комплексная программа воспитания
статья по классному руководству по теме
Учитель, планируя учебный материал, "забывает" о воспитательной работе. А между тем, это та область педагогического труда, которая требует мониторинга, диагностики, а главное- плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kompleksnaya_programma_vospitaniya.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «средняя школа № 49»
Воспитательная программа
Выявление и развитие
творческого потенциала учащихся
Автор: Алагуева О.Л.
Улан- Удэ
2003 г.
Пояснительная записка
Человек есть саморазвивающееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает сам себя, а не посторонняя сила: педагог, школа, родители, товарищи, общественные организации. Именно тогда возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.
Но в природе ничего не происходит само по себе. Ребёнок – существо не самодостаточное для саморазвития в силу своего возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Нужен воспитатель. Но воспитатель- помощник, защитник, советник, наконец, образец для подражания. Но не надзиратель, не «скульптор».
Цель педагогической деятельности - создавать условия для саморазвития ребёнка, который растет сам. Воспитателю нужно создавать условия, удовлетворяя его нужды и запросы. Конечная цель воспитателя- стать воспитуемому ненужным.
Школа является вторым домом для ребёнка в течение 10 лет. И след она оставляет неизгладимый. Многое в том, каким будет итог, зависит от самого воспитанника, но и многое зависит от воспитателя. «Каждый из нас творец нескольких сотен судеб; в наших классах, как в кузнице, куётся счастье наших воспитанников»,- утверждает Ш.А. Амонашвили.
Современная школа стала холоднее, жёстче, формальнее. И это изменение ничем оправдать невозможно: ни стопроцентным поступлением в вузы, ни итогами ЕГЭ, ни множеством спецкурсов, ни ранней профилизацией,- чем сейчас определяют статус школы.
Продукт школы-выпускник
Обладающий комплексами из-за взаимоотношений с окружающими
Эрудированный из-за огромной информационной нагрузки
Воспринимающий жизненные явления пассивно
Что делать?
Учитель должен развивать личность через
Создание коллектива творческих личностей
Выявление и развитие творческого потенциала учащихся
Интеллектуальное и эмоциональное обогащение учащихся
Основная задача учителя- учить творчески жить, строя свою деятельность, согласно утверждения Л.Н. Толстого: «В детях всё- величайшие возможности».
1. Понятийная основа программы
Вся деятельность педагога основана на следующих выводах:
1. Человек Творчество Личность
Человек-
«… та почва, в которую общество бросает семя человеческих качеств. Всё то, что есть в нас подлинное, человеческое, не созревает, а устанавливается»,- А.Н. Леонтьев.
Творчество-
«Высшая форма психической активности, самостоятельности; способность создавать нечто новое, оригинальное»,- Н.С. Лейтес.
Личность-
«Человек, обладающий таким уровнем развития, который делает его способным управлять своим поведением, деятельностью, развитием своим в известной мере»,- Л.И. Бонсович.
2. Творчество как процесс едино в основных чертах для любой деятельности
Творчество- это
Новые идеи | Осуществление перестройки |
Реальная возможность преобразования | Выработка нового стиля работы |
Ломка устаревших стереотипов | Создание прогрессивного мышления |
3. Течение внутренней жизни ребёнка- объект педагогической деятельности
Подходы должны отличаться бережностью и чуткостью, поэтому девизом работы являются положения из трактата индийских учителей «Наука радости»:
- «Помни, что радость- непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что ты взялся».
- «Жизнь, вся жизнь Вселенной, всегда утверждение. Строить можно, только утверждая».
- «Расти в силе каждый день. А для этого научись действовать, а не ждать; творить, а не собираться с духом».
2. Формы работы
1.Активные и интерактивные уроки общения (интеллектуально-творческие игры, диалог, дискуссия, экскурсия).
2. Практикумы и лабораторные работы.
3. Курсы по выбору.
4. Проектная и групповая работа.
5. Индивидуальные коррекционные занятия.
Основой системы является ориентация учащихся на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной, что приведет к формированию универсальных компетенций:
- способность к исследованию;
- способность к коммуникации и организации взаимодействия;
- способность к умению принимать решения и осуществлять их;
- способность постоянно осваивать новые типы деятельности.
3. Основные этапы:
Подготовка Опыт Презентация
(5–6кл.) (7-8 кл.) (9-11 кл.)
Пространство Пространство Пространство
подготовки опыта презентации
Учебное пространство, представленное в большей части пока лишь урочной формой и формирующее базовые навыки деятельности в предмете и технике получения опыта, – это есть «пространство подготовки».
Пространство подготовки – это учебное образовательное пространство:
– уроки;
– курсы по выбору;
– проектная и исследовательская деятельность;
– практикумы;
Внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов, средств деятельности подростков, – это есть «пространство опыта».
