Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»
рабочая программа на тему
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и др. проблем школьной жизни. Кроме того, в современных условиях многие задачи школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, профилактики девиантного и аддитивного поведения подростков и старших школьников. Задачи школы по отношению к каждому ученику – воспитать Человека. Поэтому объединение усилий школы и семьи, двух основных институтов воспитания – насущная необходимость. Данная программа расчитана на два года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_shkola_otvetstvennogo_roditelstva.docx | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» Утверждаю:
на заседании Педагогического совета Директор школы
МБОУ «Малобащелакская СОШ» ___________ Е.В.Кравченко
Протокол № от 2016г
Комплексная программа воспитания ответственного родительства
«Содружество»
Программа рассчитана на 2 года
2016-2018 гг.
Комплексная программа воспитания ответственного родительства
«Содружество».
Программа рассчитана на 2 года
Актуальность проблемы.
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.
Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т. е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Родители являются субъектами образовательного процесса и, следовательно, ответственность за качество образования своих детей лежит и на них.
Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и др. проблем школьной жизни.
Кроме того, в современных условиях многие задачи школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, профилактики девиантного и аддитивного поведения подростков и старших школьников.
Необходимо учитывать еще один аспект современной жизни – расслоение общества. Не секрет, что семьи учащихся занимают разные ступени на социальной лестнице. Экономический статус семьи может предопределять жизненные цели, ценностные ориентации, поведение детей, их отношения с учителями, одноклассниками и др.
Задачи школы по отношению к каждому ученику – воспитать Человека. Поэтому объединение усилий школы и семьи, двух основных институтов воспитания – насущная необходимость.
Существует ряд проблем:
- Как найти подход каждой семье и оказать необходимую помощь?
- Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
- Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками и соавторами всего учебно-воспитательного процесса в классе, школе вместе с учителями?
- Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов, администрации, поселения?
Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого подхода к работе с различными категориями семей.
Необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
1.потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения)
2. инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
3. открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
2. Общая характеристика программы.
Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.
Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания и образования, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями. Воспитывать – это значит организовать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В работе с различными категориями семей сложился определенный стиль работы как школы, так и других общественных формирований. Вопросы о родителях, не занимающихся воспитанием детей, рассматриваются на всех уровнях (от родительского комитета класса до муниципальных комиссий). Прочно вошли в практику открытые уроки, родительские собрания, совместные педконсилиумы, педсоветы, где решают, и учат, и советуются с родителями как воспитателями. Школьная администрация организовывает выступления специалистов: врачей, психологов, юристов и т. д., учителя проводят лекции, беседы по вопросам воспитания и развития детей, конференции с целью обучения родителей и привлечения их к проблемам школы. Кроме школы этим занимаются учреждения вне школы:, библиотеки, средства массовой информации, кружки и секции, система дополнительного образования.
Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.
Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Содружество», которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, социального педагога, психолога, родительских организаций.
УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Стратегическая цель программы - создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.
Практическая цель - оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Цель сотрудничества школы и родителей – решение следующих проблем:
· Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы.
· Формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности.
· Выявление причин отставания ребенка в учении, его пассивность в познавательно-развивающей деятельности классного коллектива.
· Выявление одаренности и развитие способности ребенка.
· Индивидуальный подход как одно из условий развития, образования личности.
· Достижение учеником благоприятного статуса в классном коллективе.
· Предупреждение асоциального поведения детей и подростков.
· Совместная забота о здоровье детей.
· Профессиональная ориентация и выбор жизненного пути.
· Создание в школе благоприятной образовательной сферы, здорового нравственно-психологического климата.
Принципы применяемые в работе с семьей:
- повышение престижа здоровой семьи;
- повышение активной жизненной позиции;
- коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
- - поддержка самореализации семьи
- - социальное партнерство всех служб;
- изучение и распространение новых технологий;
- работа со СМИ (информационная, распространение позитивного опыта);
- межведомственный подход к проблеме;
- профилактика проблем.
Методы: беседа,· занятия;· тренинг;· информационность;· совместные творческие дела и мероприятия;· родительский всеобуч «Родительский университет»· родительские собрания;· индивидуальные тематические консультации;· социологические опросы, диагностика родительских интересов.· идивидуальные собеседования с родителями выпускников · совместная реализация классных и конкурсных социально-образовательных проектов.· участие в соуправлении - деятельности детско - молодёжно общественной организации· классные родительские комитеты; общешкольный род. комитет· управляющий совет.
Задачи:
- установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное
взаимодействие семьи и школы ;
- оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
- привлечение родителей к управлению школой;
- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по
охране прав детей и семьи в целом;
- организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование
активной педагогической позиции родителей.
Основные направления работы:
· создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
· изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного опыта, состояния здоровья каждого учащегося;
· изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
· пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
· вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
· участие родителей в управлении школой:
· преемственность в работе с родителями начальной, средней и старшей школы.
Основные направления реализации программы:
· выявление различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
· оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
· изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
· участие в родительских конференциях, собраниях.
· организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
· обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
· групповые и индивидуальные консультации.
Ожидаемые результаты.
· Укрепление связи с семьёй;
· Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
· Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
· Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей.
· Развитие творческой инициативы, родительской общественности
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.
Организационная деятельность классных руководителей по взаимодействию с родителями, семьёй.
· Составление социального паспорта каждой семьи и класса в целом.
· Выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, в решении проблем школы.
· Выявление родителей, способных к организаторской работе, подготовка и проведение
выборов родительского комитета на родительском собрании.
· Распределение поручений между родителями по участию в делах класса.
· Обеспечение развития самоуправления в родительском коллективе. Помощь в организации
работы родительского комитета и других органов родительского самоуправления.
