Роль семьи в правовом и патриотическом воспитании кадета
учебно-методический материал по теме
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.
“Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Василий Розанов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль семьи в патриотическом воспитании кадета | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в правовом и патриотическом воспитании кадета
От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом, поэтому необходимо воспитывать принципиально новый, демократический тип личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать своё материальное состояние – человека, сочетающего в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, уважающего права и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Такого человека, который, обладая всеми этими качествами, заботился бы о процветании России, думал не только о своём будущем, но и о будущем старшего поколения россиян.
Пройдёт 10-20 лет - и наши дети займут наши места, станут руководителями производства и страны! Какими мы их воспитаем, такой будет и страна. Поэтому мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы!
- Патриотизм - важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом.
Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей
Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны.
Всё начинается с семьи. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет имеют огромное значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением - бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.
Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость.
Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу — вред».
Если в семье ребенок не научился с пониманием и любовью относиться к близким, а привык следовать только своим прихотям и желаниям, то, переступив отчий порог, он так же будет строить взаимоотношения со своими друзьями, коллегами и окружающими людьми.
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Действительно, семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.
Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни семьи, ее быт и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитаны. Глубоко прав был А. с. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями,. как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Задачи нравственного воспитания личности особенно сложны и многообразны в подростковом возрасте, данный возраст считается решающим этапом в нравственном становлении человека, сопряжёнными с большими трудностями и проблемами. Учащиеся ещё не достигли того рубежа самостоятельной взрослости, когда моральные противоречия можно ослабить, сгладить, но уже вышли из возраста, в котором эти противоречия ещё не осознаются. Отсюда большая трудность и напряжённость этого периода нравственного развития личности.
Разве может человек, не любящий свою мать или отца, любить город, в котором живет или страну в целом?.. Если он с детства привык только брать, он не научится отдавать. О каком гражданстве или патриотизме можно говорить в таком случае?!
Главное в воспитании юного гражданина - достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.
Серьезное беспокойство вызывает всплеск правонарушений и даже преступлений среди подростков. Анализ информации правоохранительных органов показывает, что правонарушения совершают подростки, которые находятся вне поля действия семьи. Там, где родители не уделяют должного внимания воспитанию подростков, не проявляют интереса к их связям, занятости, тем чаще их подстерегает беда.
Важным средством патриотического воспитания является пример родителей. Пример – наглядный образ действий родителей, который служит образцом подражания. Сила примера отца и матери для юношей и девушек зависит от родительского авторитета. Чем старше становятся дети, тем внимательнее, придирчивее, принципиальнее относятся они к родителям. Фундаментом авторитета родителей становится их добросовестный труд на благо семьи и во имя Родины, высокие моральные качества гражданина Отечества, человеческие качества отца и матери – первых воспитателей своих детей.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации отмечается, что семья это «основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству». Социально воспитательный задел, осуществляемый семьей, развивается в дальнейшем в деятельности образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективов. культурно-просветительских учреждений, общественных организаций
В патриотическом воспитании детей в условиях семьи сегодня невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:
1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического и правового воспитания детей различных возрастов;
2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;
3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, воинам-интернационалистам, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;
4) снижение роли отдельных семей в политической, морально-психологической и патриотической подготовке сыновей для службы в армии;
5) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом и правовом воспитании.
Памятка для родителей
1. Если вы хотите воспитать ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков и вас самих, из которых они и вы вышли с честью.
Вместе запишите свои воспоминания, воспоминания старших членов семьи. Составьте генеалогическое древо своей семьи, собирайте семейные фотографии, документы, реликвии. Создайте музей семьи, своего рода, где найдётся почётное место медалям деда и прадеда, и изумительному рукоделию прабабушки, и грамотам папы или мамы за успехи в спорте или учёбе… Не забывайте о дальних родственниках.
3. Знакомьте своего ребенка с памятниками и историческими местами родного города и России. Посещайте их! Создайте фотоальбом «Мой родной город», « Мои любимые места».
4. В выходной день сходите с ребенком в музей, театр или на выставку. Чем раньше и регулярней вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
5. Помните, чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, оценивайте не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни. (Кто его друзья, кто ему помогает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу: она наказуема!» и т. д.
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте. Позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие - оно обернется против вас.
В структуре правового воспитания можно выделить 4 основных правила.
1: не делай другим того, чего не желаешь себе.
2: творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.
3: будьте патриотами своей страны, защищайте Отечество!
4: будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Вооружение детей этим правилом должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера Вне этого человек не может быть счастливым.
Следует подчеркнуть, что воспитание детей – это не только зов природы, не только родительский, но и гражданский долг. Общеобразовательная школа является звеном системы непрерывного образования. Она решает задачи воспитания разносторонне развитой, идейно убежденной личности, способной творчески участвовать в преобразовании общества, защите Отечества.
Собраться вместе – это начало, Остаться вместе – это прогресс, Работать вместе – это успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме саморазвития: "Патриотическое воспитание кадет"
Определяя патриотизм как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интер...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ: “ Патриотическое воспитание кадет”
Содержание: Раздел 1-Концепция воспитательной системыРаздел 2-Основные понятия воспитательной системыРаздел 3-Цели и задачи воспитательной системыРаздел 4-Содержание воспитательной системыРаздел ...
Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...
Социально - педагогическое партнерство школы с высшими военными учебными заведениями в патриотическом воспитании кадет.
Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся с помощью и под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут и обучаются, которые создали школа и ее социальн...
Роль семьи и рода в патриотическом воспитании подрастающего поколения
Тема воспитания ребёнка всегда актуальна, поскольку она обращена, прежде всего, к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. И века, и тысячелетия решалась задача осмысления, сохранения и пе...
Родительское собрание "Роль семьи в правовом воспитании ребенка"
Родительское собрание "Роль семьи в правовом воспитании ребенка"...