Работа педагога с родителями ученика в процессе его обучения в музыкальной школе
статья по теме
Обучение в музыкальной школе - длительный и серьезный процесс, важный для обраования и эстетического воспитания ребенка. Зачастую родители, принимая решение о том, чтобы начать обучение своего ребенка в музыкальной школе, не представляют, какой серьезный труд предстоит не только ребенку, но и им самим. Для педагога важно помочь родителям в том, чтобы правильно мотивировать ребенка к обучению, помочь ему огранизовать график занятий, поощрить его успехи.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в процессе обучения ребенка в музыкальной школе.
Принятие решения о том, чтобы заняться деятельностью помимо учебы - поступить в школу дополнительного образования – важный и ответственный момент для ребенка и родителей. Важно принять это решение взвешенно, понимая, что нагрузка как на ребенка, так и на родителей значительно увеличится. Обучение в музыкальной школе – длительный процесс, занимающий от пяти до восьми лет, а это очень большой промежуток времени. Родителям следует понимать, что не только ребенок, но и они сами берут на себя ответственность о том, насколько плодотворным будет этот период жизни семьи.
Дело в том, что зачастую именно на родителей ложится задача поддержания интереса ребенка к занятиям в музыкальной школе. Дети первое время очень мотивированы на получение новых знаний, они увлекаются игрой на музыкальном инструменте, обучением нотной грамоте. Однако потом понимают, что требуется много сил, а это большая нагрузка; что в занятиях должна быть система, а это требует большого количества времени не только для посещения школы, но и для домашних занятий. Если им удается поддерживать изначально высокий уровень интереса к занятиям, то и результаты обучения будут более выраженными.
Родителям нужно помочь ребенку организовать распорядок дня, чтобы хватало времени как для занятий, так и для свободного времяпрепровождения ребенка. Важен баланс учебы и отдыха, прогулок, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, смотря на других детей, которые играют, смотрят мультики, видя, его день расписан так, что у него не остается времени на себя.
Замечено из педагогического опыта, что те дети, в обучении которых родители принимают большое участие, имеют более высокие результаты. Нередко бывает так, что ребенок приходит с отличными данными, но родителями ситуация пускается на самотек. В этом случает ребенок занимается, когда хочет, никто не отслеживает результаты выполнения домашних заданий, не интересуется его успехами. Часто такие дети из-за недостатка внимания со стороны родителей не добиваются должных результатов, несмотря на их отличные данные.
Существуют и иные примеры, когда дети со средними данными за счет заинтересованности родителей, желания мотивировать, присутствия их на концертах, принятия активного участия в жизни музыкальной школы, показывают удивительные результаты. В.В.Лаврентьев особенно акцентирует внимание на такой форме работы педагога с родителями, как привлечение их к участию в общешкольных делах [4].
Часто бывает, что такой правильно мотивированный ребенок, родители которого постоянно поддерживают интерес к занятиям, добивается хороших результатов в обучении и нередко связывает свою жизнь с музыкой, выбирая соответствующую профессию.
Когда семья приходит первый раз в музыкальную школу заметно, что родители еще не представляют какой предстоит труд со стороны ребенка и с их стороны. И только со временем это становится ясно. Они начинают это понимать, когда у ребенка начинаются первые выступления на сцене, именно в эти моменты видно, сколько усилий было потрачено, чтобы выучить первые, довольно незамысловатые произведения.
Когда 5-6 летний ребенок приходит в музыкальную школу, желательно, чтобы у родителей в начале обучения находилось время, чтобы присутствовать на уроках специальности. В силу своего возраста, дети не всегда могут организовать свои домашние занятия системно и регулярно и зачастую не всегда могут правильно выполнить то задание, которое дает педагог.
Присутствуя на уроках у своего ребенка, родители начинают понимать, что в обучении игре на инструменте не бывает мелочей. Столько всевозможных задач, важен каждый момент. И.В.Крупинина пишет о важности педагогического просвещения родителей [3]. Поэтому преподаватель музыки может проводить для родителей вновь прибывших учеников небольшие лекции, позволяющие лучше понять специфику преподавания музыки и педагогического сопровождения домашних занятий ребенка. Тогда они осознают, что это занятие - большой труд, и начинают к ребенку относиться по-другому, когда он справляется с поставленными перед ним задачами, привыкает жить в режиме постоянных занятий. Таким образом, родители начинают еще больше уважать ребенка как личность, ценить его волевые качества. Они видят, как ребенок усердно работает с желанием выдать лучший результат на сцене. Успешное выступление воспринимается и ребёнком, и родителями, как новая победа, следующая ступенька в развитии.
Поэтому так важен контакт педагога с родителями, и родительских собраний не всегда хватает, нужны индивидуальные встречи чтобы обсудить особенности характера и психической организации ребенка. Такие беседы приносят большой результат, так как родители чувствуют, что педагог понимает их ребенка и сами дают много важной информации педагогу, подсказывая наиболее простой путь для достижения тех задач, которые ставятся перед маленьким учеником в классе. Такой контакт желателен на протяжении всего обучения ребенка, и только совместно с родителями педагог может добиться значительных результатов.
