Совместная профилактическая работа педагогов и родителей по сохранению здоровья обучающихся
статья по теме
Эта статья будет интересна тем, кто не знает, с чего начать масштабную, но такую нужную работу по профилактике заболеваемости педагогов и обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shamoninoy.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная профилактическая работа педагогов и родителей
по сохранению здоровья обучающихся
И.С. Шамонина, социальный педагог,
педагог по здоровьесбережению
МОУ СОШ №10
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Сургута
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.
С началом учебной деятельности ребёнок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями. В стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и предпрофессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному – быть здоровым. Именно поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.
По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.
На сегодня, по данным углублённого медосмотра, лишь 27-28% осмотренных в дошкольных учреждениях и школах детей можно отнести к первой группе здоровья. По городу Сургуту этот показатель снизился на 17% по сравнению с 1994 годом. Растёт количество детей, отнесённых к третьей группе здоровья, группе риска, инвалидности. За 2006 год в два раза увеличились показатели патологии органов дыхания, наблюдается увеличение патологии почек, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата.
Наблюдения за состоянием психического здоровья детей Сургута в течение последних двух лет позволяет сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки. В связи с этим как никогда остро встаёт проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями, поскольку многие вопросы по сохранению и улучшению здоровья детей становятся всё актуальней.
Кроме того, очень важными в здоровьесберегающей деятельности любого образовательного учреждения являются проблемы внеурочной занятости детей, организации их досуга и дополнительного образования. Для сохранения здоровья нашего будущего поколения в жизнь школы нужно: внести изменения, направленные на улучшение физиологического, социального и психологического состояний каждого школьника; создать условия для развития ценностного отношения к своему здоровью и формирования жизненных приоритетов, направленных на осознанный выбор здорового образа жизни; способствовать психолого-педагогической защищённости ребёнка в микросоциуме.
Политика навязывания здорового образа жизни школьникам малоэффективна и позитивно ими не воспринимается. Учащихся следует грамотно подвести к тому, чтобы они сами для себя смогли вывести одно из основных жизненных правил: «Ты успешен тогда, когда ты здоров и ведёшь здоровый образ жизни». Задача педагогов и родителей помочь им в этом.
Степень самостоятельности учащихся в этом процессе является предметом спора. Для одних ребёнок – это предмет воздействия, который подлежит обучению, воспитанию, оздоровлению. Другие, по мнению А.В. Хуторского, считают: «Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов». Эта точка зрения базируется на предположении, что «…человек познан пока ещё крайне неудовлетворительно и только он сам (конечно, с помощью специалиста) может пробовать строить своё образование, самостоятельно рисковать и потом отвечать за результаты своего движения в плохо предсказуемой среде…»
Для успешного осуществления этих целей педагоги и родители должны сопровождать развитие ребёнка в сфере оздоровления, т.е. предоставлять помощь, направленную на формирование культуры здоровья и образования учащегося, на преодоление трудностей учебно-воспитательного процесса через раскрытие внутреннего потенциала личности ребёнка и активизацию его собственных ресурсов.
В связи с этим первоочередными становятся следующие проблемы:
- развитие и усиление потребности у детей и их родителей в качественном образовании, формировании и саморазвитии культуры здоровья;
- наличие затруднений в получении информации, связанных с недостаточным уровнем культуры учебно-воспитательного процесса;
- отсутствие механизмов интеграции в деятельности специалистов различных профилей;
- низкая востребованность со стороны детей и их родителей помощи в преодолении проблем саморазвития и самосовершенствования;
- отсутствие эффективных механизмов оказания такого вида помощи существующими структурами, работающими в рамках своих узкоспециальных функциональных обязанностей;
- необходимость дисциплинарного подхода в сопровождении детей в процессе их личностного совершенствования и отсутствие технологий его внедрения, что затрудняет переход от идеи сопровождения к её реализации.