· Изучение запроса, заказа родителей на содержание и формы обучения детей.
· Организация индивидуальных и общих консультаций для родителей.
· Обеспечение и стимулирование работы родительского комитета.
· Составление плана работы с семьями.
· Помощь родителям в составлении программы развития своего ребенка.
· Организация психолого - педагогического просвещения родителей в классе с использованием активных форм педагогического всеобуча.
· Совместное планирование и анализ деятельности класса, творческих дел.
· Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии совместно с родителями через организацию экскурсий на предприятия, встреч – бесед с родителями, встреч со специалистами в зависимости от профессиональных интересов детей.
· Проведение дискуссий, классных часов по проблемам нравственности совместно с родителями класса.
· Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни через проведение совместно с родителями Дней здоровья, спортивных соревнований; организацию профилактики отклонений от здорового образа жизни (встречи с наркологами, психологами, сексологами и др.).
Структура работы МБОУ «Малобащелакская СОШ» с родительской общественностью
Перспективный план ежегодной реализации программы в течение года.
Изучение семей учащихся.
1. Изучение семей вновь поступивших учеников, знакомство их с системой обучения в школе.
2. Выявление и учет семей групп социального риска.
3. Посещение семей
4.Обновление банка данных социальной картотеки семьи, социологического паспорта семьи, сравнительной диагностики.
5.Формирование единых педагогических требований.
6.Раннее выявление кризисных семей
7.Знакомство с условиями проживания учащегося
8.Обновление социальных паспортов семей.
Бережное наблюдение за развитием отношений «семья-школа».
Развитие и укрепление взаимоотношений детей и родителей.
Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
Школа психологических знаний
Родительский лекторий:
· Психологические и психофизиологические особенности подростка.
· Особенности психологии старшего подросткового возраста.
Диагностика, выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-юношеских отношений.
Консультирование родителей:
1.Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях.
2. Консультирование родителей по итогам диагностики.
3.Тренинги с родителями с привлечением школьного психолога.
Повышение уровня психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей.
Терапия семейных отношений.
Улучшение микроклимата в семье
Работа с родителями.
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:
1. Дни открытых дверей для родителей. Дни открытых дверей для родителей. будущих первоклассников.
2. Оформление классных летописей и фотоальбомов
3. Конкурс «Лучший классный проект года».
4. День семьи.
5. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.
5. Проведение педагогических консилиумов.
6. Собрания-практикумы для родителей
7. Индивидуальная работа с родителями.
8. Итоговые собрания по классам.
9. Родительские конференции.
10. Работа родительского всеобуча.
11. Работа с многодетными семьями.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы:
1) Лекции на темы укрепление здоровья, вредные привычки, правильное питание
2) Профориентационные и культурно-просветительские экскурсии.
3) Организация походов, помощь при проведении культурно-массовых мероприятий как в классе, так и в школе.
Повышение уровня педагогических знаний в вопросе развития и воспитания детей.
Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей
а) регулярное посещение семей с проблемами в воспитании;
б) индивидуальные беседы с родителями;
в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников;
г) проведение малых педсоветов, «Советов профилактики»;
д) составление индивидуальных программ воспитания;
е) ведение ежедневного учета пропусков занятий учащихся, стоящих на классном контроле
ж)консультации, семинары для неблагополучных семей по проблемам воспитания детей с привлечением специалистов: психолога, нарколога, юриста, работников правоохранительных органов.
з)Совместная профилактическая работа с инспектором ОДН
- оказание помощи проблемным семьям
- снижение правонарушений среди подростков
-устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей,
- уменьшение количества проблемных семей
и) Оказание необходимой социально-педагогической и социально-правовой помощи семье.
к) Оказание помощи в организации летнего отдыха и трудоустройства детей в период учебы и каникул.
л)Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП
м) Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе, организация совместной досуговой деятельности.
Родительская общественность.
1.. Работа родительского комитета класса.
2. Создание инициативной группы родителей.
3. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
4. Посещение членами родительского комитета «проблемных» семей
5. Участие родителей в общешкольном родительском комитете и Управляющем совете школы
6.Участие в работе школьного сайта.
7. Организация совместных праздников:
8. Туристические походы.
9. Фестивали детского творчества.
10.Чайные церемонии
11.Прогулки выходного дня
12.Экскурсионные поездки
Создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций в работе с семьей в системе дополнительного образования.
1.Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и секции для развитие творческих способностей учащихся
2.Привлечение родителей для участия в спортивных соревнованиях, секциях. Выявление общих интересов, сплочение семьи.
Работа семьи и школы по защите прав детей в течение года
1. Охрана прав детей.
2. Социальная адаптация детей.
3. Нравственная адаптация детей.
4. Физическая защита и адаптация детей.
5. Психологическая защита и адаптация детей.
6. Профилактическая работа с семьями и учащимися.
Предоставление оперативной информации о качестве обучения и посещения школы учащимися через социально-образовательную сеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная программа воспитания
Учитель, планируя учебный материал, "забывает" о воспитательной работе. А между тем, это та область педагогического труда, которая требует мониторинга, диагностики, а главное- плана....
Ответственное родительство: безопасность детей и подростков
родительское собрание...
Комплексная программа воспитания школьников "Я - здоровая личность"
Будущее страны зависит от подрастающего поколения. Школа должна стать важнейшим институтом формирования и развития нравственно, психически и физически здоровой личности, способной к адапта...
Программа школы ответственного родительства «Семейная гармония»
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.Согласно концепции общественного ...
Комплексная программа воспитания школьников
Программа воспитания школьников, план воспитательной работы учителя....
Программа ответственного родительства
Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «СОДРУЖЕСТВО»
Проблема социализации личности обучающихся является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе...