ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПО ТЕМЕ: “ Патриотическое воспитание кадет”
рабочая программа по теме
Содержание:
Раздел 1
-Концепция воспитательной системы
Раздел 2
-Основные понятия воспитательной системы
Раздел 3
-Цели и задачи воспитательной системы
Раздел 4
-Содержание воспитательной системы
Раздел 5
-Дополнительное образование
Раздел 6
-Педагогические технологии
Раздел 7
-Модель выпускника
Раздел 8
-Мониторинг результативности реализации воспитательной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по саморазвитию офицера воспитателя | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ
ЗАЖИВИХИНА МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА
на 2012-2015год
ПО ТЕМЕ: “ Воспитательная система в
ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат»”
Куртамыш 2012год
Содержание:
Раздел 1
-Концепция воспитательной системы
Раздел 2
-Основные понятия воспитательной системы
Раздел 3
-Цели и задачи воспитательной системы
Раздел 4
-Содержание воспитательной системы
Раздел 5
-Дополнительное образование
Раздел 6
-Педагогические технологии
Раздел 7
-Модель выпускника
Раздел 8
-Мониторинг результативности реализации воспитательной системы
Раздел 1.Концепция воспитательной системы
Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами России всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. «Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, формирование готовности к военной службе, понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, личной ответственности за выполнение требований военной службы, убеждённости в необходимости формирования требуемых качеств и навыков для выполнения воинского долга в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов». (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, - М., 2003 г.).
Результаты многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том, что на сегодняшний день большая часть молодёжи не обладает ответственностью перед обществом за выполнение важнейших обязанностей в качестве его граждан, не готова к выполнению воинского долга по защите Отечества. Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьёзными проблемами в новом для них качестве военнослужащих. Среди основных причин этого, во-первых, слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; во-вторых, отсутствие чётких представлений о характере воинской деятельности; в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определённых трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях; в-четвёртых, отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы; в-пятых, слабое физическое развитие. Всё это диктует необходимость серьёзной системной работы, направленной на перестройку прежде всего сознания юношей, формирования необходимой установки на предстоящую службу, формирования интереса, стремления, положительного отношения к ней, выработку мотивации, которая проявлялась бы на всём протяжении службы и в деле служения Отечеству. Эти задачи можно решить, предложив подросткам и молодёжи содержательную деятельность, связанную с тем, с чем предстоит им столкнуться в армии и в дальнейшей жизни.
В настоящее время господствует определённый стереотип, который характеризуется серьёзным отрывом работы с допризывной молодёжью от важных в практическом отношении сторон воинской жизни и деятельности. Использование этих моментов в воспитательных целях способствовало бы становлению будущих воинов ещё до момента призыва в ряды Вооружённых Сил, формирований и силовых структур. Такие формы работы, как лекции, беседы патриотического содержания, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в вооружённых конфликтах, походы по местам Боевой Славы, Вахты Памяти и другие, необходимы, однако определяющего значения в формировании патриота, готовности молодого человека к воинской службе они не имеют и играют в системе патриотического и военно-патриотического воспитания вспомогательную роль. Упор необходимо делать на активное и деятельностное участие каждого обучающегося (кадета) в единой системе взаимосвязанных мероприятий, когда становится возможным комплексное использование различных форм и методов.
Как показывает опыт, одной из наиболее эффективных и содержательных форм в деле подготовки молодёжи к служению Отечеству и реализации задач военно-патриотического воспитания являются кадетские школы и кадетские школы-интернаты, которые стали заметным явлением в системе российского образования XXI века.
История России доказывает, что учебные заведения закрытого, интернатного типа создаются или активизируются в своей работе в трудные для страны годы, а их воспитанники становятся не только известными военачальниками, но и видными деятелями дипломатии и искусства, политики и образования, науки и медицины.
В современной России идея возрождения кадетского образования вызвана к жизни потребностями государства и состоянием общества и органично вписывается в процесс изменений в системе образования страны, обозначенный как модернизация образования.
При всем многообразии кадетских образовательных учреждений – суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты – сохраняется основной принцип воспитания и образования: раздельное интернатное обучение и воспитание, использующее все преимущества воспитания в военизированной среде и опыт лучших офицеров-воспитателей.
