«Опыт развития социального взаимодействия учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии».
статья по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Васильева Людмила Ивановна

Целью данной работы является анализ существующих и выбор оптимальных форм и методов взаимодействия учащихся во время коллективной проектной деятельности в рамках предмета Технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_l_i_506_ped.cht_.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Тема: «Опыт развития социального взаимодействия учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии».

«Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.  

Е. С. Полат

«Никакая сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — коллективного, дружного, свободного труда».

 М. Горький

  1. Вступление

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Один из методов, который позволяет достичь этого, является проектный метод. Используемая в настоящее время в нашей школе Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология (5-7 классы). Технологии ведения дома» построена таким образом, что проектный метод является важнейшим методом ее реализации. Поэтому, среди многих изучаемых в школе предметов, предмет Технология позволяет наилучшим образом использовать проектный метод, как способ освоения предмета, а также использовать и развивать различные формы взаимодействия учащихся.

Одним из главных факторов успеха применения этого метода является эффективность взаимодействия учащихся в рамках проекта.

Целью данной работы является анализ существующих и выбор оптимальных форм и методов взаимодействия учащихся во время коллективной проектной деятельности в рамках предмета Технология.

  1. Навыки социального взаимодействия на уроках Технологии.

Согласно используемой Программе по учебному предмету «Технология», главной целью современного школьного образования является развитие учащегося, как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, но и как процесс овладения компетенциями.  Одна из таких компетенций - ведение партнерских отношений, что означает участие в командной работе, включая умения распределять и исполнять роли в команде, получать и удерживать лидерство, принимать коллективные решения, отстаивать свою точку зрения, нести личную и коллективную ответственность, и т.д. Достижение этой компетенции требует умения вести диалог. Овладевая этой компетенцией, учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия, необходимый в дальнейшем для успешной жизнедеятельности в обществе.

  1. Метод проектов на уроках Технологии

Как указывалось, согласно используемой Программе, одним из методов освоения знаний и умений по предмету Технология является метод проектов. Успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовывать свою жизнь как проект, т. е. определить дальнюю и ближайшую цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить планы действий, контролировать их выполнение, оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этих планов, и внести необходимые корректировки. Очевидно, справиться с этим может только подготовленный человек. Используемая Программа и предназначена для проведения такой подготовки. Для ее успешной реализации, в соответствии с новыми стандартами, я прежде всего стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что занятия на уроках технологии – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

  1. Формы организации в проектной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную и групповую формы организации деятельности, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

  • Индивидуальная форма означает выполнение проекта одним учащимся (персональный проект).
  • Парная форма означает выполнение проекта малой группой из двух учащихся.
  • Групповая форма означает выполнение проекта группой учащихся.

Персональный проект используется в случае, когда его цель сугубо индивидуальна и объем не велик. (Например, проект «Мой будущий дом»). Преимущества индивидуальных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Однако эта форма не позволяет в полной мере развивать коммуникативные навыки.

Парная форма применяется в проектах, когда цель проекта не предусматривает множества ролей и различных действий. Эта форма используется для приобретения начального опыта взаимодействия учащихся. (Например, проект «Коллаж», в рамках которого учащиеся, изучив свойства различных материалов, используют их для создания коллажей).

Наиболее часто мною применяется групповая форма, как наиболее эффективная для развития социального взаимодействия учащихся.  В процессе применения групповой формы, для достижения поставленной цели проекта в установленные сроки создается проектная команда. В процессе исполнения проекта, учащиеся учатся одной из самых сложных областей взаимодействия – умению общаться: вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения и т.д. (Например, проект «Информационный бюллетень». Учащиеся выступают в роли редакторов, дизайнеров, корреспондентов и т.д. Учатся брать интервью, составлять рубрики, работать с графическими редакторами. А главное учатся совместно работать, создавая печатное издание).

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта

Вне зависимости от выбранной формы организации деятельности учащихся, важно, чтобы педагог акцентировал внимание учащихся на следующих проектных активностях:

  • планирование деятельности по проекту и реализация ее в соответствии с выработанным планом;
  • анализ имеющихся возможностей и ресурсов для предстоящей работы;
  • оценка полученного результата на соответствие поставленной цели по выделенным критериям, свои достижения и трудности;
  • презентация хода проделанной работы и ее итога.

Важнейшим условием развития личности является разнообразие межличностного взаимодействия и интеллектуального опыта. С этой точки зрения каждый ребенок должен иметь опыт работы в разных группах:

  • гомогенных (участники примерно равны по уровню своего интеллектуального развития и имеют много общего),
  • гетерогенных (участники имеют разный уровень развития, разные интересы и отношение к учебной и иной деятельности).

