ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «СОДРУЖЕСТВО»
рабочая программа

Приводнюк Людмила Васильевна

Проблема социализации личности обучающихся является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет ребенок, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района

«Центр детского творчества»

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

«СОДРУЖЕСТВО»

Автор-составитель: Приводнюк Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования

г. п. Федоровский  2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.

В. Белинский

Проблема социализации личности обучающихся является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет ребенок, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды. Социализация детей младшего возраста – процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями.  

   Дополнительное образование играет важную роль в развитии ребенка, однако гармоничное развитие без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Одна из основных задач дополнительного образования детей – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса. Закон РФ «Об образовании» подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».  

   Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.  

   Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

  • помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; – выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
  • формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; – способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
  • развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
  • формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
  • создает условия для развития творческих способностей учащегося.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности

  Основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому обучающемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.

  Обоснованием актуальности основной идеи программы «Содружество» – необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации.

ЦЕЛЬ данной программы: создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

ЗАДАЧИ  программы воспитания:

  1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  2. Развивать физические, умственные, творческие способности обучающихся.
  3. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
  4. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

   Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.  

   Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

   В общении педагога с обучающимися должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность обучающихся.

Отношения педагога и обучающегося строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития обучающихся.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям:

  1. направление «Моя семья»

Цель: создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся.

Задачи:  

  • Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.  
  • Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса – педагогов, родителей, детей.  
  • Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.

Формы работы:  

  • тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.;
  • праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап;  
  • праздники, посвященные датам календаря (1 сентября, День учителя, 23 февраля, 8 марта, День Победы и др.);
  • походы выходного дня, экскурсии.
  1. направление «Я и мой край родной»

Ориентировано на духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации, восприятия и принятия обучающимся ценностей, культуры своего народа, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения предметной деятельности, бесед, экскурсий, заочных путешествий)

Содержание деятельности:

  • участие в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературномузыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России).
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного

взаимодействия;

  • ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим товарищам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Цель: научить детей интересоваться историей своего края, места, приобщаться к духовным и национальным традициям.  

Задачи:

  • Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.  
  • Формирование гуманистического мировоззрения.  
  • Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.  - Воспитание достойного гражданина своей страны.

Формы работы:

  • тематические классные часы;  - конкурсы, праздники.
  1. направление «Моя безопасность»

Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Задачи:

  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ).
  • Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

Формы работы:

  • тематические классные часы;  - праздники, конкурсы, ролевые игры.  
  1. направление «Я - гражданин»

   Направление «Я – гражданин»является одной из приоритетных задач воспитания детей и включает в себя развитие чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовных и социальных ценностей, формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Задачи:

  • Формирование         правовой         культуры         обучающихся,         свободного         и         ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • Формирование у обучающихся нравственного выполнения норм и правил окружающей жизни;
  • Способствование осознанию обучающимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми. Формы работы:
  • тематические нравственные, правовые часы;
  • оказание помощи младшим школьникам; - встречи с представителями правовых структур;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике.

План-сетка по направлениям

Месяц

Направления

«Моя семья»

«Я и мой край родной»

«Моя безопасность»

«Я – гражданин»

Сентябрь

Родительское

собрание

Классный час  «С чего начинается Родина».

Акция «Внимание – дети!», «Юный пешеход».  

Познавательная игра  «Мой дом – Россия!»

Октябрь

Беседа «Мир моих увлечений»

Познавательноигровая программа «Северный край»

Информационный журнал «Эти знания полезны всем»

Патриотический час «Мужество, доблесть, слава»

Ноябрь

Детско- родительское мероприятие, посвященное «Дню матери»

Всероссийская  акция «Крылья Ангела»

Беседа «Азбука  безопасного поведения»

Викторина, посвященная Дню народного единства

Декабрь

Устный журнал «Что означает моё имя?»

Месячник по правовым знаниям

«О правилах поведения в период новогодних праздников и зимних каникул»

Интеллектуальная игра

«Мы – граждане России»

Январь

Беседа «Новый год в моей семье»

 Познавательноемероприятие  «Югра   мой край родной»

Спортивное развлечение «Юные пожарные»

Конкурс «Символы России»

Февраль

«Смелый боец везде молодец» - интеллектуальная игра

Конкурс рисунков «Югорский край - ты наша гордость!»

«Месячник безопасности»:

брейн-ринг «Знатоки ПДД»

Выставка рисунков «Я помню, я горжусь»

Март

Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр

Классный час «Ими славен наш край»

Практическое занятие: «Травматизм на дороге!»

Просмотр видеофильмов патриотического содержания

Апрель

Конкурс рисунков «Моя весна»

«Что значит быть счастливым в своей стране?»

КВН «Эта скорая, скорая помощь!»

Правовая игра «Кто хочет стать миллионером?»

Май

Познавательная программа «Реликвии нашего дома»

Праздник «Родина любимая моя»

Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.

Линейка памяти, посвященная Дню победы.

Акция «Бессмертный

полк»

Июнь

Родительское собрание

КТД – Россия в моем сердце, приуроченное ко Дню России

Безопасные каникулы

Мероприятия, посвященные дню России

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся

В качестве основных показателейи объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

  1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой

(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. (Диагностики на ценностные ориентации и против вредных привычек, уровень воспитанности, уровень развития самоуправления)

  1. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад. Диагностика «Удовлетворённость обучающихся, родителей и педагогов образовательным и воспитательным процессом в МАУДО «ЦДТ»
  2. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

   Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся:

принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; — принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Обязательным условием является соблюдение моральных и правовых норм исследования, создание условий для проведения мониторинга эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

   Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

   Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

   Опрос— получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

  • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
  • интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
  • беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

   Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

  • включённое  — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
  • узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

  1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
  2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
  3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
  1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализацииобучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
  2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
  3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся на интерпретационных и контрольных этапахисследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем уподростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятымморальным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

   Каждое из основных направлений воспитания и социализации, обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.  

   При организации любого вида деятельности обучающихся в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.  

Эффект– это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.  

   Воспитательные результаты любого из видовдеятельности обучающихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне объединения, учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.    Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами Центра детского творчества, в открытой общественной среде.  

   Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национальногосударственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

   По каждому из направлений воспитания и социализации могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;  
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;  
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;  
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие         к         жизненным         проблемам         других         людей,         сочувствие         к         человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.  

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;  
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;          трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;  
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание         ценностного         отношения         к         природе,         окружающей         среде         (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;  
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;  
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.  

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. О.В. Акулова Образовательная область "Социализация. Игра" / О.В. Акулова, О.В. Солнцева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 176 c.
  2. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. - изд.2-е.-М., 2014.
  3. Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М., 2012.
  4. Е.Ю. Кукушкина Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду / Е.Ю. Кукушкина,

Л.В. Самсонова. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.

  1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: моногр. . - М.: Владос, 2016. - 168 c.
  2. Акулова, О.В. Образовательная область. Социализация. Игра. Методический комплект программы Детство / О.В. Акулова. - М.: Детство-Пресс, Сфера, 2016. - 195 c.
  3. Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. - 496 c.