Современное состояние кадетского образования характеризуется ростом не только военных, но и военизированных кадетских образовательных учреждений. Во многих регионах России открыты и создаются органами управления образованием кадетские школы и кадетские школы-интернаты, в которых обучаются десятки тысяч воспитанников. Реализуя общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, кадетские учреждения разрабатывают новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения. Они целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе.
По распоряжению № 115-Р Губернатора Курганской области 21 апреля 2008 года, создана Куртамышская Кадетская школа-интернат. Открытие на территории Куртамышского района образовательного учреждения нового типа позволяет создать собственную модель кадетского образования и воспитания.
Кадетская школа-интернат – образовательное учреждение, решающее также и социальные задачи, предоставляющее возможности для получения качественного образования и обеспечивающее нормальные условия жизни детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в поддержке государства:
-детям военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; детям военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;
-детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям одиноких матерей (отцов), детям, находящимся под опекой (попечительством).
Таким образом, воспитательная деятельность Государственного казенного образовательного Учреждения общеобразовательная школа-интернат «Куртамышская кадетская школа-интернат» осуществляется с помощью:
- исторических традиций, в том числе существующих кадетских корпусов, школ и школ-интернатов;
- положений Концепции патриотического воспитания граждан РФ;
- традиций,
- основных принципов современной дидактики.
Раздел 2.Основные понятия воспитательной системы
Воспитательная система ГКОУ ОШИ “Куртамышская кадетская школа-интернат” – это единое воспитательное пространство, охватывающее весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность в дополнительном образовании, общение, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Кадетская школа – это школа, работающая на будущее, ориентированная в первую очередь на развитие личности. Основополагающими для этого являются следующие определения:
Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, осуществляемое подготовленными специалистами в условиях интерната с военизированным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.
Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний по общеобразовательным дисциплинам и военной подготовке.
Кадетское учреждение системы образования ориентировано на предоставление общего образования, военную подготовку и всестороннее развитие воспитанников. Жизнь кадетской школы-интерната определяется особым укладом, но не военного, а военизированного образовательного учреждения.
Кадетский компонент – это фиксируемое, дополнительное к общеобразовательной подготовке, содержание образования, определяемое целями и задачами кадетской школы-интерната.
Воспитательная система ГКОУ ОШИ “Куртамышская кадетская школа-интернат” построена на следующих понятиях:
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся (кадетом) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная:
- на создание условий для развития духовности обучающихся (кадетов) на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;
- оказание детям помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении;
- создание условий для самореализации личности.
Это целенаправленное управление развитием личности через создание условий для формирования отношений личности к окружающему миру и себе самой, с целью её успешной социализации.
Субъекты воспитания - общество, которое влияет на личность через окружающую социальную среду; личность, которая является объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания.
Субъект - субъектное взаимодействие – взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признаются права и способность на собственное решение.
Развитие – процесс, проходящий по трем взаимосвязанным компонентам: биологическому, психологическому и социальному, и обусловленный взаимодействием таких факторов, как наследственность, среда (социальная, биогенная, абиогенная), воспитание, собственная практическая деятельность человека.
Социальное воспитание – планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации; процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания; процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социальных проявлений.
Социализация – двусторонний процесс развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленным и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Воспитательный процесс – специально организованный процесс, благодаря которому возможно достижение целей воспитания.
Воспитательное пространство – территория, на которой осуществляется процесс воспитания, функционирует и развивается воспитательная система.
Воспитательная среда – атмосфера на данной территории, качественное состояние компонентов данной воспитательной системы.
Воспитательная система – система, состоящая из компонентов (воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению воспитательной системы), которые находятся в соответствующей взаимосвязи и являются существенными факторами развития личности воспитанника и самой системы.
Цель воспитания – состоит в формировании системы отношений к ведущим ценностям, готовности служения Отечеству.
Системообразующими компонентами воспитания в кадетской школе-интернате являются ценности: Человек, Отечество, Здоровье, Семья, Деятельность, Отношения.
Человек – высшая, абсолютная ценность на Земле. Каждый обучающийся должен осознавать собственную неповторимость, уникальность. Особенность контингента (мальчики) определяет важную задачу педагогического коллектива – помочь каждому подростку осознать себя как личность, защитника Отечества.
Отечество – беззаветная любовь, преданность, гордость за свою Родину, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству – вот нравственный стержень, без которого не может быть истинного гражданина.