В проектной деятельности по предмету Технология я предлагаю предпочтительно использовать гетерогенные проектные группы. Это позволяет учащимся с разным интеллектуальным уровнем, интересами, способностями выполнять ту часть общей проектной работы, которую они могут сделать лучше всего. Поскольку члены проектной команды имеют общую цель и, что особенно важно, каждый несет ответственность за результат всей группы, сильные члены команды мотивированы подтягивать слабых, а слабые мотивированы выяснить все непонятные вопросы, реализуя идею обучения в сотрудничестве.    

В зависимости от направления проекта, также используется методика создания дифференцированных проектных групп, которые создаются по различным критериям, например:

  • по полу (мужские, женские),
  • по области интересов,
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.).
  1. Задачи социального взаимодействия членов проектной команды

Для успеха проекта важно, чтобы проектная группа стала командой проекта. В команде проекта:

  • Фиксировано распределение ролей и обязанностей членов команды,
  • Работа команды координируется и управляется,
  • Каждый член команды осознает, что от ответственности и исполнительности каждого члена команды, в том числе и его самого, зависит результат работы всей команды.

Чтобы создать команду проекта, членам проектной группы необходимо провести серьезную работу:

  • Члены проектной группы должны понять возможности друг друга, как в области задач проекта, так и в области коммуникации,
  • Члены группы должны наладить рабочее взаимодействие с другими членами группы,
  • Каждый член группы должен понять и принять (согласиться) со своей ролью и областью ответственности в команде, а также с кандидатурой и областью ответственности лидера команды.

Факторы, влияющие на успешность работы команды проекта:

  1. Работы должны быть спланированы и результат планирования должен быть согласован с членами команды. Каждый член команды проекта должен знать свои задачи, их место в общем списке задач проекта; знать, как его работа связана с работой других членов команды;
  2. Каждый член команды должен иметь достаточную мотивацию для достижения целей проекта;
  3. Каждый член команды должен иметь возможность и необходимые ресурсы для решения свои задач в рамках проекта;
  4. Каждый член команды должен быть готов и иметь возможность обращаться к помощи других членов команды, в случае обнаружения риска не выполнить свою часть работ в срок;
  5. Все члены команды должны быть готовы к сотрудничеству и оказать помощь каждому члену команды в решении его проектных задач;
  6. Решив свои задачи, каждый член команды должен передать результаты своего труда в «общую копилку». (Особенно это бывает сложно, когда у тебя все получилось отлично.);
  7. Необходимо вовремя идентифицировать и преодолевать возникающие трудности различного характера: координировать работы и контролировать их качество, поддерживать командный дух и воодушевлять членов команды, находить дополнительные ресурсы, перераспределять задачи и делегировать свои полномочия, корректировать план проекта, контролировать внешние условия (например, работу команд других, конкурирующих проектов, уточнения проектных заданий и требований и пр.).

Каждый из перечисленных факторов предусматривает тесное социальное взаимодействие членов команды проекта. От качества этого взаимодействия зависит, насколько фактор будет работать на, или против успешности проекта.

  1. Специфика социального взаимодействия учащихся в проектной деятельности на уроках Технологии.

  1. Сложности социального взаимодействия.

В процессе анализа хода проектов на уроках Технологии в 5-7 классах выявлены следующие основные сложности, с которыми сталкивались учащиеся:

  1. Неумение договариваться, найти компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение);
  2. Нет понимания интересов другого, неприятие точки зрения другого;
  3. Лидер проектной группы не всегда готов к делегированию и распределению обязанностей членов проектной команды, сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
  4. Не всегда присутствует готовность нести ответственность за свою часть работы;
  5. Существуют трудности в понимании того, что такое «Проблема», «Цель», «Задачи».

Причинами этих сложностей, на мой взгляд, являются:

  1. Разобщенность. Современное поколение мало общается. Интернет, социальные сети существенно уменьшили живое общение;
  2. Пониженная мотивация к обучению;
  3. Отсутствие уверенности в своих способностях;
  4. Недостаток практики коллективной работы;
  5. Недостаточная развитость лидерских качеств;
  6. Боязнь воплощения своих идей в жизнь;
  7. Отсутствие самостоятельности в решении творческих и изобретательских задач.
  1. Рекомендованные методы преодоления выявленных сложностей.

