Публикация статьи в сборнике VIII республиканской (II Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие"
статья
В настоящее время заказ общества на образовательные результаты учащихся формируется в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как способность человека успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования, выполняя задание или осуществляя деятельность чаще в проблемных, неопределенных ситуациях, требующих самостоятельного поиска недостающих средств, ответственности и принятия решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2021_god.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Алексеевская ООШ» Бавлинского муниципального района РТ
Развитие учебных компетенций школьников на уроках
В настоящее время заказ общества на образовательные результаты учащихся формируется в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как способность человека успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования, выполняя задание или осуществляя деятельность чаще в проблемных, неопределенных ситуациях, требующих самостоятельного поиска недостающих средств, ответственности и принятия решений.
А такие единицы, как знания, умения и навыки составляют инструментальную основу компетенций – универсальных надпредметных умений, необходимых для успешной социализации.
В соответствии со сложившимися условиями в нашей школе были намечены пути решения проблем, связанных с развитием личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Продолжая работать в этом направлении, опираюсь на практико-ориентированную направленность развивающего обучения в области русого языка и литературы, учитываю содержательно-целевые линии развития учащихся средствами этих предметов и использую типы, формы, методы обучения, активно влияющие на уровень направленности личности, активизацию ее мыслительной деятельности, формирование самостоятельности.
Большое внимание в своей деятельности я уделяю направлению поддержки талантливых детей. Какое разумное начало в нашем образовании может дать ожидаемый обществом от школы эффект в работе с талантливыми детьми?
Думаю, что если учитель осознал идеи, лежащие в основе компетентностного (деятельностного) подхода, и научился правильно определять разницы своей деятельности при его осуществлении. Он сумеет через развитие ключевых компетенций помочь ученику его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; добиться того, чтобы развитие ребенка с признаками одарённости соответствовало его способностям, интересам и возможностям; помочь ученику, подающему надежды овладеть ключевыми компетенциями, что позволит ему быть успешным в современном обществе; приобщить ребёнку культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию. Важнейшей культурной традицией нашего народа и огромным его достижением является литературное образование школьников. Поле формирования ключевых компетенций может быть уже или шире, разнообразны и формы этой работы. Например, неформальные литературные объединения дают хорошие результаты деятельности. Такие формирования были привлечены при проведении литературных мероприятий.
Однако основной формой обучения является урок. Для учителя очень важно ответить на вопрос: «Как можно использовать для развития компетенций всех учащихся, в том числе и проявивших одарённость, пространство современного урока, отличительной чертой которого является резко увеличившаяся технологичность?»
Главная задача учителя - создание на уроке предметно-пространственной среды, способствующей формированию ключевых компетенций учащихся на информационном, эмоциональном и нравственном психологическом уровнях, что дает высокие результаты обучения.
Компетентностно ориентированный урок является важной составляющей целенаправленного педагогического сопровождения учащихся, в том числе и одарённых детей.
Начинается подготовка к уроку с разработки кластера и модели компетенций, где каждая компетенция подразделяется в зависимости от степени усложнения, то есть по уровням.
При составлении кластера и модели учитываются целевые составляющие их и компетентностная задача урока, а также то обстоятельство, что перед учителем на уроке присутствуют учащихся различных психолого-физиологических категорий и у каждого своя специфика усвоения материала.
В соответствии с моделью учитель при подготовке к уроку даёт группам учеников задания в зависимости от обученности и обучаемости, психофизиологических особенностей и признаков одарённости детей.
Итак, кластеру компетенций соответствуют задания, развивающие коммуникативные компетенции на всех уровнях; исследовательские компетенции на всех уровнях; компетенции информационных технологий на высоком уровне; проектные компетенции на самом высоком уровне. Именно этот уровень предполагает научно-исследовательскую работу в группе, которая выдвигает лидера - наиболее способного во многих отношениях ученика, который смог бы предоставить на конференциях, конкурсах исследовательскую работу.
Приведу перечень разноуровневых заданий продуктивного и творческого характера, способствующих формированию ключевых компетенций на основе полученных учебных знаний, умений и навыков при условии самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку:
1 уровень - задания относительно низкой трудности:
1 группа - проследить употребление устаревших слов иноязычного происхождения, не подвергшихся искажениям;
2 группа - обнаружить употребление устаревших исконно русских слов, выяснить роль уменьшительно-ласкательных суффиксов в изображении портрета Левши в разговоре с государем.
2 уровень - задания средней трудности:
3 группа - обнаружить приёмы противопоставления и преувеличения и выяснить, с какой целью автор их применяет;
4 группа- создать презентацию иллюстрации к сказу, позволяющую наглядно предоставить изображаемую эпоху, подобрать к иллюстрациям цитаты, содержащие новообразования, обосновать выбор художников-иллюстраторов.
3 уровень - задания творческого характера:
5 группа - составить электронное словарик новообразования к указанным главам, объяснить значение слов и подумать, не содержат искаженные слова какого-то дополнительного смысла;
6 группа - выяснить, каким образом и для чего Лесков широко употреблял новообразования, создать проект «Типы и функции новообразований в сказе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статьи в сборниках по итогам ежегодной Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий» в Научной Электронной Библиотеке - elibrary.ru
Публикации: "Проблемно- проектный подход в обучении: взаимодействие учителя и ученика, 2013; «Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка»...
Статья " в сборнике научных трудов VII всероссийской научно-практической конференции
quot;Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья через профессионально-трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида"https://nsportal.ru/albom/...
Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования
Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования....
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год
Каждый ребенок от рождения обладает неповторимым набором особых качеств - природными задатками. В тесном сотрудничестве родителей, педагога и, конечно же, самого ребенка ...
Публикация статьи в сборнике I Поволжской (VI республиканской)научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»
ОТ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматриваетс...
Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»
Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а также при...