Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.
статья на тему

На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы работы с родителями  в учреждениях дополнительного образования.

Дополнительное образование, являясь частью общего образования, имеет свои отличительные особенности. Одна из таких особенностей – отношения между обучающимися, их родителями и педагогами. Они (отношения) построены на основе  свободы выбора. И большинство родителей, как правило, не обременены обязанностью и не чувствуют необходимости систематически общаться с родителями. А зря! Ведь успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и педагогов.

На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Их можно разделить (условно) на  четыре группы.

Первая – интерактивная включает в себя анкетирование и диагностику, посещение семьи на дому, индивидуальную беседу (консультацию). В своей работе провожу диагностику и ребёнка, на предмет выявления его способностей и  индивидуальных особенностей (слух, память, чувство ритма, мотивация, интересы), и семьи – кто инициатор обучения, какие ожидают  получить результаты, особенности характеристики ребёнка, как могут помочь ребёнку в обучении. Так же активно использую такую форму работы как индивидуальные консультации. Девиз консультации – мы вместе против проблемы, но не против друг друга. Даю рекомендации по правилам организации рабочего места, выработке оптимального режима дня и т.п. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, её моральных и нравственных ценностях, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем.

Вторая группа – традиционная. К ней относятся дни открытых дверей, родительские собрания, творческие мастерские, организация  совместных досуговых мероприятий. Основной формой работы с родителями, где концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия педагога и родителей  является родительское собрание. Однако проведение встреч в виде формальных отчётов и поучающих бесед зачастую родителей раздражают, поэтому поддержать интерес каждого родителя возможно тогда, когда на фоне общих дел родители видят деятельность своих детей. Именно по этому провожу  родительские собрания с  детскими концертами – это «История Нового Года», «Домашнее музицирование в России» и др..

А когда в совместную деятельность вовлекаются и дети, и их родители – это уже творческая мастерская. Её цель – создание условий для творческой самореализации детей и родителей, и как результат – радость совместного творческого труда. Традиционно каждую весну провожу концерты семейного ансамбля «Папа, мама, я – музыкальная семья». Играют все – и те родители, у которых есть опыт обучения игры на фортепиано, и те, кто впервые знакомится с инструментом. Конечно же этому предшествует большая подготовительная работа, благодаря которой ещё больше сплачивается педагогическая триада «педагог – обучающийся – родитель».

Одна из самых популярных, простых и востребованных (опять таки в силу занятости родителей) форм работы с родителями –  организация совместных досуговых мероприятий. Это совместные праздники, например, «День музыки», совместные посещения с последующим обсуждением концертов, спектаклей, экскурсий. Концерт органной музыки, балет К. Хачатуряна «Чиполлино», балет А. Адана «Жизель», образовательные программы в музее музыкального искусства имени  М.И. Глинки – это неполный список мероприятий, доставляющих огромную радость от общения с прекрасным. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.

Третья группа – просветительская. Это разработка и ведение сайта или странички, наглядная информация в виде стендов и уголков.

Четвёртая – государственно-общественная включает в себя создание попечительского совета, совета отцов, городских и районных советов родителей, включение родителей  в состав управления учреждения.

 В заключении хочется отметить, что даже не систематические коллективные дела, проводимые совместно с родителями,  имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделять достаточного внимания  собственному ребёнку, а на таких мероприятиях они  волей-неволей включаются в общение с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

Формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования

Краткое выступление на МО по теме "Формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования". Приводится перечень наиболее общих традиционных форм  и нетрадиционных видов...

Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...

Инновационный продукт "Форма записи в объединения учреждения дополнительного образования"

Предлагаемый инновационный продукт представляет собой модуль, встроенный на сайт учреждения. Практичная и удобная форма отличается простотой в применении и носит универсальный характер, что дает возмо...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения

В статье  представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...