Здоровье – здоровье физическое и психологическое, ведение здорового образа жизни.
Семья – это место рождения и становления человека, школа отношений с людьми, манеры и привычки, убеждения и идеалы.
Деятельность – основа развития личности, предполагает созидательный, творческий характер, объединяет обучающихся и сотрудников в единый коллектив, где каждый чувствует себя защищённым, понимает свою значимость для других и свою ответственность перед людьми.
Отношения – основаны на традициях русской армии и флота и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учёта мнений товарищей.
Раздел 3.Цели и задачи воспитательной системы
ГКОУ ОШИ “Куртамышская кадетская школа-интернат” работает в режиме инновационного образовательного учреждения.
Основной целью является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся (кадетов), их адаптация к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, ориентация на поступление в Суворовское и Нахимовское училища, средние и высшие учебные заведения, готовящие офицерские кадры для Российской Армии и ФСБ.
Отличительной особенностью кадетской школы-интерната и «школообразующим» ядром является так называемый кадетский компонент содержания образования и воспитания – компонент образовательного учреждения (школьный компонент).
Учёба в кадетской школе имеет свою специфику, отличающуюся от обычной школы:
-кадетская школа-интернат - военизированное, но не военное общеобразовательное учреждение;
-у воспитанников (кадетов) своя форма одежды (парадная ,повседневная и полевая), шевроны, нашивки;
-уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, широкое использование ритуалов в общении, принятых в военной среде; вечерняя прогулка, проверка, увольнительные записки;
-реализуются дополнительные образовательные программы имеющие целью военную подготовку кадетов;
-проводятся практические военно-полевые сборы для кадет (по окончании учебного года);
-оборудованы специализированный учебный кабинет военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности, полоса препятствий, стрелковый тир, музей;
-с кадетами работают офицеры-воспитатели (военные специалисты призваны организовать особую систему содержания, воспитания, военной подготовки кадетов, отношений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях кадетской школы-интерната).
Кадетская школа – координатор деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодёжи в рамках государственной Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Воспитание в кадетском корпусе предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, формирование готовности к военной службе, понимания каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, личной ответственности. Условия, в которые попадает подросток, – соблюдение распорядка дня, организация быта, обучения, досуга, интерьер помещений, стиль общения между кадетами-сверстниками, между кадетами и взрослыми – должны стать воспитывающими.
ГКОУ ОШИ “Куртамышская кадетская школа-интернат” реализует общеобразовательные программы (для учащихся V – XI классов) основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по военной, спортивной подготовке. Учебные программы школы имеют логическое продолжение в программах педагогов дополнительного образования и наоборот.
Цель воспитательной системы - создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающегося (кадета) – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-Организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания кадетов, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;
-Развитие самоуправления обучающихся (кадетов), предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
-Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
-Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
-Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении корпусом;
-Воспитание кадетов в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Необходимо создавать условия, при которых обучающийся (кадет) становится не объектом, а активным субъектом педагогического процесса. Поэтому методологию воспитания должно определять не как воздействие педагога на обучающегося (кадета), а взаимодействие личностей педагога и обучающегося, когда воспитание предстает как процесс общения: личность развивается в процессе духовного и деятельностного общения с другой личностью. В сотворчестве детей и взрослых – в мастерской, студии, на уроке, в спортивном зале, на занятиях по военной подготовке – происходит совместный поиск истины, рождаются новые творческие идеи, проекты, образы. Смысл воспитания – не в передаче готового опыта старших, а в расширении возможностей получения обучающимся собственного жизненного опыта.
В основу воспитательной системы коллективом школы закладываются следующие методологические подходы, которые позволяют решать воспитательные задачи:
- гуманистическая направленность (признание ценности каждого человека, создание ситуации успеха, самоопределение и самореализация обучающихся);
- личностно-ориентированный подход (развитие индивидуальности, обеспечение и поддержка процессов самопознания и самосовершенствования обучающихся);
- приоритетность исторического, культурного наследия России, её духовных ценностей и традиций (формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям России, содействие развитию патриотических качеств и готовности к достойному служению Отечеству);
- коллективная направленность (круглосуточное пребывание обучающихся использовать как средство воспитания в коллективе и через коллектив).
Таким образом, основные воспитательные задачи реализуются в процессе повседневной жизни кадетов, совместной учебной и вне-учебной деятельности воспитанников, педагогов, офицеров-воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и других работников, а также родителей (законных представителей) детей.
