. Их увлекает исследовательская, творческая атмосфера, они имеют возможность проявить свои лидерские качества в группе при обсуждении, привлечении товарищей к исследованию, сотрудничеству во время защиты, на этапе оценивания. Создаётся зона ближайшего развития для учащихся с разным уровнем подготовки, ведь, согласно идее Л.С. Выготского, «чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает в ходе изучения всех учебных предметов приобретение обучающимися «опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации»1 и эффективности обучения. Технология проектной деятельности повышает интерес к литературе, русскому языку, развивает личностные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации . – М.: Просвещение, 2011
2 Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
3 Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).
3 Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
4 Даутова О.Б, Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. «Каро», Санкт-Петербург, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Презентация "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
Проектная деятельность на уроке...
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...
статья "Проектная деятельность на уроках русского языка"
В настоящее время в образовании активно набирает обороты проектная деятельность, которая решает не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи.Проект даёт возможность учащимся активно проя...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...
Статья "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"
обобщение опыта по проектной деятельности на уроках...
Статья: Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
- формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;- развивать навыки построения рассужде...
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...