Программа школы ответственного родительства «Семейная гармония»
рабочая программа по психологии на тему

Ситникова Светлана Михайловна

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.

Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Родители являются субъектами образовательного процесса и, следовательно, ответственность за качество образования своих детей лежит и на них.Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_otvetstvennogo_roditelstva.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа №1»

«Согласовано»                                                                                                                                                                                            

Протоколом педагогического совета                                                                                                                                

№ _____ от _____2015 г.                                                                                                    

Программа

школы ответственного родительства

«Семейная гармония»

                                                                                                                                                                    Разработала педагог-психолог

                                                                                                                                                                    Ситникова Светлана Михайловна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.

Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Родители являются субъектами образовательного процесса и, следовательно, ответственность за качество образования своих детей лежит и на них.Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

«Школа ответственного родительства» - форма родительского всеобуча, обеспечивающего работу с родителями в соответствии с:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
  • Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 г.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»
  • Перечень поручений Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до2020 года» (извлечения)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.             Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей и близких.

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на нравственное здоровье семьи.  Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы «риска».

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

- резкое социально-экономическое расслоение общества;

- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;

- рост скрытой и явной безработицы;

- педагогическая несостоятельность родителей.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация  супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

Особенность программы: оказание адресной помощи и поддержки родителям (законным преставителям) с разным опытом родительства.

 Содержание программы

1 модуль –  «Основы семейной психологии»

2 модуль – «Основы семейного уклада»

3 модуль – «Основы семейного права»

4 модуль – «Основы семейного воспитания»

5 модуль –«История семьи, история рода»

6 модуль –  «Основы здорового образа жизни и содержательного досуга»

7модуль  –  «Основные формы взаимодействия семьи и образовательной организации»

8 модуль  –  «Семейный бюджет»

Основные формы: лекции, родительские собрания, круглые столы, тренинги, практические занятия, праздники.

Цель:

- организация педагогического образования родителей.

- создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитание ценностного отношения к семье у детей и родителей.

Задачи родительского всеобуча:

- знакомство родителей с педагогическими, психологическими и правовыми знаниями;

- обобщение и распространение положительного опыта воспитания;

- привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе;

- формирование родительского общественного мнения.

- повышение  уровня психологического комфорта в семьях.

Адресаты программы:

- родители обучающихся КГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа №1»;

- обучающиеся КГКОУ  «Алтайская общеобразовательная школа №1»;

- сотрудники школы;

- социальные партнёры школы

Программа базируется на следующих принципах:

Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.

Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.

Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.

Реализация этих принципов в рамках деятельности Школы эффективного родительства предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала.

Прогнозируемые результы:

В результате реализации программы «Семейная гармония» школы ответственного родительства его участники будут:

«Знать»:

- теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;

- методы и приемы восстановления семейных традиций;

- права и обязанности детей и родителей.

«Уметь»:

- обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;

- нормализовывать психологический климат в семье;

- грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.

«Владеть»:

- педагогическими, психологическими и правовыми знаниями;

- позитивно эмоциональным восприятием своих  детей;

- технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;

- ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.

Основы семейной психологии

№ п/п

Тема

Цель

Содержание занятия

1

«МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»

1. Педагогическая гостиная «Кто ты – Родитель, Взрослый или Ребёнок?»

Гармонизация стиля воспитания.

Знакомство участников друг c другом и c правилами групповой работы; осознание родительских установок, научиться различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Знакомство участников друг c другом. (самопрезентация, игра-разминка).

Групповая консультация «Кто ты – Родитель, Взрослый или Ребёнок?»

Тренинг.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

2. Тренинг «Знаем ли мы своих детей?»

Знакомство c концепцией Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения; обучение навыкам активного слушания; осознание неэффективных способов реагирования в ситуации, когда ребенок преследует«ошибочную цель».

Приветствие.

Обсуждение домашнего задания.

Тренинг «Принятие чувств ребенка».

 «Учимся понимать своего ребёнка»

Подведение итогов занятия. «Поддержка». Домашнее задание

3. Семинар – практикум  «Как мы воспитываем своих

детей»

Знакомство c содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности; осознание своих невербальных и вербальных проявлений эго-состояния «Свинский родитель».

Психологическая разминка.

Групповая дискуссия по результатам домашнего задания.

Консультация «Основные этапы развития личности ребенка».

Тренинг.

Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сделать родителям эта информация?»

Рефлексия.

Тестирование.

2

«ЧТО ТАКОЕ ДИСЦИПЛИНА»

1.Семинар: «Нужны ли детям дисциплинарные наказания».

Осознание психотравмирующего влияния физического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка; понимание логических последствий предоставления выбора для установления границ дозволенного поведения.

Психологическая разминка.