Раздел 4.Содержание воспитательной системы
Содержание воспитательной системы ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» обеспечивается научно обоснованным сочетанием обучения, военной подготовки, дополнительного образования, труда и отдыха кадет.
В основе выполнения всех воспитательных задач ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» лежит специально разработанная в условиях круглосуточного пребывания кадетов воспитательная система, которую реализует в практической воспитательной работе весь педагогический коллектив: офицеры-воспитатели, учителя-предметники, педагоги-организаторы, социальный педагог, психолог, педагоги дополнительного образования.
Педагогический коллектив определил основные направления воспитательной деятельности: военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, лидерское:
-Военно-патриотическое – способствует воспитанию важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Данное направление реализуется через программу «Служить Отечеству»;
-Физкультурно-спортивное – способствует здоровому образу жизни, содействует формированию морально-волевых, боевых и психологических качеств. Данное направление реализуется через программу «Здоровый кадет»;
-Духовно-нравственное – воспитание в традициях православной культуры, формирование высоконравственных норм поведения, формирование активной нравственной позиции. Данное направление реализуется через программу «Истоки»;
-Художественно-эстетическое – способствует развитию потребности в активной творческой деятельности, выявлению талантов, создаёт условия для самореализации в различных видах творчества, приобщает к различным видам искусства: театр, кино, литература, живопись.
-Лидерское – способствует развитию организаторских качеств в области социально-полезной деятельности, содействует формированию навыков общественной жизни, воспитание самодисциплины, самоорганизации, целеустремленности, ответственности; развитие товарищеских взаимоотношений. Это направление реализуется через кадетское самоуправление.
Данные направления реализуются в воспитательной системе учреждения, которая имеет ступенчато – преемственный характер, предполагающий наличие логически выстроенных содержательно и организационно оформленных ступеней (программ) с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей обучающихся.
1 этап – Адаптация
5 класс – «Дом который мы построим сами» (содействие успешному протеканию процесса адаптации обучающихся к обучению в школе, формированию у них уважения к нормам и ценностям жизни кадетов).
Надо стремиться к тому, чтобы каждому кадету было уютно, комфортно, чтобы каждый чувствовал себя нужным и защищённым, смог проявить себя и утвердился в коллективе
Задачи:
- формирование благоприятного духовного и эмоционально-психологического климата в коллективе;
- выстраивание отношений доверия, уважительности, поддержки между всеми участниками педагогического процесса;
Формы работы: анкетирование вновь принятых кадетов, помощь в проведении установочного лагеря, выявление личностных качеств и особенностей новых кадет, включение в активную деятельность школы, организация шефской деятельности старших кадетов, творческие вечера для сплочения нового коллектива и т.д.
2 этап – Утверждение
Роль системообразующего фактора на данном этапе выполняет коллективная творческая деятельность. Накопленный опыт разнообразных форм и способов её организации, в основе которой лежит интеграция учебной и внеклассной работы, позволяет использовать возможности коллективной творческой деятельности для проявления и развития индивидуальности обучающегося.
Задачи:
- содействие дальнейшему развитию способностей, устойчивых интересов и склонностей каждого члена коллектива;
- создание условий для успешного самообразования и самовоспитания;
- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
6 класс – «В здоровом теле – здоровый дух!» (содействие формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, основ спортивной и туристской культуры, пропаганда ЗОЖ).
7 класс – «Я среди людей» (создание благоприятных условий для социализации воспитанников в условиях современного общества).
8 класс – «Нам завещаны память и слава» (содействие воспитанию патриотизма обучающихся на основе осмысления ими героического прошлого Отечества, формированию у обучающихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите).
3 этап – Личностно-профессиональное самоопределение
Задачи:
- содействие самоутверждению и самореализации во взрослой жизни;
- правильный выбор профессии;
- осмысление целей и смысла своей жизни.
9 класс – «В мире профессий» (профориентация и помощь в профессиональном самоопределении).
10 класс – «Дороги, которые мы выбираем» (интеллектуальная деятельность, профессиональное самоопределение, создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для: профессиональной учебы; выполнения гражданских обязанностей; успешной жизни и деятельности).
11 класс - «Мир вокруг нас» (социально – значимая деятельность, развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины, Красоты; развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности).
Благодаря такой системе на выходе из кадетского корпуса мы получаем всесторонне развитую личность выпускника, способную ориентироваться в современном мире.
Важной частью воспитательной системы, обеспечивающей организационную, целостную, эмоциональную индивидуальность является формирование, развитие и укрепление школьных традиций, которые определяют «лицо» кадетского корпуса, являются объединяющим началом для субъектов корпуса.
Традиции – это прочно установившиеся, оберегаемые коллективом и передаваемые из поколения к поколению правила поведения, обычаи, ритуалы и порядки. Воспитательное пространство кадетской школы-интерната насыщается заповедями, традициями, символами и ритуалами.
Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует кадет и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству. В жизнедеятельность ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» вводятся и становятся традиционными коллективные творческие дела и праздники. На сегодняшний день в школе уже сформировались определенные традиции, которые соблюдаются из года в год (посещение ветеранов ВОВ, возложение цветов и гирлянды к мемориалу «Вечный огонь» в Дни памяти, Торжественная церемония «Посвящение в кадеты» .
Самоуправление – необходимый компонент современного воспитания личности. Самоуправление развивает организаторские способности, учит управлять и подчиняться, воспитывает самостоятельность, ответственность, умение отстаивать свои права и права коллектива. Самоуправление сложилось как специфическая организация коллективной жизни, направленная на вовлечение каждого воспитанника в социальную, активную деятельность.
Самоуправление в ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в школе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития кадетов и решение других социально ценных задач (учебная деятельность, бытовые вопросы, морально-этический облик кадета, организация подшефной деятельности, организация дежурства по корпусу, досуговая деятельность и т.д.).
Смысл создания органов самоуправления в школе состоит в том, чтобы подростки приобретали личный опыт демократических отношений, могли реализовать свои инициативы. Главный орган самоуправления в ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» – Кадетский совет (коллегия), в который входят представители от каждого класса.
Библиотека является одним из значимых компонентов в воспитательной системе. Работа библиотеки направлена на решение таких задач, как пропаганда лучших образцов литературы, развитие познавательных интересов обучающихся, расширение кругозора и воспитание общей культуры, приобщение к ценностям мировой культуры. Для этого сотрудник библиотеки предусмотрел различные формы работы: пополнение книжного фонда и обеспечение обучающихся необходимой литературой, библиотечные уроки, обзор книг, периодики, тематические викторины, выставки к знаменательным датам, составление рекомендательных списков литературы, подбор книг для проведения классных часов, праздников, конкурсов.
Традиции – это прочно установившиеся, оберегаемые коллективом и передаваемые из поколения к поколению правила поведения, обычаи, ритуалы и порядки. Воспитательное пространство кадетской школы-интерната насыщается заповедями, традициями, символами и ритуалами.
В жизнедеятельность ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» вводятся и становятся традиционными коллективные творческие дела и праздники. Возложение цветов и гирлянды к мемориалу «Вечный огонь» в Дни памяти, Торжественная церемония «Посвящение в кадеты». Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует кадетов и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству.
Воспитательная система ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» включает ряд подпрограмм массовых мероприятий, сборов, соревнований, трудовых десантов, направленных на достижение поставленных воспитательных задач.
Раздел 5.Дополнительное образование
Отличительной особенностью ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» является соединение общего и дополнительного образования в единое целое. Использование значительно развитой за эти годы материально-технической базы определяет дополнительное образование как важнейшее звено учебно-воспитательной работы.
Главная цель системы дополнительного образования – получение кадетами знаний, умений, навыков сверх рамок основных общеобразовательных программ. Дополнительные образовательные программы реализуются во вторую половину дня и включаются в расписание как обязательные занятия и занятия по выбору воспитанников.
В учреждении разрабатываются и апробируются программы дополнительного образования, с учётом психофизических особенностей для каждого образовательного уровня во второй половине дня по углублённому изучению военно-технических, спортивных, художественно-эстетических дисциплин. Как правило, упор делается на целостные дидактические системы и модели обучения.
Раздел 6.Педагогические технологии
Опираясь на личностно-ориентированный подход в организации воспитательного процесса, педагоги отдают предпочтение практико-ориентированным педагогическим технологиям.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития обучающихся.