По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания, при этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти 40% юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах. Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, но чаще это не врождённое отклонение, а приобретённое за время обучения в школе. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%);
- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые зарегистрированы у 50-60% школьников;
- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
- увеличение числа обучающихся, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Необходимость повышенного внимания именно к функциональным отклонениям у детей и подростков, отнесённых ко второй группе здоровья, определяется тем, что они в меньшей степени, чем причисленные к третьей и четвёртой группам здоровья, наблюдаются врачами, что именно у них (в 46,5% случаев) формируется хроническая патология, надолго закрепляющая таких детей в группах для больных. Эти данные подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями и обусловливают необходимость дифференцированного подхода к лечению детей с учётом всей совокупности социально-гигиенических и медико-биологических факторов, существенно влияющих на исход отклонений в состоянии здоровья.
К выводу, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. В результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с не учащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их и стали называть «школьными болезнями».
Это название дал Р. Верхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы», изданной в 1870 году. А основоположник гигиены Ф. Эрисман в 1891 году писал, что «…гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ».
Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей начала 20-го столетия к заключению о неправильной организации обучения. К недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, относятся:
- слабая освещённость классов;
- плохой воздух в школьных помещениях;
- неправильные форма и величина школьных столов.
Объём учебных программ их информационно насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями обучающихся.
Один из самых неблагоприятных факторов для здоровья детей – общая стрессогенная система организации учебного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% обучающихся постоянно или часто испытывают «учебный стресс», в результате чего стремительно ухудшаются показатели нервно-психического и психологического здоровья.
Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности учащихся, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний. Усугубляет положение и то, что возрастает рост числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики и иные психотропные препараты подростков, снижается возрастной порог приобщения к этим пагубным привычкам.
Стремление как можно быстрее приспособить ребёнка к достижениям человеческого разума, когда обучение строится по принципу «читать раньше, чем ходить», превращает школу в фактор риска для формирующегося организма. Современная образовательная система с большим объёмом информации при хроническом дефиците времени организует труд школьника преимущественно на предельном стрессовом уровне нервно-психического напряжения при крайне малом компоненте двигательной активности и сенсорно-моторного синтеза.
Традиционно, на академическом уровне, который является доминирующей формой обучения в школе, деятельность ученика протекает в чуждом его природе малоподвижном режиме ближнего зрения по принципу «сиди – слушай – смотри».
В борьбе с патологиями, развивающимися у школьников, взгляд на здравоохранительные мероприятия устремляется в сторону методов воспитания и обучения. Сложившаяся ситуация актуализировала необходимость формирования в возрастном аспекте психологических и физиологических потенциалов именно такими методами, активно формируя у ребёнка основы здорового образа жизни и само здоровье. Ведь сегодня воспитание способно определять даже существование самой жизни человека.
В педагогическом отношении важным результатом расширения двигательной активности в процессе обучения является повышение сосредоточенности учащихся, возрастание их внимания к учебному процессу, что находит своё выражение в значительном уменьшении количества общей деятельности, немотивированных «отключений» от занятий. В этой связи ярче акцентируются противоречия, сложившиеся в традиционном образовании между:
- необходимостью расширения двигательной активности и необходимостью сохранения и поддержания дисциплины на уроке;
- необходимостью расширения двигательной активности ребёнка и отсутствием «установки» на здоровый образ жизни у населения, включая работников образования и родителей;
- потребностью в динамической комплексной оценке физического развития детей и отсутствием адекватных методик для такой оценки;
- необходимостью активизации двигательной активности, её нормированием и формированием ценностной установки на обучение, развитие высокой устойчивости его организма к средовым факторам.
Сегодня школьное здравоохранение в качестве основы рассматривает разработку учебно-воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих обоснованно и целенаправленно оптимизировать деятельность организма в целом.
В немалой степени неблагополучное здоровье обучающихся зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья. К сожалению, неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение качества питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, а также повышению распространённости анемии и, как следствие, - учащению острых и хронических заболеваний.
Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника (с учётом выполнения домашних заданий, посещения секций, кружков, дополнительных заданий и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников – к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже отрицательно сказывается на здоровье. Возможные пути решения этой проблемы:
- пересмотреть и изменить содержание уроков физической культуры (в оптимальном варианте – с учётом уже имеющихся у детей диагнозов);
- использовать на уроках и переменах малые формы физической активности (физкультминутки, физкультпаузы, спортивные или игровые переменки и т.п.);
- проводить специальные физкультурные занятия для детей с ограничениями по здоровью;
- откорректировать педагогические технологии учителей-предметников так, чтобы они могли способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни;
- предоставлять обучающимся возможность посещения спортивного зала во внеурочное время.
Решение данных проблем можно смело рассматривать как здоровьесберегающие технологии, дополняющие образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья школьников.
К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся:
- стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний;
- недостаток физической активности, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
- чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающие у школьников переутомление и стресс;
- невозможность в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учётом их психологических, физиологических особенностей, состояния здоровья;
- несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
- неправильная организация питания детей в школе (в некоторых регионах страны школьники до сих пор не обеспечиваются горячим питанием);
- недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний у педагогического персонала;
- низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся, родителей и педагогов.
Администрации и каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не обладает абсолютным здоровьем. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из обучающихся не имел проблем со здоровьем, - неправильная и непрофессиональная позиция педагога.
В последние годы в педагогике наметилась тенденция полагать, что за принцип формирования ответственности за своё здоровье учащиеся должны отвечать сами, т.к. это всего лишь частный случай ответственности за своё поведение. Эта тенденция привнесена в педагогику из психологии, где данные проблемы решаются не на уровне призывов и деклараций, а путём реализации воспитательных программ, применения методов индивидуальной и групповой работы с целью формирования ориентации на здоровый образ жизни. Отсутствие у ребёнка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по привитию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуациях, требующих принятия решений, связанных со здоровьем.
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья обучающихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране их здоровья. Школьник, не заботящийся о своём здоровье, не мотивированный на его сохранение, укрепление и принятие здорового образа жизни, не сможет оставаться здоровым при всём старании педагогов.
Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на:
- обеспечении детей и их родителей своевременной информацией об основных здоровьесберегающих технологиях;
- формировании мотивации на ведение здорового образа жизни;
- воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.
Здоровьесберегающие технологии
Возложение на школу и педагогов такой, казалось бы, несвойственной для них задачи – заботы о здоровье детей – определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это относится и к детскому здоровью. Именно в школе, «под присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, поэтому неоказание им помощи в сохранении здоровья было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми подобными вопросами должны заниматься медицинские работники, то за каждым классом следует закрепить хотя бы одного врача. В настоящее время такой возможности образовательные учреждения не имеют.
В-третьих, как уже отмечалось, современная медицина занимается не столько здоровьем, сколько болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. А перед школой стоит иная задача – сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.
Главные действующие лица, заботящиеся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях – педагоги. Но вместе с тем всё, чем занимаются в школах врачи и средний медицинский персонал, должно находиться в согласовании со здоровьесберегающими функциями конкретной школы.
По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно выделить 3 степени приверженности идеям здоровьесбережения:
1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточная освещённость; необеспеченность горячим питанием и т.д.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных занятий физкультурой и т.п.). Они оказывают определённый, чаще незначительный, эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться».
2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения; оптимизацию физической нагрузки; образовательное самоопределение; обучение учащихся здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в школах.
3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой методологической основе. Именно такой подход, благодаря которому возможно решить не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья можно назвать здоровьесберегающим.
Главной отличительной особенностью здоровьесберегающих технологий является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса. Это поможет созданию в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все специалисты, педагоги, учащиеся и родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за достигаемые результаты.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья. Тогда и аттестат о среднем образовании станет действительно путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Здоровьесберегающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье школьников и педагогов в конструктивной деятельности. По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. При любом аспекте рассмотрения здоровьесберегающих технологий важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить запланированный результат.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения ответ на эти вопросы будет таким: «…чтоб не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов». Таким образом, здоровый образ жизни можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии и как «сертификат безопасности для здоровья».
Расстановка задач здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задачи-минимум и задачи-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье школьников. Эта задача аналогична концепции охраны труда обучающихся.
В традиционном понимании, сложившемся ещё в советское время, охрана труда – это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство» школьника – его парта, класс, школа; деятельность – учёба, поэтому основной задачей руководителя образовательного учреждения становится защита тела и психики ребёнка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы условно можно разделить на 3 группы: 1) эколого-гигиенические (природно-средовые); 2) организационно-педагогические; 3) психолого-педагогические.
Однако постановка задачи-минимум не может быть признана правильной в наших образовательных учреждениях. Во-первых, пытаться только сохранить здоровье – очевидная методологическая ошибка, т.к. его невозможно «законсервировать» на каком-то достигнутом уровне: или развивать, укреплять, совершенствовать; или медленно, но неизбежно утрачивать. Попыткой только защищать ребёнка от негативных воздействий, ничего не предпринимая для укрепления его защитных сил, можно достичь лишь незначительного снижения вредных факторов образовательного процесса.
Во-вторых, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путём повышения уровня грамотности в области здоровьесбережения, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни: «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто!».
В-третьих, недопустимо прилагать все усилия лишь на заботу о здоровье учащихся (и не только потому, что учителя – тоже люди). Учитель, не проявляющий грамотную заботу о своём здоровье, может оказаться для школьников плохим примером. Вниманием к своему здоровью учитель (вольно или невольно) помогает решать важнейшую задачу школы – воспитательную, т.к. качество подготовки ученика к реальной жизни определяется профессионализмом учителя.
В соответствии с этим реализацию здорового образа жизни следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и его укрепление, воспитание культуры здоровья, охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своём здоровье.
В контексте задач здоровьесбережения все педагогические технологии можно разделить на 3 группы. Первая включает технологии, с большей вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. К этой группе, к сожалению, приходится отнести традиционную технологию обучения, разработанную в своё время Я.А. Коменским. «К сожалению» – поскольку именно она используется в массовом порядке в российских школах. Сюда же должны быть отнесены технологии, связанные с чрезмерной интенсификации образовательного процесса, активным использованием методов авторитарной педагогики.
Вторая группа альтернативна первой, т.к. в отнесённых к ней технологиях сохранение и укрепление здоровья заявляются в качестве важнейших приоритетов, обеспеченных технологической поддержкой на любом уровне (принципами работы, задачами, методами, программами и др.), реализуются на практике и подтверждаются результатами диагностики (мониторинга). Эти технологии и определяются как здоровьесберегающие.
К третьей группе, самой многочисленной, относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых и предварительному знакомству с которыми невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса.
Для отнесения педагогической технологии к одной из групп необходимо провести тщательное изучение как её самой, так и получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Заметим, что, в отличие от производственных технологий, человековедческие технологии не поддаются детальному описанию. В противном случае, это будет всего лишь схема, инструкция по работе с человеком, а достигаемый результат может быть задан только определёнными параметрами и критериями.
Работа с семьёй
Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребёнка закладываются в семье. Взаимоотношения школы и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников должны быть отношениями сотрудничества, а не выяснением, кто за что отвечает. Школа и семья реализуют равные обязанности разными путями: образовательное учреждение больше знает – семья больше чувствует; школа обучает, рассказывает – семья научает, показывает; школа контролирует результаты на уровне коллективного поведения, а семья – индивидуального.
