Взаимодействие в работе педагогов и родителей.
материал на тему

Айдамирова Кристина Геннадьевна

Успешность учебного процесса зависит от того, как складываются взаимоотношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги воспитывают одних и тех же детей, и результат обучения может быть успешен тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_v_rabote_pedagogov_i_roditeley.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Взаимодействие в работе педагогов и родителей.

        

Успешность учебного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат обучения может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и обучения  ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания и обучения.

Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в обучении детей.

В современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами.

 

Основные направления сотрудничества семьи и школы

1. Единство требований к учащимся.

2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность педагога, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).

4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

7. Различные формы сотрудничества с родителями.

 

Функции и задачи взаимодействия семьи и школы

Функции взаимодействия семьи и школы:

1. Информационная и обучающая

2. Воспитательно - развивающая.

3. Формирующая.

4. Оздоровительная.

5. Контролирующая.

Задачи взаимодействия семьи и школы:

1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

3. Привитие навыков здорового образа жизни.

4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

 

Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;

- систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы:

 

Методы изучения семей

1. Наблюдение.

2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, инспектора ОДН и др.)

3. Индивидуальные беседы.

4. Тестирование.

5. Анкетирование.

6. Диагностика.

Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.

В нашей школе наиболее распространенными являются следующие формы совместной деятельности, методика их может быть различна и определяется самими участниками:

 

Формы работы с родителями

1. Родительские собрания.

2. Индивидуальные встречи «разговор по душам».

3. Встречи с директором школы.

4. Психолого-педагогические консультации.

6. День открытых дверей.

7. Совместные праздники.

8. Посещение семьи.

При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет воспитателю составить конкретный план работы с семьей.

 

Дифференцированный подход в работе с родителями

Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.

Выделяют следующие типы семей:

1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Свою работу с родителями стараюсь строить на методике контактного взаимодействия.

 

Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

1.    Поиск контактов (процесс первого общения).

2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).

4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений педагога с родителями.).

5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)

6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и педагога, направленной на коррекцию поведения школьников).

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - это важный педагогический институт в руках педагога.

 

Структура подготовки родительского собрания

1. Определение цели.

2. Изучение научно-методической литературы.

3. Проведение микроисследований.

4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

5. Придумать форму приглашения родителей.

6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола.

7. Оборудование и оформление помещения для собрания.

8. Собрание условно делится на три части:

- вступительная;

- основная;

- заключительная.

 

Работа с родителями различных групп риска.

Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. В нашей школе к неблагополучным семьям мы относим:

  • семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое, сексуальное насилие);
  • невысокий уровень образовательной культуры родителей;
  • семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем;
  • родители - наркоманы;
  • злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.

 

 

 Но помимо неблагополучных семей есть семьи, входящие в группу риска. Это:

  • одинокие матери;
  • разведенные родители;
  • многодетные родители;
  • родители детей - инвалидов;
  • родители - мигранты, беженцы;
  • опекуны.

При работе с данной категорией семей используется следующая документация:

- акт обследования материально-бытовых условий семьи

- план индивидуальной работы с семьей

- социальный паспорт семьи

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная профилактическая работа педагогов и родителей по сохранению здоровья обучающихся

Эта статья будет интересна тем, кто не знает, с чего начать масштабную, но такую нужную работу по профилактике заболеваемости педагогов и обучающихся...

Работа педагога с родителями ученика в процессе его обучения в музыкальной школе

Обучение в музыкальной школе - длительный и серьезный процесс, важный для обраования и эстетического воспитания ребенка. Зачастую родители, принимая решение о том, чтобы начать обучение своего ребенка...

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена  и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организац...

Доклад на методическом объединении по теме "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"

В докладе представлены основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; ...

Взаимодействие работы педагогов с родителями

Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания бл...

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....