Пространство опыта – это внеучебное пространство, представленное разнообразием форм, методов и средств деятельности подростков:
– предметные лаборатории;
– библиотека, медиатека;
– компьютерная лаборатория;
– интеллектуально-творческие игры;
– научное общество, совет старшеклассников;
– театральная мастерская;
– кружки.
«Пространство демонстрации» может быть как в учебном, так и во внеучебном образовательном пространстве. Демонстрация- это предъявление подростком своего результата: сделал – показал. Задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы помочь оформить ученику представление продукта своей деятельности в культурно-сообразной форме.
Пространство презентации – места предъявления
и презентации результатов детского проектирования:
– школьная научно-практическая конференция;
– интеллектуально-творческие игры;
– экзамен по защите творческих работ;
– фестиваль проектов;
– публикации в школьной газете;
– участие в выставке;
– участие в предметном конкурсе;
– участие в школьном спектакле или празднике;
– презентация книги (в библиотеке).
По окончании школы сформированная учебно-практическая самостоятельность проявляется в осознанном и обоснованном собственными возможностями и интересами выборе жизненного пути.
4. Описание реальной практики нововведения, логика разворачивания.
Под предметно-пространственной средой мы понимаем образовательное пространство школы, включающее в себя учебное, внеучебное пространство, пространство отношений учителей и подростков и дополнительное образовательное пространство основной школы.
Структура образовательного пространства школы такова:
Внеучебное образовательное пространство
- Предметные лаборатории.
- Интеллектуально-творческие игры.
- Библиотека. Медиатека.
- Кружки и студии.
- Медиацентр.
- Театр, мастерская танца и вокала.
Учебное образовательное пространство
- Урок
- Курсы по выбору
- Практикумы
- Технологические мастерские
- Ученическое научное общество
5. Цели и задачи
Основной целью данной программы является выявление и развитие творческого потенциала учащихся. Отсюда формируются задачи:
В учебном образовательном пространстве:
Задача – создание в школе условий для реализации проектной и исследовательской деятельности подростка, где творческие проекты учеников выступают как результат учебной работы.
Для этого необходимо:
•вводить такие формы организации учебных занятий, как практикумы, лабораторные занятия, семинары и др.;
- ввести курсы по выбору, ориентированные на личный интерес подростка;
- в учебных и тематических планах специально выделять место и определять содержание учебного материала для самостоятельной работы подростка, а также те виды деятельности, которые формируют практическую и навыкообразующую составляющую образования подростка;
- совершенствовать методическую оснащенность, в рамках этого вести работу по следующим темам: «Активные и интерактивные формы организации урока», «Исследовательские и проектные методы и их роль в организации образовательного процесса в основной школе», «Роль индивидуальных и коррекционных занятий в преодолении учебной неуспешности подростка», «Необходимость использования групповых форм в работе с подростками», «Специфика организации самостоятельной исследовательской работы», «Критерии эффективности реализации образовательного процесса в основной школе» и др.;
- современное техническое обеспечение процесса обучения;
- четкое определение в школе физических мест, позволяющих подростку осуществлять свои проектные замыслы;
- введение новой системы оценивания, предусматривающей само- и взаимооценивание и стимулирующей действия подростка на результат; составление «портфолио»;
- введение в практику работы с подростками индивидуальных учебных программ, личных образовательных программ; увеличение удельного веса социально-правовых дисциплин;
Во внеучебном образовательном пространстве:
Задача – создание места (пространства) для детской пробы, проверки своих знаний и умений, полученных на учебных занятиях, на прочность, значимость и практическую целостность; создание условий для реализации подростком собственного социального действия.
Для этого необходимо:
- расширить условия для выбора подростком интересных для него кружков, мастерских, секций, предметных клубов;
- развивать насыщенную культурную среду (литературные и музыкальные абонементы для подростков, литературная гостиная, детский или детско-взрослый хор, театр и др.);
- поддерживать собственные традиции школы (празднование дня рождения школы, вечера встречи с выпускниками, вечера прощаний с выпускным классом, фестивали проектов) и создавать новые традиции.
6. Мониторинг
Мониторинг осуществляется комплексный. (см. Приложение). Одним из вариантов является мониторинг за курс основной школы
Карта мониторинга учащихся
№ | Ф. И. О | Класс | Рез-ты диагностики | Рез-ты теста ШТУР | Рез-ты профор. тестов | Успеваемость по предметам | Творческие пробы | Темы творческих работ | Достижения | Выводы и рекомендации |
5 класс
«Мы вместе»
Привлечение учащихся к общему делу; деление на творческие группы; постоянное поручение каждому.