Родители считают главным вырастить ребёнка здоровым, но многие не имеют чёткого представления, что же для этого необходимо. В данном случае на первое место выходит школа, которая должна обучить родителей и помочь им в этом вопросе. В лице службы здоровья работа с семьёй может быть коллективной или индивидуальной, опережающей или параллельной, регулироваться предложением школы или спросом семьи.
Опережающая коллективная работа определяется предложением школы и направлена на ознакомление семьи с программой работы службы здоровья, разъяснение и убеждение в её необходимости, выяснение отношения к ней родителей, предложение сотрудничества. В нашей школе проводятся родительские собрания по вопросам сохранения здоровья учащихся («Учебные нагрузки и здоровье», «Здоровый образ жизни – твой осознанный выбор» и т.п.), на которых педагоги совместно с родителями обсуждают выбор тем для будущих практических занятий (о том, что бы они хотели узнать о здоровье).
Задачей параллельной коллективной работы является ознакомление семьи с текущими результатами работы службы здоровья. Её можно совместить с родительским всеобучем и проводить в виде практических занятий. В течение всего учебного года в нашем образовательном учреждении проводится родительский всеобуч в виде практических и лекционных занятий, на которых освещаются различные проблемы:
- «Питание – основа жизни»;
- «Профилактика и коррекция нарушения зрения»;
- «Дозировка домашнего задания, или Организация домашнего учебного труда школьников»;
- «Предупреждение употребления психоактивных веществ»;
- «Как обеспечить безопасность общения детей с компьютером»;
- «Как наказывать или поощрять»
- «Если у ребёнка проблемы с позвоночником» и т.п.
Индивидуальная опережающая или параллельная работа с семьёй может проводиться, например, в случае получения информации о неблагополучии в семье или у конкретного ребёнка, от которых и должна исходить инициатива обращения за помощью в период каких-либо проблем и тревог. По необходимости в школе проводятся индивидуальные профилактические беседы по вопросам здоровьесбережения школьников.
Среди основных направлений работы службы здоровья с семьёй можно выделить следующие:
- изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления;
- просвещение родителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
- психолого-медико-педагогическое сопровождение не только детей, но и семей, в которых они воспитываются;
- работа службы здоровья с особыми категориями детей и их родителями;
- привлечение родителей в Совет школы;
- проведение совместных с родителями акций, мероприятий: работа спортивных секций («Волейбол», «Баскетбол», «Футбол»), где по желанию совместно с детьми участие могут принимать и родители (соревнования команды учащихся против команды родителей); совместная работа с родителями по проведению месячника здоровья (1 раз в год); проведение Дня здоровья; спортивные эстафеты, турниры; конкурсы «Что знают дети и родители о здоровье и здоровом образе жизни», «Здоровячок»; КВН «С вредными привычками нам не по пути», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»; викторины «Правильная осанка – признак красоты и здоровья», «Глаза – зеркало души»; проведение школьного конкурса творческих работ на тему «Здоровье и окружающая среда».
Изучение и анализ семей включает оценку:
- типа семьи (полная, неполная);
- уровня внутрисемейной адаптивности;
- нравственного и культурного уровня родителей.
Исследование условий воспитания в семье предполагает оценку:
- типа воспитания (отвержение ребёнка родителями, гиперопека, гипоопека, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, гармоничное или противоречивое воспитание и т.п.);
- взаимоотношений в семье, стиля воспитания;
- осознания родителями целей, задач и средств семейного воспитания, анкетирование родителей учащихся по выявлению отношения к работе школы, по адаптации первоклассников, по организации режима дня школьников (для выявления основных моментов, связанных с режимом дня, выявление уровня гигиенической подготовленности родителей), анкетирование родителей учащихся 1-11 классов по вопросам организации дополнительного образования в школе; выступление социального педагога по здоровьесбережению на Дне открытых дверей для родителей будущих первоклассников и будущих учащихся 2-11 классов.
- готовности к осуществлению воспитательных функций.