Консультация с обсуждением. Темы: «Почему мы против подавляющих наказаний.

Предоставление свободы выбора и логические последствия.

Наиболее эффективным методом общения c детьми.

Установление границ дозволенного поведения.»

Подведение итогов занятия.

«Поддержка».

Домашнее задание

2. Родительское собрание «Типичные способы воспитательного воздействия на ребенка в семье»

Определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье.

Приветствие.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение «Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против»

«Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали»

Рефлексия.

Тестирование

3.Письменная консультация

«Наказывать или не наказывать?»

Определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье.

3

«КАК ВОСПИТАТЬ СЧАСТЛИВОГО РЕБЁНКА»

  1.  «Как повысить самоуважение вашего ребёнка»

Рассмотреть с родителями проблему формирования самооценки ребёнка.

Знакомство c концепцией эффективного и неэффективного одобрения, c понятием неформального общения; обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания; осознание роли ребенка в семейной структуре.

Обсуждение домашнего задания

Психологическая разминка

«Праздник хвастунов».

Консультация: «Способы повышения самоуважения детей»

Тренинг «Неформальное общение».

«Похвала и поддержка».

Подведение итогов занятия «Поддержка».

Домашнее задание

  1. Педагогический консилиум

«Должен или хочу?»

Осознание неэффективных стратегий родителей; обучение методике передачи ребенку ответственности за свою жизнь.

Обсуждение домашнего задания

Психологическая разминка

 «Снятие напряжения»

Неэффективные стратегии, что это?

Тренинг

 «Должен или хочу?»

 «Охапка обязанностей».

Сортировка проблем

Передача ответственности ребенку

Подведение итогов занятия. «Поддержка».

Домашнее задание

  1. Круглый стол

«Права личности родителя»

Знакомство с понятием «психологические права личности»;  осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений c ребенком; овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.

Обсуждение домашнего задания

Психологическая разминка

Обсуждение «С ребёнком на равных»

«Забота родителя o себе - необходимое условие гармоничных взаимоотношений c ребенком»

Подведение итогов занятия. «Поддержка».

Основы семейного воспитания

№ п/п

Тема

Цель

Содержание занятия

1

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня!»

  1. Родительское собрание «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Создание условий для осознания собственной роли в семье

Приветствие

Знакомство с теоретической основой занятия

Упражнение «СЕМЬ Я»

Упражнение «Скульптура семьи»

Восемь линз восприятия мира – иллюстративная лекция.

2. Тест “Школа самооценки”.

3. Тест “Кинетический рисунок семьи”.

4. Моё состояние в семье – элементы психодрамы

Рефлексия занятия

  1. Семинар-практикум. «Конфликты в семье и способы их решения»

Формирование психологических знаний и умений простраивать внутрисемейные взаимоотношения

Игра-приветствие.

Консультация. «Учимся управлять конфликтом. Пути решения конфликтов».

Тренинг.

Рефлексия. Домашнее задание.

3.Семейные  традиции в организации жизнедеятельности  ребенка младшего школьного возраста

Определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных традиций.

Дискуссия «Роль семейных традиций в формировании личности ребенка».

Презентация семейных традиций.

Подведение итогов.

2

ПРАЗДНИК СЕМЬИ

Отработка навыков сотрудничества и равноправных взаимоотношений c ребенком; закрепление позитивного опыта неформального общения; создание атмосферы взаимопонимания и доверия между членами семьи .

Психологические игры и упражнения

Праздничный концерт

Ритуал завершения праздника

2. Консультация «Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства»

Определить значение и важность детства для развития ребенка как личности.

3.Родительский практикум

Отработка комплексного применения опыта полученного в тренинге, для решения конкретных педагогических задач; подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-родительскик взаимоотношений.

Психологическая разминка

Ролевое проигрывание ситуаций

Подведение итогов работы группы

Домашнее задание

3

РЕБЁНОК С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

1.Консультация «Рекомендации родителям по воспитанию детей детей с особыми образовательными потребностями».

Дать родителям рекомендации

 по воспитанию детей детей с нарушением слуха.

2.Родительское собрание «Мой ребёнок не слышит. Как общаться?».

Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на общение, дать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения.

Консультация. «Роль семьи в воспитании глухого ребёнка»

Ролевое проигрывание ситуаций.

Рефлексия.

3.Буклет-памятка для родителей глухого ребенка "Пойми меня, мама!"

Буклет содержит основные рекомендации по организации речевого общения с глухим ребенком в семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть моно...

Ответственное родительство

Родительское  собрание...

Школа ответственного родительства.

Призентация посвящена работе с родителями в нашей школе....

Программа ответственного родительства

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия...

«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»

laquo;ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»...

Программа "Школа эффективного родительства"

Программа "Школа эффективного родительства"...