Воспитательная работа выстраивается на основе:
- Технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам;
- Педагогики сотрудничества;
- Гуманно-личностная технология Ш.А. Амоношвили, целевыми ориентациями которой являются: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание;
- Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов;
- Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского, где нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение, эстетическое, эмоциональное начало в воспитании, внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления, принцип единства обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов, культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы, приоритетные ценности – совесть, добро, справедливость.
Раздел 7.Модель выпускника
Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является кадет-выпускник.
Модель выпускника представляется нам как образ гражданина-патриота, высоконравственной личности, успешно окончившего курс общего среднего образования, готового по своим морально-деловым, физическим качествам к поступлению в ВУЗ и ориентированного на служение Отечеству на гражданском и военном поприще. Выпускник кадетской школы всегда занимает лидирующее положение, способен ориентироваться в микро и макро-социуме, готов быть конкурентно способным на рынке образования и труда, умеет организовать своих товарищей на выполнение самых сложных задач, способен создать здоровую семью и материально обеспечить её, продолжает постоянно само-развиваться и самосовершенствоваться.
Выпускник кадетской школы-интерната - это:
- интеллектуально развитая личность;
- человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения, обладающий высокими морально-деловыми качествами;
- творческая личность, с развитой эмоциональной сферой, с развитым художественно-эстетическим вкусом, индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию;
- гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем, с коммуникативными особенностями;
- духовная личность, т.е. личность, освоившая основное общее образование и дисциплины дополнительного образования, имеющая эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;
- физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни;
- свободная личность, умеющая самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои поступки, планировать свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами;
- личность, преданная Родине, знающая и любящая историю и культуру России, соединившая в своём сознании идею личного блага с благом государственным, ответственность за судьбу страны и человеческой цивилизации.
Таким образом, немаловажным является воспитание таких качеств кадета-выпускника, которые позволят ему быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения в кадетском учебном заведении самому стать воспитателем окружения, в которое попадет выпускник. Его подготовка, убеждения, знания и умения поведения в коллективе и управления им (это, несомненно, является самым главным, если выпускник свою дальнейшую жизнь связывает с военным поприщем) должны позволить распространению нравственных начал на гораздо большее число молодых людей, чем только выпускники таких учебных заведений.
Раздел 8. Мониторинг результативности воспитательной системы
Изучение эффективности воспитательной системы осуществляется, исходя из соотнесения результатов с поставленными целями и задачами. В соответствии с этим разрабатывается определенная система критериев и показателей. Систематичность в проведении диагностики должна быть обязательным условием педагогической деятельности. Предполагаемые результаты могут рассматриваться на уровне конкретного ребенка, класса, школы.
Основными критериями, свидетельствующими об эффективности воспитательной системы, педагогический коллектив выбрал следующие:
- сформированность у кадетов мотивов и интереса к обучению вшколе;
- наличие у кадетов практического опыта социальных действий;
- удовлетворенность кадетов пребыванием в школе.
Для выявления результатов используется комплект диагностических методик:
- педагогическое наблюдение, интервьюирование;
- анализ «продуктов» деятельности;
- игровые методики.
- диагностические методики: «Выявление мотивов участия подростков в делах классного и общешкольного коллектива» (Лишин О.В.), «Методика выявления уровня развития самоуправления» (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков); Мониторинговое исследование «Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития»; Изучение удовлетворенности подростка жизнью учебного заведения; Методика А.Н. Лутошкина.
ГКОУ ОШИ «Куртамышская кадетская школа-интернат» – это современное, с учетом исторических особенностей и традиций, привлекательное для детей и родителей общеобразовательное учреждение, применяющее на практике принципы воспитания, основанные на высоком гражданском долге, патриотизме, православных традициях и заповедях.
Это уникальная модель общеобразовательного учреждения, в котором разрабатывается новое содержание воспитания. Осваиваются новые технологии обучения, создано пространство мужского воспитания и обучения, раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого кадета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме саморазвития: "Патриотическое воспитание кадет"
Определяя патриотизм как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интер...
Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...
Социально - педагогическое партнерство школы с высшими военными учебными заведениями в патриотическом воспитании кадет.
Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся с помощью и под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут и обучаются, которые создали школа и ее социальн...
Военно-спортивные игры в патриотическом воспитании кадет
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значен...
Роль семьи в правовом и патриотическом воспитании кадета
laquo;Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», - писал французский философ Шарль Монтескье.“Что значит быть патриотом? Любить...