Статья в сборнике материалов республиканской НПК "Проблемы и трудности воспитания современных школьников"
статья на тему
В статье рассматриваются основные проблемы и трудности воспитания школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.П. Челнокова
Ульянково, МБОУ «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан »
Проблемы и трудности воспитания современных школьников
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания, о чём свидетельствуют размышления многих выдающихся педагогов, раскрывающих важность и необходимость воспитания в становлении человека. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросфера, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и т.д. Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее. Это все приобретает особую остроту в ситуации движения человечества к мировой цивилизации, глобальному образовательному пространству, постиндустриальному, в котором мотивы свободы, ответственности, стремление человека к самоопределению будут играть значимую роль.
В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Особо остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто, как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость".
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали и никогда не противоречат истинным этическим нормам. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория «трудных» детей. К ним относят обычно тех подростков и старших школьников, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Одна из наиболее существенных причин – неблагополучие в семье. Здесь имеется в виду не только стиль семейного воспитания – деспотический, основанный на подавлении, или наоборот, свободный, стиль суровый, аскетический или тепличный, изнеживающий, когда ребенка освобождают от забот и обязанностей, стиль, основанный на равнодушии и безразличии к судьбам детей. Иногда серьёзное беспокойство вызывают внешне благополучные семьи. В таких семьях родители не интересуются сложным внутренним миром своих детей, не пытаются понять их потребности и интересы, чувства и переживания. Атмосфера глубоко равнодушная приводит к столь же глубокой отчуждённости детей, лишённых открытого и доброжелательного общения со старшим, взрослым, близким человеком. Сейчас остро стоит проблема суицида среди несовершеннолетних — как это ни печально, но зачастую родители сами провоцируют детей на этот поступок. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция.
Самыми активными помощниками и участниками в процессе воспитания являются родители младших школьников, но стоит ребятам перейти на следующую ступень обучения, активность родителей уменьшается. Все мы знаем, что Семья играет главную роль в жизни ребенка. У каждого родителя свой стиль воспитания. Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. А такие направления, как гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое не может воспитываться без содействия с семьей. С этой целью проводятся родительские собрания в нестандартной форме, чтобы родители понимали, что именно у них основная роль в воспитании детей. Не учить родителя, а помочь ему преодолеть барьер в становлении собственного ребенка, увидеть в ребенке Личность. Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от родителей обратной связи, то есть изучение мнений родителей о личностной значимости обсуждаемого вопроса, учет их пожеланий, советов. Родители приглашаются на открытые уроки. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.
В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека: от детства до старости. Проблема употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Курение и школьник несовместимы, так как школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Значимость этой проблемы возрастает, если рассматривать курение как своеобразную инициацию перед употреблением более сильного психоактивного вещества. Работа по профилактике курения – это, по сути, работа по профилактике употребления наркотиков подростками, то есть воспитание личной ответственности школьников за свою жизнь, за свое здоровье.
Таким образом, говоря о проблемах воспитания как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Заявка на участие в конференции
1. | Фамилия, имя, отчество автора | Челнокова Татьяна Павловна |
2. | Место работы | МБОУ «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» КкКкКайбицкого мун» Кайбицкого района РТ |
3. | Должность | Учитель физики |
3 | Контакты: - рабочий телефон - мобильный телефон - e-mail: | 88437031139 89274214917 tanya41961@mail.ru |
3. | Домашний адрес | 422333, РТ, Кайбицкий район, с.Ульянково, ул. Большая, д.35 |
4 | Тема доклада | Проблемы и трудности воспитания современных школьников |
5 | Секция | Актуальные проблемы воспитания современных школьников |
6 | Форма участия | Только публикация доклада |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Поколение Z МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева» и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов Республиканского ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО)
В статье содержится анализ работы ОУ в Сетевой образовательной Программе "Школьная лига РОСНАНО", сделаны выводы о значении участия в ШЛР для учеников гимназии и успешном взаимодействии межд...
Сборник материалов республиканской Историко-краеведческой конференции учащихся
Автор - составитель...
Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Современное непрерывное образование и инновационное развитие" Том 2, 2018г.
quot;Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Ц...
Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год
Каждый ребенок от рождения обладает неповторимым набором особых качеств - природными задатками. В тесном сотрудничестве родителей, педагога и, конечно же, самого ребенка ...
Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»
Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а также при...
Публикация статьи в сборнике VIII республиканской (II Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие"
В настоящее время заказ общества на образовательные результаты учащихся формируется в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как спосо...