Однако работа с родителями включает не только проведение родительских собраний и индивидуальных бесед. И.П.Подласый считает, что для педагога полезно посещать семьи своих учеников, чтобы увидеть особенности общения родителей с детьми, отметить нюансы семейного воспитания [5]. Н.В.Дереклеева предлагает несколько нетрадиционных форм проведения собраний с родителями, таких как круглый стол с обсуждением определенных тем, дискуссия или тренинг [2].
Так как в классе специальности бывают дети разного возраста, кто-то выпускается, а кто-то только пришел в класс преподавателя, то и работу с родителями следует планировать исходя из этого. Н.В.Бордовская и А.А.Реан предлагают педагогу активно и систематически использовать организационно-педагогическую работу с родителями, чтобы повысить уровень обучения ребенка и улучшить его результаты [1]. Желательно, чтобы первые родительские собрания для вновь поступивших специально были спланированы тематически. Например, отдельная тематика – организация домашних занятий, режима дня, другая возможная тематика- знакомство родителей с программой в классе специальности, с графиком зачетов, академ-концертов, праздников.
Отдельной темой является работа с родителями по формированию у юного музыканта успешного самоощущения на сцене. Особенную роль в этом может играть помощь родителей. Они могут дать ребенку возможность исполнить свою концертную программу, организуя домашние концерты, приглашая знакомых, или используя любое торжество для того, чтобы юный музыкант играл перед публикой. Такая публика является самой благодарной и часто закрепляет у учащегося положительный исполнительский опыт, снимая часть напряжения в будущем.
Домашние концерты полезно организовывать с объявлением программы концерта и поклоном исполнителя, а также поощрять ребенка аплодисментами. Желательно, чтобы атмосфера выступления была наиболее приближена к реальным условиям. Играя перед знакомой и доброжелательно настроенной публикой даже самый стеснительный ученик постепенно учится справляться с напряжением и чувствовать себя более комфортно, научаясь получать удовольствие от выступления и постепенно обретая желание выходить на сцену. Таким образом, у учащегося формируется установка на доброжелательного слушателя, которая поможет ему более успешно выступать в дальнейшем и сохранять мотивацию в дальнейшему обучению.
Важным аспектом образования является и музыкально-эстетическое воспитание ребенка. Для юного музыканта важно слышать произведения в хорошем исполнении, конечно, в идеале это живые выступления профессионалов. Это требует заинтересованности со стороны родителей, так как для посещения выступлений нужно отводить определенное время. Обсуждение прослушанных произведений не только в классе с преподавателем, но и обсуждение дома с родителями играет важную воспитательную роль и сближает семью. Со временем, познания ребенка в музыке превосходят познания его родителей, и он становится в семье как бы экспертом в этой области. Он обращает внимание на определенные тонкости в исполнении произведения, особенности трактовки каждым исполнителем. Когда ребенок сам начинает понимать это, он осознает, что все время, вложенное в занятия музыкой уже имеет результат, за этот период он много узнал. Также особенно важно, что юный музыкант видит изменение отношения со стороны родителей, так как они с интересом слушают его рассказы и он сам уже многому может их научить. Такой момент в жизни ребенка психологически очень важен, поскольку он чувствует изменение своего положения в семье, которому способствовали занятия музыкой.
Важной вехой для всех участников образовательного процесса является отчетный концерт для родителей в конце года. В нем принимают участие все дети класса. Это мероприятие, завершающее учебный год, проходит обычно в приподнятом настроении, так как уже сданы все зачеты и экзамены, дети добились определённых результатов.
На этом концерте часто звучат теплые слова с в адрес учеников и родителей, так что все члены семьи ощущают свои заслуги в этом успехе. Важно акцентировать внимание и не скупиться говорить родителям о том, что с их стороны в обучение ребенка музыке был вложен большой труд, и заслуги ученика во многом зависят от них. Это дает новый стимул и мотивацию для дальнейших занятий.
Родители на концертах видят перспективу развития своего ребенка и часто получают вдохновение. А дети могут затем просить для изучения понравившиеся произведения других участников, и легче их разучивают с осознанием того, что сами выбрали этот материал.
Список использованной литературы:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000г.
- Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. – 2001г. №10 – C.46-50
- Крупинина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. – 2001г. №1 – C.18-20
- Лаврентьев В.В. Семья и школа //Классный руководитель. – 2000г. №3 C.86-88
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Курсов: В 2кн. – М.: Владос, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»
Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащих...
Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки проводятся в...
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы курса коррекц...
Рабочая программа по рисованию ученика 4 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- Москва, 1983. Учебный предмет Рисование проводится 2часа в н...
Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация в процессе трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Психологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективности обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В ус...
Профессиональный стандарт педагога - глазами родителей, учеников и учителей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14190680","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"424","width":"480"}}]]...
Рекомендации для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями"
Рекомендации для педагогов ДОУ...