Социально - педагогическое партнерство школы с высшими военными учебными заведениями в патриотическом воспитании кадет.
статья по теме
Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся с помощью и под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут и обучаются, которые создали школа и ее социальные партнеры, родители, учащиеся. Опыт взаимодействия образовательных учреждений с высшими военными учебными заведениями в системе непрерывного образования заслуживает широкого изучения и распространения, и данная статья является для этого неким ориентиром. В ней отражается опыт работы с кадетскими классами в ГБОУ СОШ №145 Калининского района г.Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semutina_i.v.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально - педагогическое партнерство школы с высшими военными учебными заведениями в патриотическом воспитании кадет
В условиях коренного преобразования российского общества и продолжающегося активного процесса становления новой российской государственности, которое влияет на все его сферы жизни и деятельности, формируется и новая система образования и воспитания молодёжи. Общеобразовательная школа, являющаяся единственным социальным институтом, реализующим комплексные образовательные функции, ориентирована на формирование у подростков патриотических чувств и активной гражданской позиции, так как именно молодёжь в ближайшем будущем повлияет на развитие общества, на преемственность культурного наследия и исторических традиций [1; 4].
Приоритетным направлением современного процесса воспитания во многих школах является патриотическое воспитание - воспитание у школьников активной жизненной позиции, формирование высоких патриотических чувств, верности конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.
Одним из наиболее успешных путей решения актуальной проблемы формирования патриотизма является пример деятельности кадетских классов в ГБОУ СОШ №145 Калининского района Санкт-Петербурга.
Отличительными чертами и педагогическими особенностями военно-патриотического направления воспитательной работы кадетских классов является разнообразие и многогранность подходов, осуществляемых в ходе реализации учебного и воспитательного процессов, которые не оторваны друг от друга, а направлены на осуществление общей цели – воспитание патриота.
Социальное пространство для развития патриотизма у учащихся не ограничивается стенами кадетских классов и школы. Большую роль здесь играют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, военные учебные заведения. И если школа сможет сделать их своими социальными партнерами, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию всей страны.
Взаимодействие школы с высшими военными учебными заведениями осуществляется уже более пятнадцати лет, с момента образования кадетских классов. Актуальность такой работы продиктована требованиями времени. Многие учащиеся имеют смутное представление о служении Отечеству, роли и месте Вооруженных Сил в современном мире. Школьные модели патриотического воспитания не всегда справляются с поставленными задачами. И здесь большую помощь оказывают социальные партнеры. Между школой и Академией Связи действует Договор о социальном партнерстве, целью которого является оказание шефской помощи и помощи по профессиональной ориентации учащихся на получение профессии военного связиста с дальнейшим обучением в Военной Академии Связи. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- Создание условий для успешного получения учащимися основного образования, воспитание у учащихся патриотизма, высокого чувства гражданина Российской Федерации, верности Отечеству и офицерской чести;
- Формирование у кадет представлений, которые составляют первоначальные основы военного образования;
- Создание условий для успешного продолжения кадетами военного образования, последующего поступления в Военную Академию связи и другие высшие военные учебные заведения страны;
- Развитие физической и морально-психологической устойчивости учащихся;
- Формирование уважительного отношения учащихся к родителям, педагогам и старшим товарищам; заботы о младших и нуждающихся.
В основе социального партнерства школы с Военной Академией связи им. С.М.Буденного лежат принципы: добровольности, взаимовыгодности и взаимодополняемости, открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство; согласования интересов на основе переговоров и компромисса, закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах, взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; взаимопомощи (а при необходимости – взаимозащиты) участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами.
Согласно Договору о социальном партнерстве в порядке творческого сотрудничества Академия предоставляет школе образовательные услуги обучающимся в кадетских классах по программе начальной военной подготовки («Элементы строевой подготовки», «Основы тактики и военной топографии», «Общевоинские уставы», «Военно-медицинская подготовка», «Элементы огневой подготовки», «Инженерная подготовка») и программам профильных дисциплин: «Военная история», «История государственного управления в России», «Физическая культура», «Современная военная техника и вооружение», «Военная техника связи», «Основы безопасности жизнедеятельности» с практической отработкой элементов начальной военной подготовки в период лагерного сбора. Академия и школа разработали «План совместной работы по патриотическому воспитанию детей в кадетских классах» и участвуют в проведении мероприятий, предусмотренных этим планом. План разрабатывается каждый учебный год и реализуется при необходимой учебно-материальной базе и оборудовании, предоставляемыми Академией. В целях надлежащего исполнения образовательных услуг регулярно происходит обмен информацией по вопросам организации и обеспечения учебного процесса, а также два раза в неделю на территории Академии проводятся мероприятия с каждым кадетским классом. Назначаемый куратор кадетских классов из числа офицерского состава и курсантов старших курсов координирует подготовку обучающихся по дисциплинам в соответствии с учебным расписанием, проведение профориентационной работы, мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в кадетских классах.
С учетом существования в школе кадетских классов и социального партнерства с Военной Академией связи им. С.М.Буденного для воспитания у учащихся патриотизма и гражданского долга в школе была разработана «Модель взаимодействия школы с Ассоциацией родителей как социальными партнерами в гражданско-патриотической образовательной среде». Для реализации этой Модели было выбрано четыре направления:
- взаимодействие с историко-патриотическими организациями;
- взаимодействие с военными учебными заведениями;
- взаимодействие с организациями дополнительного образования;
- проведение культурно-досуговых мероприятий.
