Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей
методическая разработка на тему
В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_vzaimodeystviya.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Гоннова Юлия Алексеевна,
старший методист по воспитательной работе
Эффективные формы взаимодействия семьи и
учреждения дополнительного образования.
ГБОУ СОШ № 6 Центр Дополнительного Образования Детей
г.о. Отрадный Самарской области.
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте —
родители и педагоги.
Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся в ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный ЦДОД, в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремятся идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии своих детей, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей обучающихся.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы с родителями в ЦДОД, наших родителей интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.
Для этого в ЦДОД используются активно следующие формы работы с семьей:
• Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагогов, объединения, образовательным учреждением. Составить анкеты по различным вопросам помогают методисты и психолог, педагогическая и методическая литература. Ежегодно ( в начале и конце учебного года) проводится анкетирование родителей с целью выявления их отношения к деятельности педагогов дополнительного образования, формы возможного участия и содействия их в работе. На сегодняшний день многие родители являются активными участниками и добрыми помощниками в организации и проведении мероприятий в учреждении.
Индивидуальная консультация (беседа). Это наиболее распространенная форма работы с родителя в детских объединениях Центра. Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная.
На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации проводятся по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Организация и проведение мероприятий.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной в том случае, если они станут союзниками в организации и проведении мероприятий, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Основные мероприятия:
День открытых дверей. Цель: - познакомить родителей с направлениями деятельности Центра Дополнительного Образования Детей;
- День именинника в детских объединениях совместно с родителями «Пирог с сюрпризом»;
- Акции: «Покормите птиц зимой!», «Дед Мороз и все, все, все», «Нет! Наркотикам» и др.;
- Календарные праздники: «Новогодний калейдоскоп», соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященные 23 февраля , концерт «Вам, милые мамы, все цветы и улыбки», посвященные Дню Матери и 8 Марта, «Масленица»;
- Конкурсы семейного творчества: «Здесь творчество берет начало», конкурс рисунков «Моя семья», конкурс сочинений «Я и моя семья» и т.п.
Совместные досуговые мероприятия помогают развитию мотивации к познанию и творчеству, удовлетворению интересов, самопознанию, формированию самостоятельности суждений и нравственных позиций участников мероприятий, сплочению коллектива.
• Традиционные формы работы.
Дни открытых дверей. Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда. Данная форма работы пользуется популярностью у родителей учащихся декоративно – прикладного творчества. Педагоги наших детских объединений стараются подготовить такие мастер- классы, где дети и родители выполняют совместную творческую работу, что помогает родителям лучше понять
Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. В своей работе мы используем методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор: устный журнал, ток – шоу, семинар – практикум, интерактивный микрофон, пресс - конференции и т.д.
• Просветительская работа.
Здесь без помощи специалистов не обойтись, мы привлекаем психолога, социального педагога и других. Тематику консультаций или бесед выбирает педагог, психолог с учетом тем, предложенных родителями. После каждой встречи родителям даются рекомендации, разработанные как педагогами и специалистами.
Традиционными являются следующие темы для просвещения родителей:
- «Особенности адаптации ребенка в учреждении дополнительного образования»;
- «Правила и обязанности ребенка в семье»;
- «Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»;
- «Роль семьи в формировании у ребенка интереса к занятиям» и др.
Разработка и ведение сайта. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего детского объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.
Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным. На сайте ЦДОД www. cdod-deti@mail.ru родители могут ознакомиться с деятельностью учреждения в целом и с детскими объединениями и студиями в отдельности. В разделе «Новости» еженедельно помещаются сообщения о событиях, мероприятиях, победах в детских объединениях и студиях. Родители также могут принять участие в обсуждении того или иного вопроса, касающегося дополнительного образования на форуме сайта учреждения.
Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Формы наглядно-текстовой информации:
• Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
• Групповые выставки детских работ (периодически).
• Буклеты. Помогают педагогам представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные руководителя учреждения и педагога и т.д.
В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.
В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:
• Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
• Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
• Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
• Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
• То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
• Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
• Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Библиографический список.
- Дополнительное образование в образовательном учреждении./Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2006.
- Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе (9-11 классы) (Родительские собрания, беседы, практикумы, праздники). / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...
Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»
Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...
Нетрадиционные формы и методы на занятии в учреждении дополнительного образования детей
Методическая разработка расширяет представление о формах и методах проведения занятий в учреждении дополнительного образования детей, трансформирует традиционные формы в новые современные инновационны...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...
Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...
Формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования детей
Памятка " Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в учреждении дополнительного образования" (для педагогов дополнительного образования)...