статья «Поколение Z МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева» и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов Республиканского ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО)
опыты и эксперименты на тему

В статье содержится анализ работы ОУ в Сетевой образовательной Программе "Школьная лига РОСНАНО", сделаны выводы о значении участия в ШЛР для учеников гимназии и успешном взаимодействии между технологическим профилем сельской гимназии и Федеральной сетевой программой "Школьная лига РОСНАНО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поколение Z  МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»  и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов

В Теории поколений, созданной в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом, адаптированной в России  в 2003—2004 году  командой  под руководством Евгении Шамис, современных учеников называют поколением  Z (с 2000 г. р.)

 Их учителя  - представители поколения X,  в нашем ОУ - представители поколения беби-бумеров (1943—1963)-(В основе их характера лежит психология победителей. Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в страшной войне и покорила космос. Для этих людей нет непреодолимых барьеров)  и  поколения Х (Они рано приучались к самостоятельности. Х - индивидуалисты. Главная ценность – возможность выбора. Они прагматичны, очень дорожат временем. Готовы учиться в течение всей жизни.)

Поколение Z, как утверждают авторы вышеназванной Теории, это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, они обладают клиповым мышлением, у них по-другому устроена память, виртуальное общение  во многом заменило личное, они лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и  в человеческом поведении и т.д.  

Чтобы заставить Zетов- индивидуалистов  работать в команде, авторы Теории  советуют поставить задачу, интересную всем; распределить ответственность, иначе все могут взяться за одно задание, а поняв это, совсем перестанут работать. «Зетов» привлекают сложные задачи с  современными технологиями,  выполнение которых даст им новые навыки и умения.  

Подтверждением практической обоснованности этих советов является  работа наших гимназистов при выполнении проектных заданий Республиканской каникулярной школы «Наноград. Калмыкия»- 2016г. (под руководством Нуксуновой Э.Л.,учителя информатики и Сумьяновой О.А., координатора ШЛР, методиста): Проектное задание №3 «Проблема очистки воды» (техническое задание - Разработать дизайн комплекта из 3-х фильтров, включающего в себя фильтр УФ - очистки воды, подчеркивающий потребительские свойства изделия, задание по маркетингу и рекламе);

«Наноград. Калмыкия» -2017 г.(под рук.Самбуевой С.Н., учителя физики, Сумьяновой О.А., методиста, координатора ШЛР) при выполнении кейса по теме  « Сбор отработанных батареек в Республике Калмыкия».

 Каждый член команды получал от педагога  индивидуальное задание с инструкцией его выполнения, например, сделать анализ:  1.- рынка химических источников тока, в частности, батареек, а также приборов, в которых они чаще всего используются;  

2- химического  состава  батареек,  содержания опасных действующих веществ, наносящих вред окружающей среде;

3.- способов утилизации батареек и их опасности для здоровья и окружающей среды;

 4 - возможной экономии ресурсов (сколько химических веществ можно экономить, получая  их из переработанных батареек);

5.- типов батареек, имеющихся в продаже в магазинах п.Кетченеры, выявление наиболее продаваемых,  разницы в стоимости,  в качественном составе;

6.-проведение и анализ социологического опроса; 7.-создание  видеоролика, плакатов и др.

 Выполнение таких заданий требовало от ученика, в первую очередь, умения работать в Сети, быстро находить и обрабатывать большой объем информации, а это то, что  поколение Z любит и умеет делать.

Но вместе с тем школьники испытывали определенные трудности, готовясь к Нанограду. Нашим детям- Zетам, склонным к погружению в себя, нужно было выйти из своего виртуального мира  и  научиться устанавливать контакт с окружающими людьми:  жителями поселка,  детьми, работниками учреждений, магазинов. Это было необходимо как при проведении  социологического опроса населения (Сколько в семье используется батареек, каких ;  от чего зависит выбор батареек - цена, срок использования, качественные характеристики и т.д.;  как поступают с отработанными батарейками; вред от таких батареек;  что думают по поводу сбора использованных батареек и др. Выяснилось, например, что в семьях поселка одновременно  используются от 6 до 38 штук  батареек; особенно много батареек в детских игрушках), так и для предметного разговора   с главой СМО Цидиновым Джангаром Владимировичем о дальнейшем вывозе контейнеров с отработанными батарейками, владельцами  магазинов «Иткл»-Пак Риммы Дорджиевны, «Виктория»-Нюгнеева Элисты об установке в их магазинах контейнеров для сбора использованных батареек и т.д. Нужно отметить, что проблема загрязнения отработанными батарейками окружающей среды, а именно, почвы, вызвала сильную обеспокоенность ребят. Будучи истинными степняками, они всерьез обеспокоились состоянием травы - корма для скотины и, соответственно, провели прямую связь с качеством молока и мяса и состоянием здоровья населения п.Кетченеры, района, республики. Эту проблему гимназисты постарались обозначить в тематическом ролике. Ректор  нашего университета Б.К.Салаев отметил актуальность ролика и целесообразность его показа по местному ТВ в целях  тематической рекламы.

