Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год
опыты и эксперименты
Каждый ребенок от рождения обладает неповторимым набором особых качеств - природными задатками. В тесном сотрудничестве родителей, педагога и, конечно же, самого ребенка из задатков высекают талант.
Одаренные дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В статье прводится выбор статегии работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2016_god.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор стратегии при работе с одаренными детьми
Осипова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алексеевская ООШ» Бавлинского муниципального района РТ
Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и
когда существуют условия, благоприятные их развития.
Г.В. Плеханов
Каждый ребенок от рождения обладает неповторимым набором особых качеств - природными задатками. В тесном сотрудничестве родителей, педагога и, конечно же, самого ребенка из задатков высекают талант.
Одаренные дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Очень важно, чтобы родители ребенка относились правильно к особенностям своего ребенка. Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью вызывает у родителей ребенка тревогу и озабоченность. Здесь очень важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. Однако не во всех семьях так. В других семьях одаренность ребенка воспринимается как гордость и восхищение. И это может со временем обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека. Одаренные дети особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. Все это отразится в детском подсознании. Поэтому важно учесть гармоничное развитие одаренных детей.
Гармоничность в развитии психики одаренного ребенка является относительной редкостью. Чаще сталкиваемся с противоречивым психическим развитием таких детей, что порождает серьезные проблемы, влияющие на дальнейшую реализацию, развитие и становление одаренности.
Психика одаренных детей уязвима по следующим причинам:
- бесконечное стремление к большим совершенствам;
-критическое отношение к собственным достижениям, что способствует развитию низкой самооценки;
- переживания из-за невозможности достичь поставленных перед собой целей;
- сверхчувствительность к разного рода раздражителям и стимулам;
- конфликтные ситуации в отношениях с другими детьми из-за удельного внимания взрослых;
- нетерпимость к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.
Учитель способен вовремя заметить и поддержать одаренного ребенка, помочь родителям в выборе правильной позиции, чтобы ребенок не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего дара.
Это может быть проблемно-ориентированное обучение, поскольку проблема является началом развития. Поэтому не надо бояться создания проблемных ситуаций.
Какие формы обучения приемлемы для работы с одаренными детьми? Выделяются адаптивное и генеративное обучение. Адаптивное обучение заключается в адаптации и социализации в обществе. Адаптироваться в обществе необходимо всем, но каждому в определенной мере. Поэтому генеративное обучение, на мой взгляд, более приемлемо при работе с одаренными детьми. Я широко использую такие формы обучения, как предметные олимпиады, погружение в предмет, проектная деятельность.
Технология генеративного обучения – формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое задание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания. В центре такого подхода – применение метода раскрытия, с помощью которой ученик, находясь в роли исследователя, открывает закономерности и связи. При такой работе огромное внимание уделяется освоению способов поиска информации из разных источников, ее организации и способам представления полученных результатов.
Я как учитель исхожу из признания безусловной ценности становящейся личности. Для этого необходима реальная, самостоятельная деятельность ученика. Нет деятельности – нет развития. Личностно ориентированный подход к учащимся в образовательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он включает сотрудничество, взаимоуважение, взаимопонимание, доброжелательность, тактичность.
Для стиля отношений «учитель – ученик» должна быть характерна духовная близость учителя и ученика, заинтересованность в судьбе ученика, оптимистическая вера в ребенка, ожидание лучших проявлений его личности. Учитель играет роль направляющего, наставника, представляет ученику свободу выбора. Он - транслятор идей. В работе с одаренными детьми миссией учителя является необходимость научить видеть парадоксальность суждения, ничего не брать на веру и ничего не отвергать, видеть во всем относительность и критически перерабатывать информацию.
При работе с одаренными детьми учитель должен и сам постоянно находиться в постоянном развитии, самосовершенствовании.
При работе с одаренными детьми я придерживаюсь следующих принципов:
- изучаю и принимаю все индивидуальные особенности поведения одаренного ребенка;
- у одаренного ребенка, как правило, высокая самооценка. Важно осознать, что этому ребенку дано понять и совершить то, что вам, возможно, покажется непостижимым;
- уважаю и обсуждаю любую его идею;
- готовясь к занятиям с одаренным учеником, всегда помню о норме нагрузки;
- самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе – обязательные составные успешных уроков;
- слежу за здоровьем и психологическим состоянием одаренного ребенка;
- помню, что жесткие реакции, ощущение внешнего давления – все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения одаренных детей.
Активное творчество воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, оформлять в словесной форме доказательства и утверждения, прибегать к обсуждению проблемы. Без положительных эмоций, без удивления, удовлетворения от полученного результата нет активной педагогики, нет творчества, нет процесса развития.
В своей педагогической деятельности я учитываю все перечисленные психологические особенности и принципы работы с одаренными детьми. Мне кажется, все эти принципы и особенности мной применяются на оптимальном уровне. Об этом свидетельствует результативное участие моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах республиканского и всероссийского уровней и их дальнейшая адаптация и социализация в общественной жизни.
Некоторые проблемы одаренных детей
- Определенная неприязнь к школе, так как учебная программа часто не соответствует их способностям и скучна для них
- Отсутствие интереса к играм, которыми увлекаются их сверстники обычных способностей
- Несклонность к конформизму и пассивности, отрицание стандартных требований, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами
- Излишняя погруженность в философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами в коллективе своей возрастной группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация в сборнике материалов региональной научно- практической конференции "Современные педагогические технологии и достижения метапредметных результатов в сфере современного образования"
Моя статья- публикация - выступление на региональном научно-практическом семинаре по работе с проектами...
Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Ц...
Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"
Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Публикация статьи в сборнике I Поволжской (VI республиканской)научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»
ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматриваетс...
Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»
Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а также при...
Публикация статьи в сборнике VIII республиканской (II Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие"
В настоящее время заказ общества на образовательные результаты учащихся формируется в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как спосо...