Этапы:
- Просмотр личных дел и медицинских карт учащихся, беседы с учителями начальной школы и учителями-предметниками старшей школы;
- Узнавание каждого ребёнка;
- Введение личных дел учащихся;
- Определение стадии развития коллектива;
- Представление основного курса для общего дела (ЮИД, ЮПД, театр, хореография, спорт и т.д.);
Система работы
№ | Дата | Содержание работы | Цель |
1 | сентябрь | Акция «Разрешите познакомиться!» Организационные собрания, классные часы | Представление учителей-предметников, новичков, родителей; Узнавание одноклассников; |
2 | октябрь | Итоги 1 четверти Собеседования с предметниками; | Мониторинг образовательного потенциала; |
3 | ноябрь | Классный час «Мир моих увлечений»; Работа с руководителями кружков, секций и т.д.; | Формирование нового представления об одноклассниках; Ознакомление с общим делом; |
4 | декабрь | Президентские выборы; | Определение лидеров; Разъяснение качеств лидера; |
5 | январь | Поездка на турбазу; | Опробирование первого КТД; |
6 | февраль | Рейтинг мальчиков; | Определение по номинациям: «самый умный», «самый сильный» и т.д.; |
8 | март | Рейтинг девочек; | Определение по номинациям: «самая умная», «самая сильная» и т.д.; |
9 | апрель | Сообщение учителя «Наш класс» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей); | Анализ состояния дел в классе; Формирование коллективной карты развития «Что я хотел бы исправить в жизни класса»; |
10 | май | Отчет перед родителями; | Представление итогов; выявление перспектив; |
6 класс
«Мы можем всё»
Оказание помощи в проявлении способностей; социальная реабилитация талантов; проверка в деле каждого;
Этапы:
- Выявление интересов учащихся;
- Работа над индивидуальной картой развития;
- Предоставление возможности для развития творческих способностей;
- Определение стадии развития коллектива;
- Анализ работы по социализации талантов, выявлению способностей;
Система работы
№ | Дата | Содержание работы | Цель |
1 | сентябрь | Экскурсии в учреждения дополнительного образования; беседы с руководителями секций; | Представление линий творческого развития (кружки, секции); |
2 | октябрь | Собеседования с предметниками; | Представление дополнительного образовательного ресурса; |
3 | ноябрь | Классный час «Самообразование»; | Выработка индивидуальной карты по самообразованию; |
4 | декабрь | Классный час «Самовоспитание»; | Выработка индивидуальной карты по самовоспитанию; |
5 | январь | Отчётный концерт «Я многое могу»; | Формирование нового представления о себе, об одноклассниках; |
6 | февраль | Родительское собрание «Мир увлечений наших детей» с выступлением учителей- предметников; | Корректировка карт развития с учетом мнения родителей, предметников; |
8 | март | Рейтинг учащихся; | Определение учащихся по номинациям: «Кто достиг большего» |
9 | апрель | Сообщение учителя «Наш класс» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей) | Анализ состояния дел в классе; Формирование простой индивидуальной карты развития «Что я могу» |
10 | май | Отчет перед родителями | Представление итогов; выявление перспектив; |
7 класс
«Республика СпАрт»
(sport-спорт; art- искусство)
Содействие в познании и реализации духовных и физических качеств; осуществление программы: каждому – по способностям;
Этапы:
- Выявление изменений в интересах учащихся;
- Работа над формированием индивидуальной картой развития способностей;
- Предоставление возможности для развития творческих способностей, физических возможностей;
- Определение стадии развития коллектива;
- Анализ результатов развития творческих способностей;
Система работы
№ | Дата | Содержание работы | Цель |
1 | сентябрь | Диагностика степени заинтересованности в выбранном по интересам деле; | Представление других линий творческого развития (кружки, секции); |
2 | октябрь | Собеседования с предметниками; | Представление другого дополнительного образовательного ресурса; |
3 | ноябрь | Классный час «Самообразование»; | Корректировка индивидуальной карты по самообразованию; |
4 | декабрь | Классный час «Самовоспитание»; | Корректировка индивидуальной карты по самовоспитанию; |
5 | январь | Классный час «Мир моих интересов»; | Формирование нового представления о себе, об одноклассниках; |
6 | февраль | Классный час «Помоги товарищу»; | Корректировка карт развития с учетом мнения одноклассников; |
8 | март | Рейтинг учащихся; | Определение учащихся по номинациям: «артист», «спортсмен» и т.д. |
9 | апрель | Сообщение учителя «Наши дети» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей) | Анализ состояния дел в классе; Формирование индивидуальной карты развития |
10 | май | Отчет перед родителями | Представление итогов; выявление перспектив; |
8 класс
«Моё будущее»
Содействие в выборе профиля, профессиональной ориентации;
Этапы:
- Выявление профильных интересов учащихся;
- Профориентационная работа;
- Предоставление возможности для ознакомления с миром профессий;
- Определение стадии развития коллектива;
- Анализ результатов профилирования работы;
Система работы
№ | Дата | Содержание работы | Цель |
1 | сентябрь | Диагностика заинтересованности в изучении школьных предметов; | Предоставление возможности совершенствования в изучении предметов; |
2 | октябрь | Анкетирование в Центре тестирования; | Определение типа будущей профессии; |
3 | ноябрь | Экскурсии на предприятия родителей; | Знакомство с миром профессий родителей; |
4 | декабрь | Классный час «Мир необычных профессий»; | Знакомство с миром профессий; |
5 | январь | Совместное собрание родителей и учащихся «Будущее светло и прекрасно»; | Формирование представления о своей будущей профессии; |
6 | февраль | Экскурсии на предприятия города; | Знакомство с миром профессий; |
8 | март | Исследовательская работа – изучение объявлений «Требуются…»; | Изучение потребностей общества в той или иной профессии; |
9 | апрель | Сообщение учителя «Наш выбор» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей) | Анализ состояния дел в классе; Формирование профессиональной карты развития |
10 | май | Отчет перед родителями | Представление итогов; выявление перспектив; |
9 класс
«Одиссея разума»
Содействие в выборе профиля, профессиональной ориентации;
Этапы:
- Выявление профильных интересов учащихся;
- Профориентационное тестирование;
- Предоставление возможности для ознакомления с миром профессий;
- Определение стадии развития коллектива;
- Анализ результатов профилирования и профориентационной работы;
Система работы
№ | Дата | Содержание работы | Цель |
1 | сентябрь | Диагностика рейтинга школьных предметов; | Предоставление возможности совершенствования в изучении предметов; Определение участия в предметных неделях, олимпиадах. Конференциях; |
2 | октябрь | Анкетирование в Центре тестирования; | Определение типа будущей профессии; |
3 | ноябрь | Экскурсии на предприятия родителей; | Знакомство с миром профессий родителей; |
4 | декабрь | Классный час «Мир необычных профессий»; | Знакомство с миром профессий; |
5 | январь | Совместное собрание родителей и учащихся «Будущее светло и прекрасно»; | Формирование представления о своей будущей профессии; |
6 | февраль | Экскурсии на предприятия города, учебные заведения; | Знакомство с миром профессий; исследование пути их приобретения; |
8 | март | Исследовательская работа – изучение объявлений «Требуются…»; | Изучение потребностей общества в той или иной профессии; |
9 | апрель | Сообщение учителя «Наш выбор» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей) | Анализ состояния дел в классе; Формирование профессиональной карты развития |
10 | май | Отчет перед родителями | Представление итогов; выявление перспектив; |
10-11 классы
«Я - в мире. Мир- во мне»
Суммирование задач предыдущих программ; определение собственного мировоззрения, мироощущения; самоопределение;
Этапы:
- Выявление профессиональных интересов учащихся;
- Предоставление возможности для ознакомления с сетью учебных заведений;
- Определение стадии развития коллектива;
- Анализ результатов работы;
Система работы
№ | Дата | Содержание работы | Цель |
1 | сентябрь | Анкетирование по выявлению социального заказа родителей и учащихся; | Определение по профилям; |
2 | октябрь | Совместное собрание; | Определение будущей профессии; |
3 | ноябрь | Классное собрание «Выпускник школы № 49»; | Личностное ориентирование; |
4 | декабрь | Экскурсии в высшие учебные заведения города; | Знакомство с миром профессий, предоставляемым вузами города; |
5 | январь | Совместное собрание родителей и учащихся «ЕГЭ»; | Постановка задач для успешной сдачи ЕГЭ и других экзаменов итоговой аттестации; |
6 | февраль | Классный час «Справочник для поступающих»; | Знакомство с миром профессий; исследование пути их приобретения; |
8 | март | Творческий отчет «Мы на многое способны»; | Подведение итогов работы; |
9 | апрель | Сообщение учителя «Наш класс» ( итоги собеседований с учителями, родителями анкетирование детей) | Анализ состояния дел в классе; Формирование индивидуальной карты дальнейшего развития; |
10 | май | Отчет перед родителями Последний звонок; | Представление итогов; выявление перспектив; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа воспитания школьников "Я - здоровая личность"
Будущее страны зависит от подрастающего поколения. Школа должна стать важнейшим институтом формирования и развития нравственно, психически и физически здоровой личности, способной к адапта...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»
Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть моно...
Комплексная программа воспитания школьников
Программа воспитания школьников, план воспитательной работы учителя....