Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Современное непрерывное образование и инновационное развитие" Том 2, 2018г.
статья по теме
"Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова Надежда Владимировна
учитель - логопед I кв.категории,
Курусь Елена Николаевна
учитель - логопед высшей кв. категории
МКОУ «Чумаковская школа-интернат для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, с ограниченными возможностями
здоровья»
Новосибирская обл., Куйбышевский р-н, с. Чумаково
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе развития специального образования главной задачей становится развитие личности проблемного ребёнка, вопросы адаптации и социализации. Первичные нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребёнка из социального пространства, нарушению связи с культурой, как источником развития высших психических функций, специфических человеческих способностей.
Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. А для ребенка он становится не только развлечением, но и инструментом познания окружающего мира. Интерес детей к компьютеру огромен, главное обратить его в полезное русло. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании его речевого и общего психического развития. Информационно – коммуникационные технологии в современном мире открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В последнее время число детей с различными речевыми патологиями значительно увеличивается. Поэтому возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов работы предотвращает утомление и повышает мотивацию, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную и речевую активность. А значит, возрастает эффективность работы учителя – логопеда в целом.
Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить. Мотивация – одна из центральных задач в логопедической работе. Часто одного опыта владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для успешного коррекционного воздействия. Ребенок часто не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание одних и тех же звуков, слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Как логопедам, нам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
Использование на логопедических занятиях различных компьютерных методик, мультимедийных методических пособий, логопедических тренажеров, компьютерных игр у детей с нарушением речи - является удобным и эффектным методом коррекционной работы. Мы убедились в этом на практике.
Способность компьютера представлять и воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет логопеду решать разнообразные задачи своей деятельности, что позволяет наиболее долго удерживать внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), мы добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру. С удовольствием визуально воспринимает и воспроизводит соответствующие звуки, эмоционально отвечает на поставленные вопросы. И задача, поставленная учителем- логопедом, решается более динамично и эффективно.
В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (это дети с умственной отсталостью, с синдромом дауна, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с ЗПР, ДЦП). Одной из главных целей нашей работы является раннее вмешательство и создание условий, в которых ребенок может полноценно расти, развиваться и реализовывать имеющийся у него речевой потенциал, преодолевать связанные с нарушениями ограничения.
С сентября 2018 года, мы используем в своей работе логопедический усовершенствованный тренажер "Дельфа - 142.1". Эта программа, как раз осуществляется учёт особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и детей с интеллектуальными задержками. Это относится к формам и размерам картинок и слов, ко времени демонстрации материала на экране. Картинки и слова демонстрируются достаточно продолжительное время, чтобы ребенок успел воспринять и осознать полностью то, что происходит.
В ряде упражнений предусмотрены скоростные режимы, подобранные с учетом вариабельности зрительного восприятия детей. Темп упражнений спокойный, не утомляющий ребенка. Если упражнение не получается, его можно повторить столько раз, сколько необходимо. Осуществлен гуманный подход к оценке выполнения заданий. Логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребенка, не создает комплекса не успешности.
Так же в своей работе мы используем методику В.М.Акименко "Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет". Методический набор включает в себя: программное обеспечение (ПО), методический практикум, микрофон, комплект карточек, мозаику, шнуровки и набор кубиков. Специально разработанная компьютерная программа помогает осуществлять коррекционную работу с такими видами речевых нарушений, как системное недоразвитие речи (СНР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). Каждый раздел методики содержит обширную библиотеку игр и заданий, представленных по степени усложнения с учетом развития речи в онтогенезе. Интерфейс программы выполнен в игровой динамичной форме для поддержания высокого уровня мотивации и интереса детей к выполнению заданий и самим логопедическим занятиям. Кроме того, каждый раздел программы имеет свой активный фон, который можно использовать не только в качестве организационного момента, но и как самостоятельный материал для работы с неговорящими детьми. Программное обеспечение удобно тем, что позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия по коррекции и развитию всех сторон устной речи. Для проведения подгрупповых занятий в программе предусмотрен специальный режим и возможность подключения мультимедийного проектора или монитора большого размера.
Хотим озвучить ещё одну методику, которую используем при планировании логопедических занятий, это компьютерная программа "Учимся играя". Достоинства этой программы в том, что она:
- Значительно экономит время педагога при подготовке к занятиям;
- Существует возможность индивидуального подбора заданий в соответствии с потребностями ребенка;
- Сдержанная графика не отвлекает ребенка от решения учебной задачи;
- Программа находится в постоянном развитии:
- появляются новые разделы и игровые блоки;
- используется современный наглядный материал, легко ассоциируемый в сознании ребенка с окружающим миром (например, современный ребенок не узнает «телевизор», «телефон», «компьютер», «фотоаппарат» в картинках, нарисованных более 15 лет назад);
- Игра может быть использована родителями для закрепления у ребенка полученных на логопедических занятиях знаний;
- Программа позволяет каждому пользователю самостоятельно:
- преобразовывать и совершенствовать игровой, звуковой и наглядный материал игры;
- создавать свои сценарии игровых заданий, приближая их к потребностям конкретных детей;
- Программа позволяет сделать занятия интереснее для ребенка, удобнее для педагога, а в результате – эффективнее.
Мы работаем учителями - логопедами уже много лет. Стараемся идти в ногу со временем. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь и приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать нам следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
Проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению обучающихся с нарушением слуха на тему: "Я Петербуржец"....
Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
Из опыта работы....
Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции - 2017г.
quot;Организация коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми"...
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"
В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса в ОУ СПО»
В сборнике предоставлены материалы, которыми может воспользоваться каждый педагог в целях самообразования и самосовершенствования....
Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.
Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...
Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год
Каждый ребенок от рождения обладает неповторимым набором особых качеств - природными задатками. В тесном сотрудничестве родителей, педагога и, конечно же, самого ребенка ...