 То есть получается, что участие в проектах Республиканской каникулярной школы «Наноград. Калмыкия» дает поколению- Z возможность  узнать окружающий мир изнутри, как бы пощупать его, почувствовать его больные места, приложить свои знания и умения к возможному разрешению проблем реального мира, быть с ним в прямом  контакте, а не прятаться от него в скорлупе виртуального мира. Дети в итоге становятся более открытыми  и уверенными, учатся работать в команде, будучи индивидуалистами по сути. Деятельность гимназистов  не осталась не  замеченной в поселке, в районной газете  «Алтн булг» появилась статья об участии наших  гимназистов в  Федеральной  Сетевой образовательной программе.

Хочется подчеркнуть прикладной характер проектов в ШЛР, что само по себе ценно для Zетов.  В этой связи представляет интерес  обучение учащихся в технологическом профиле Кетченеровской  многопрофильной гимназии, где с детьми работают опытные педагоги - представители поколения  большей частью Беби-бумеров  и поколения Х:  Эренженов Л.У.- предметы «Автомобиль»;  «Трактор»; Каргинов А.- предмет «Электросварщик»; Бадмаева А.А., Чурюмова Б.А.- предмет «Технология», Сучинова Э.Б.- предмет «Парикмахер». Они трудятся здесь с момента создания данного профиля в гимназии.

Что может быть общего между новыми технологиями,  включая нанотехнологии, о которых ученик узнает, вступая  в движение ШЛР, через конкурсы Лиги,  вебинары, лекции, уроки и технологическим профилем сельской гимназии, где ученик  приобретает  такие  специальности, как  сварщик, водитель, тракторист, повар, парикмахер?

Члены гимназической команды ШЛР(10-11 кл.) тоже обучаются  в технологическом профиле, (кто-то закончил в этом году), осваивают для себя рабочие специальности. Сегодня, как никогда, рабочие специальности востребованы жизнью. Но казалось бы, зачем Zетам, поколению, у которого в крови новые технологии, навыки сварщика?

 Возможно, педагоги-мастера  отвечают представлениям Zетов о лидере: не тот, кто давит на других, стремясь к своей цели, а настоящий профессионал своего дела, умеющий слушать, понимать, говорить и ценить ученика, что очень важно для Z- поколения. Вспомним  также одну из особенностей этого поколения: они глухи ко всему, что, на их взгляд, не полезно и не нужно, не имеет прикладного характера. Обучение в технологическом профиле носит именно прикладной характер. ( Для справки:  учащимися технологического профиля за годы его существования изготовлены: спортивный городок для начальной школы, песочницы для ДОУ, контейнеры для мусора, приспособления для чистки обуви, навес из металлопрофиля, футбольные переносные ворота; проводился ремонт отопительной системы гимназии, мастерских и многое др.)

 Для Zетов принципиально самим участвовать в процессе и получить конечный продукт. Так ученики 10а класса Басангова Анна и Ехаев Никита участвовали в конкурсе «Школы на ладони» (осенняя сессия, 2017г.) - «Гонки вибророботов»: школьники создали виброробот,   использовав зубную  щетку, моторчик из жесткого диска компьютера, медную проволоку, двусторонний скотч, батарейку – таблетку. По заданию конкурса виброробот должен был проехать 50 см., авторам удалось выполнить задание. Также Аня Басангова участвовала в конкурсе «Вкусняшка».

Таким образом, учитывая особенности поколения Z, можно сделать следующий вывод: Федеральная образовательная программа ШЛР, работа Республиканской опорной площадки на базе Калмыцкого государственного университета имени Б.Б.Городовикова под руководством кандидата педагогических  наук С.В. Доржиновой учит школьников новому взгляду на мир, знакомит с новыми технологиями, нанотехнологиями, освобождает их от внутренней зажатости, от пресловутой инфантильности, дает возможность проявить и реализовать свою инициативу, возможность участвовать в конкурсах Лиги и  в Летней школе «Наноград», где собирается научная элита страны.  

                       О.А.Сумьянова, координатор ШЛР, методист гимназии.                                                                                                                                        

                                                                                                      03.07.17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре Школьной лиги Роснано по теме "Ориентация образовательного процесса на формирование компетенции учащихся."

Данный материал показывает как на школьных уроках можно использовать элементы нанотехнологии....

Школа-Участница Школьной Лиги РОСНАНО

Краткий отчет об участии школы в Федеральной Программе "Школьная Лига РОСНАНО"...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015г.)

Статья "Школьная лига Роснано: инновационный проект развития современного образования" (региональная конференция 2015)...

ПРОГРАММА СЕМИНАРА «Школа – инновационный комплекс взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса и образования» (в рамках реализации плана ФИП «Школьная лига РОСНАНО»)

ПРОГРАММА СЕМИНАРА«Школа – инновационный комплекс взаимоувязанных действий науки, производства, бизнеса и образования» (в рамках реализации плана ФИП «Школьная лига РОСНАНО&raq...

Приказы по итогам проведения мероприятий в рамках Федеральной инновационной площадки "Школьная лига РОСНАНО

Приказы по итогам проведения мероприятий в рамках Федеральной инновационной площадки "Школьная лига РОСНАНО...