Анализ условий оздоровления в семье предусматривает изучение:
- внутрисемейных факторов, определяющих здоровье ребёнка;
- образа жизни в семье;
- психоэмоционального статуса семьи.
Предметом особой заботы службы здоровья должны быть семьи детей с особенностями развития. Прежде всего, это дети с психоэмоциональными отклонениями, которые выражаются болезненными страхами, излишней застенчивостью, агрессивностью, патологической жестокостью, гиперактивностью, патологическим упрямством, демонстративным поведением. Не меньшего внимания требуют «трудные», больные и одарённые дети. С данными категориями детей в нашем образовательном учреждении работает педагог-психолог в течение всего учебного года.
Важным направлением эффективной работы с родителями детей данных категорий является привлечение их к деятельности органов школьного самоуправления. Наиболее активные родители могут быть включены и в состав здоровьесберегающей службы.
Предметом ещё одной заботы службы здоровья является активное привлечение семей к совместным со школой акциям. Это могут быть родительские клубы, вечера интересных встреч, конкурсы на самую лучшую или самую спортивную семью, спортивно-массовые праздники типа «Мама, папа, я – здоровая семья!». В ряде образовательных учреждений родители, имеющие соответствующую подготовку, ведут спортивные секции, кружки.
В системе воспитательной работы особое внимание уделяется проблеме повышения уровня здоровьесберегающей грамотности не только учащихся, но и их родителей. С этой целью проводятся родительские лектории, основная задача которых – привитие потребности в здоровом образе жизни («Профилактика ВИЧ-инфекции», «Заболевания, передающиеся половым путём», «Принятие здорового образа жизни – проявление уважения к себе» и т.п.).
Воспитательная работа по профилактике вредных привычек может быть эффективной лишь в тех формах, которые интересны и привлекательны для школьников. Помимо тематических уроков по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в школе надо создать постоянно действующий кинолекторий с видеотекой документальных, художественных и любительских фильмов, проводить конкурсы рисунков, проектов, сочинений, лекции и пр. в рамках обозначенных проблем. На совместные с родителями семинары по раннему выявлению клинических проявлений наркомании у школьников наша школа приглашает наркологов и других специалистов, оказывает консультационную поддержку детям и родителям.
Такие активные формы организации досуга учащихся как конкурсы, викторины, проектная деятельность, спортивно-массовые мероприятия способствуют воспитанию у обучающихся бережному отношению к своему здоровью как важнейшей личной и общественной ценности. Важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление, развитие которого помогает школьникам почувствовать себя организатором своей жизни в школе, способствует привитию навыков культуры общения, умению жить в коллективе, что является немаловажным для самостоятельной жизни вне стен школы.
При решении проблемы сохранения здоровья необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходить из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно – института семьи). Ведь всем ясно, что не только школа должна сберегать здоровье наших детей.
Добиться желаемых результатов возможно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур вызовут у ребёнка стремление к здоровому образу жизни.
Только при тесной взаимосвязи всех звеньев учебно-воспитательного процесса можно добиться позитивных результатов, а служба здоровьесбережения поможет наладить чёткую обратную связь между психолого-логопедо-медико-педагогической службой и родителями. Совместная деятельность детей, родителей и школы – важный фактор сплочения семьи и школы, укрепления здоровья и нравственного климата, возрождения добрых традиций и общих интересов.
Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. Если обучить ребёнка школа может и без помощи со стороны родителей, то эффективно осуществлять процесс воспитания без поддержки (а иногда и в противодействии) со стороны семьи крайне трудно. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома может находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, пополняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлечённой балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребёнка важно для любого родителя, поэтому организация сотрудничества школы и семьи на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна.
Вместе с тем, школы пока недостаточно используют этот ресурс. Задача-минимум – обеспечить такой уровень взаимодействия, чтобы родители хотя бы не противостояли педагогам. Задача-максимум – интегрировать наиболее подготовленных родителей в деятельность школы для создания реального здоровьесберегающего пространства. Всё чаще правильно организованное сотрудничество приводит к тому, что некоторые родители сознательно проводят в школе общественно-благотворительную работу по оказанию помощи в этом.