Каждый из этих компонентов выполняет свои определенные функции.
Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ. Для того, чтобы у детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, нужна система внеклассной работы, внеурочной деятельности, дополнительного образования, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и социальных партнеров.
Организационная система дополнительного образования школы направлена на координацию усилий образовательного учреждения и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами физической культуры и спорта; на выявление причин нарушения физического здоровья учащихся; на пропаганду здорового образа жизни через физкультуру и спорт. Система таких занятий с военно-прикладным направлением в урочное и внеурочное время оказывает положительное влияние на физическую подготовленность и на поведение кадет. В школе действуют разнообразные кружки, секции, военно-патриотический клуб «Связист», проводятся смотры-конкурсы по военно-патриотическому воспитанию. Все большую популярность приобретает такой вид соревнований, как семейные, когда родители и дети находятся в свободном общении друг с другом. Поэтому в школе проводится большое количество таких мероприятий как: «Папа и сын – один в один», «В кругу друзей!», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и другие.
Для активизации духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений; воспитания чувства гордости за героические деяния предков и традиции школа проводит совместные мероприятия с Военной Академией связи им. С.М.Буденного и с историко-патриотическими организациями. Ежегодно кадеты несут «Вахту памяти» на Богословском мемориальном кладбище. В день полного снятия блокады Ленинграда 27 января на Пискаревском мемориале совместно с Администрацией Калининского района, Советом ветеранов, Ассоциацией родителей, другими общеобразовательными учреждениями города и района проводится Акция «Память сердца». Для чествования ветеранов Великой Отечественной войны и других войн организуются встречи и праздничные концерты, на которых кадеты вместе с родителями приобщаются к историческим и военно-патриотическим традициям нашего народа.
В результате социального партнерства школы с Академией связи накоплен позитивный опыт совместной деятельности. Созданию вариативной системы образования, существованию кадетских классов, углубленному изучению специальных дисциплин во многом способствовало привлечение для работы в школе специалистов более высокого уровня - преподавателей Академии, что позволило создать и реализовать на практике систему профильного обучения. Ежегодно выпускники кадетских классов поступают в военные институты, а затем продолжают службу в рядах Российской Армии (2012г. – 50%, 2013г. – 55%, 2014г. – 65%). Не менее важным результатом стало увеличение количества школьников, участвующих в военно-патриотических мероприятиях (победа в арт-фестивале «Салют Победы», победа школьной команды в военно-спортивной игре «Зарница», проведение совместно с МО Академическое праздничных мероприятий и чествование ветеранов к 70-летию Великой Победы и др.). Кадеты стали неоднократными победителями в районных и городских соревнованиях по каратэ, рукопашному бою. Они участвовали в военизированном кроссе и стрелково-прикладном двоеборье в рамках «Спартакиады молодежи Калининского района допризывного возраста», «Дне призывника Калининского района». Улучшились результаты контрольных испытаний по физической подготовке выпускников 9-х и 11-х кадетских классов. Педагоги школы отмечают улучшение отдельных черт характера у большинства кадет: исчезли агрессивность, озлобленность, улучшилась дисциплина, повысился интерес к военной службе, сформировалось уважительное отношение к службе в армии. Наблюдается высокая готовность учащихся к сдаче нормативов ГТО.
Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся с помощью и под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут и обучаются, которые создали школа и ее социальные партнеры, родители, учащиеся. Думаем, что опыт взаимодействия образовательных учреждений с высшими военными учебными заведениями в системе непрерывного образования заслуживает широкого изучения и распространения.
Литература.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
- Социальное партнерство – условие развития школы./ Филиппова Е.Ф.// Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 6, 2004 г.
- Указ Президента РФ В.В. Путина "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания"// http://президент.рф/выступления/19778
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации".
- http://festival.1september.ru/articles/501332/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическое партнерство школы-интерната с семьями обучающихся
Данный материал способствуюет установлению взаимосвязей между школой-интернатом и семьями обучающихся....
Роль социально-педагогического партнерство школы и музея в приобщении младших подростков к чтению.
«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».Константин Георгиевич Паустовский«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».Фазил...
Военно-спортивные игры в патриотическом воспитании кадет
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значен...
Военно-патриотическое воспитание кадетов Морской школы
Проблема военно-патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В основу...
Выступление по теме: «Создание школьного информационного пространства в рамках реализации социально-педагогического партнерства «Школа-родители»
Выступление по теме: «Создание школьного информационного пространства в рамках реализации социально-педагогического партнерства «Школа-родители»...
Военно-патриотическое воспитание кадет 5 класса на уроках математики (из опыта работы по УМК авт. А.Г. Мерзляк)
Воспитание гражданина, патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства и образовательных учреждений. Именно в наши дни воспитание чувства патриотизма, гражданственности,...
Эффективная деятельность классного руководителя по патриотическому воспитанию кадет в общеобразовательной школе
Работа классным руководителем в кадетском классе направлена на патриотическое воспитание. Целью его деятельности является формирование и развитие социально значимых ценностей, гра...