Роль родителей в интеграции их детей-инвалидов, обучающихся на дому
статья по теме
Статья знакомит с опытом и наблюдениями учителя, работающего с учениками, обучающимися на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley_v_integratsii_ih_detey-invalidov_obuchayushchihsya_na_domu_v_obshchestvo.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ школа №15
г.Славянска-на-Кубани
Краснодарского края
«Роль родителей в интеграции детей-инвалидов,
обучающихся на дому в общество»
Ромашова Мария Геннадиевна
Роль родителей в интеграции их детей-инвалидов, обучающихся на дому в общество
Ромашова Мария Геннадиевна –
учитель индивидуального обучения на дому,
ГК ОУ школы №15
г.Славянска-на-Кубани
Краснодарского края.
Рассматривая такое понятие как «интеграция» можно соотнести его с понятиями «социализация» и «адаптация» ребенка - инвалида в общество. В работе М. И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования». Данный процесс осуществляется при взаимодействии всех служб и мероприятий, направленных на лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию ребенка-инвалида.
В этом процессе огромную роль играют родители ребенка-инвалида. Семья и родителя являются той окружающей средой, которая помогает врачам лечить, педагогам обучать, воспитывать их ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Влияние семьи особенно для ребенка, обучающегося на дому, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, друзей, влияние литературы и искусства. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание ребенка, тем выше результаты интеграции его личности в общество.
Часто родители не понимают трудности в обучении детей-инвалидов, не осознают своей роли в развитии и в воспитании своего ребенка. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка. Одни относятся к учителям и специалистам, работающим с их ребенком, как к волшебникам, которые быстро отрегулируют и устранят недостатки их ребенка. Другие явно воспринимают учителя как человека, который насильственно вмешивается в их личную жизнь.
Мне бы хотелось в своем выступлении рассказать о трудностях, с которыми сталкивается педагог, обучающий детей - инвалидов на дому.
Наиболее часто в семьях, где проживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания, как удовлетворение всех потребностей и желаний больного ребенка. Родители видят свое предназначение в служении такому ребенку, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются уверенность в себе, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрических установок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувства ответственности и долга. Такие родители, как правило, верят в то, что учитель вдруг научит их детей писать, читать, считать, говорить. Они стараются следовать рекомендациям педагогов, но часто сами выполняют домашние задания вместо детей. Они опекают своих детей и не дают им развиваться, не верят в возможности и способности своего ребенка. При работе с такой семьей педагогу требуется терпеливо и тактично объяснять, что их дети способны, по возможности, научиться себя обслуживать, делать что-то по дому, могут усвоить даже некоторые учебные предметы, должны сами стараться выполнять посильные домашние задания. Для этого ребенку надо больше доверять многое делать самому. Пусть у него будет получаться плохо, некрасиво, неаккуратно, но это будут его усилия, его результаты и победы. В беседах с такими родителями учитель должен часто хвалить их ребенка, демонстрировать даже малейшие его успехи в самообслуживании, учебе. Постоянно на уроках нужно родителям демонстрировать и объяснять приемы выполнения учебных заданий, упражнения для закрепления. Т.е. демонстрировать их направляющую роль в обучении, коррекции психических процессов их ребенка. Важно, чтобы родители поняли, что их дети могут многое научится делать сами, если это за них не делать. Нужно только побуждать, направлять, хвалить ребенка и помогать только по необходимости.
Есть еще одна группа родителей детей - инвалидов, которые не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность и научиться с этим жить. Они практически перестают заниматься со своим ребенком и заботятся только о том, чтобы он был одет, обут, сыт и чем-то занят. А за психическое и эмоциональное, умственное здоровье, обучение должны отвечать педагоги. Такая проблема самоустранения родителей от воспитания, обучения и коррекции недостатков их ребенка и надежда их на то, что учитель, обучающий их ребенка на дому, сам справится с этими задачами, очень часто встречается в жизни.
Учителю приходится не только обучать, воспитывать, корректировать недостатки, развивать ученика, обучающегося на дому, но и прикладывать огромные усилия к тому, чтобы привлечь и родителей к этому процессу. Т.к. время пребывания учителя в семье ограничено, то на уроках не всегда можно полученные знания хорошо закрепить и отработать необходимые учебные умения. Именно при качественном выполнении домашних заданий учеником, обучающимся на дому, происходит закрепление и повторение изученного материала. Большую пользу в отработке таких умений играют родители, их заинтересованность в качественном обучении ребенка. Родители должны проконтролировать, если надо помочь своим детям выполнять домашние задания. Проследить за соблюдением режима дня, организовать отдых после уроков. Все эти важные моменты в жизни учащегося часто игнорируются такими родителями, и они вообще не следят за выполнением домашних заданий. Педагогу постоянно требуется объяснять родителям, как важно их ребенку осознавать то, что родители заинтересованы в его обучении, его развитии. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья всегда нужна и эмоциональная, духовная и физическая поддержка. И эту поддержку он получает, прежде всего - в своей семье. Систематические слаженные занятия учителя, специалистов школы и родителей дают более успешные результаты, чем когда учитель работает один. Каждому такому родителю нужно учиться быть педагогом, психологом и дефектологом. Воспитание и обучение ребенка для родителей — это труд, прежде всего самовоспитание. Большую помощь родителям в самообразовании в нашей школе оказывают учителя, обучающие ребенка на дому, педагог - психолог, дефектолог, учитель-логопед, которые проводят индивидуальные занятия и консультации с ребенком и родителями. В нашей школе каждый год проводятся семинары, круглые столы, родительские собрания для родителей, где объясняются особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, принципы их воспитания, способы разрешения конфликтных ситуаций и многое другое.
Работа с родителями учащихся индивидуального обучения имеет первостепенное значение. Если родители понимают проблемы своего ребенка, помогают учителю, стараются выполнять все рекомендации педагога, психолога, логопеда, то интеграция такого ребенка происходит более успешно. Постоянная работа с родителями, вовлечение их школьные мероприятия, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Трудно воспитать и вырастить достойным человеком здорового ребенка, еще труднее вырастить и воспитать достойным и полезным обществу ребенка-инвалида. Но это возможно, как показывают примеры многих и многих известных людей-инвалидов, достигших значительных побед в жизни. Для таких результатов нужна долгая и кропотливая работа не только педагогов и врачей, но и работа, прежде всего, самих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей детей-инвалидов обучающихся на дому
Организация обучения в дистанционном режиме для детей инвалидов на дому заключается в организации индивидуального обучения на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ ...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
I-ая Спартакиада среди детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Технологическая карта проведения сортивного мероприятия...
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ.
С каждым годом в России увеличивается количество детей, которым врачи ставят диагноз – аутизм. Методическая работа с такими детьми находится в самой начальной стадии. Специалисты, в основном, ис...
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...
Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...
«Составление СИПР для обучающихся на дому и детей-инвалидов. Практическая работа с аудиторией»
Целью СИПР является, обретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его вклю...