  1. Один из модулей проектной деятельности в рамках предмета технологии, предназначенный помочь учащимся в совместной деятельности - «развитие коммуникативных навыков учащихся». В рамках этого модуля мы учимся общаться.
  2. Приобретенные навыки общения не всегда решают проблемы, возникающие при взаимодействии учащихся во время проектной деятельности. Необходимо обучение техникам (методам) взаимодействия в группах, которые призваны помочь учащемуся найти свой собственный стиль взаимодействия с коллективом.
  3. Кроме того, проектная деятельность в начальной школе не уделяет должного внимания межличностным отношениям. Может стоит создать некую методику «Кодекс общения и взаимодействия». Некое пособие, помогающее учащимся выходить из сложных ситуаций.
  4. При групповой организации учебной деятельности можно выделить три этапа работы: подготовительный, основной и завершающий (отчетно-контрольный). Первый этап осуществляется до начала собственно групповой деятельности учащихся. На этом этапе педагог формулирует цель урока, инструктирует группы, распределяет задания и разъясняет значение их выполнения для достижения общего результата. Необходим контроль педагога над деятельностью групп во время распределения ролей. При возникновении конфликтов внутри групп или между группами, педагогу необходимо оперативно и гибко реагировать на них. При этом важно подробно разобрать ситуацию вместе с участниками конфликта. Для профилактики рисков межличностных конфликтов во время групповой работы, рекомендуется проводить беседы, ролевые игры с учащимися.
  5. По личному опыту, могу сказать, что выделяются четыре фазы социального взаимодействия при работе в команде на основном этапе:
  • Формирование и начало совместной работы,
  • Конфликты и противостояния,
  • Нормализация,
  • Работа в полную силу.

В начале совместной работы учащиеся воодушевлены и настроены оптимистично. Однако затем часто возникают сложности, снижение мотивации и/или целый спектр сомнений. Для нормализации ситуации как правило, требуется помощь учителя. Особо необходимы помощь и контроль учителя на основном этапе работы у учащихся пятых классов. Не всегда учащиеся этих классов осознано выполняют те или иные этапы работы. Поэтому учителю необходимо совместно с учащимися анализировать их деятельность.

Чтобы учащимся пятых классов постепенно приучить к взаимодействию в группе, можно сначала организовывать работы в малых группах. В малых группах ребенок чувствует себя безопасно, лучше раскрывается, может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи. Чтобы повысить интерес можно устроить соревнование между группами.

На третьем этапе группы по очереди отчитываются перед классом и учителем. Подобные отчеты взаимно обогащают учащихся знаниями, так как в них содержится новая информация, дополняющая имеющуюся у остальных. Учитель при организации групповой работы на уроке технологии должен четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, презентация, макет и т. д.

  1. Должен осуществляться дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам. На уроке для каждого ученика «мерилом» успеха выступает учитель! Поэтому учитель должен распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность учителя в их успехе.
  2. Требуется разработка более конструктивных методических материалов для уроков технологии по проектной деятельности.
  1. Заключение

В практике преподавания предмета Технология применены индивидуальная, парная, групповая формы работы учащихся в проектной деятельности. Проанализированы их место в развитии социального взаимодействия учащихся. Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на успешность работы команды проекта, специфика социального взаимодействия учащихся, сложности социального взаимодействия и причины их возникновения, а также типовые проблемы, возникающие у учащихся во время работы в проектных командах.

По результатам работы выработаны рекомендации учителю по развитию социального взаимодействия учащихся во время применения метода проектов.

8. Источники

  1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, –208 с.
  2. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. – 643 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. - 1995. - №6. - С. 39-47.
  5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – № 5. – С. 41-43.
  6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/pahomova-n-u-proektnoe-obucenie---cto-eto
  7. Полат  Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
  8. Хотунцев Ю.П., Симоненко В.Д., Кожина О.А и др. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. - 1994. - № 4.
  9. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении.- Волгоград: Корифей, 2007 г. - 96 с.
  10.  Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. - М.: Проект Гармония,  1998. –М., 2001 – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

В данной статье речь идет об эффективности использования метода проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов и представлена...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности

Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...

Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики

Предмет «Информационные технологии» один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.На уроках по «Информационным технологиям» проектная деятельность решает важную про...

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...

статья "Взаимодействие и психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся в процессе проектной деятельности".

В  статье дан краткий обзор взаимодействия  педагогов  и  родителей в процессе проектной деятельности, что обеспечивает  реальное сотрудничество семьи и школы, позволяя решать...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...