Проблемам, связанным со здоровьем учащихся, соответствуют конкретные задачи, стоящие перед школой:
- снижение учебных перегрузок у школьников, приводящих к состоянию переутомления;
- организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;
- организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
- предупреждение вредного воздействия на здоровье факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
- охрана и укрепление психологического здоровья детей (предупреждение школьных стрессов, распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
- формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
- организация сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Здоровье представляет собой категорию, характеризующуюся состоянием физического, психического и социального благополучия. Как и всякая суперсистема. Она, по мнению П.К. Анохина, «…складывается из частных функциональных систем, совершенствующихся в процессе индивидуальной жизни». Полезным приспособительным результатом таких функциональных систем можно считать состояние комфортного пребывания в различных условиях существования.
Всё актуальней становится проблема адаптации детей к неблагоприятным факторам жизни в условиях Крайнего Севера. Это требует специальной подготовки организма к этим сложным условиям, причём с учётом исходно низкого уровня здоровья и физической подготовленности школьников, проживающих в этих условиях.
Большие физические и психологические нагрузки, испытываемые детским организмом в условиях Крайнего Севера, по мнению Н.А. Агаджаняна, «…вызывают значительное напряжение адаптационных механизмов и сопровождаются многообразными функциональными сдвигами, которые существенно отличаются от аналогичных процессов у лиц, проживающих в более комфортных средовых условиях».
В условиях резкоконтинентального климата использование общепринятых методик для развития физических качеств и повышения здоровья часто нейтрализуется суровым климатом зимы. Поэтому становится актуальным вопрос об оптимизации и эффективности занятий, направленных на повышение оздоровительного эффекта.
Вся работа коллектива школы должна быть направлена на создание условий для активной и здоровой жизни каждого участника образовательного процесса. Необходимо провести целый комплекс исследований для принятия всевозможных мер по диагностированию здоровья учащихся, условий и особенностей внутренней и внешней среды. Для реализации здоровьесберегающих задач школы придётся пересмотреть все программы и обучить детей всем премудростям здорового образа жизни.
Работа школы и родителей, направленная на здоровьесбережение обучающихся, способствует снижению некоторых видов заболеваний у школьников МОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов:
Виды заболеваний | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 |
Простудные заболевания | 32% | 21% | 17% |
Нарушения осанки | 22% | 19% | 17% |
Нарушения зрения | 10% | 5% | 8% |
Заболевания ЖКТ | 4% | 5% | 3% |
Нервно-психические заболевания | 10% | 8% | 6% |
Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Не стоит забывать и о том, что каждый участник образовательного процесса должен полностью изменить свой стиль все подходы и принципы соей работы, иначе будет только усугубляться и без того трагическое положение, в котором оказались многие дети и взрослые сегодня.
Библиография:
- Агеевец В.У. Физическое образование в России. – М.: СПб., 1996.
- Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М., 2002.
- Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы. – М.: ЦС и ЭН, 1997.
- Махнева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. – М.: «Аркти», 1999.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2006.
- Степанова Г.А., Никитин Н.В. Экспериментальная программа «Развитие и здоровье». – Сургут: РИЦ СурГПИ, 1998.
- Фомин В.С. Проблема измерения здоровья на основе учёта развития адаптационных свойств организма // Теория и практика физической культуры. – 1996. - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...
Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)
Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»
Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:«П...
Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...
План совместной профилактической работы школы и ПДН с обучающимися
План совместной работы школы и ПДН 2020-2021 учебный годПлан совместной работы школы и ПДН 2019-2020 учебный годПлан проведения профилактических бесед с обучающимися 2018-2019 учебный год...
Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.
Проведение индивидуальной психокоррекционной работы является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....