ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «СОДРУЖЕСТВО»
рабочая программа
Проблема социализации личности обучающихся является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет ребенок, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района
«Центр детского творчества»
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
«СОДРУЖЕСТВО»
Автор-составитель: Приводнюк Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования
г. п. Федоровский 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека.
В. Белинский
Проблема социализации личности обучающихся является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет ребенок, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды. Социализация детей младшего возраста – процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями.
Дополнительное образование играет важную роль в развитии ребенка, однако гармоничное развитие без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Одна из основных задач дополнительного образования детей – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса. Закон РФ «Об образовании» подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
- помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; – выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; – способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
- формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;
- создает условия для развития творческих способностей учащегося.
Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:
а) создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;
б) создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
в) использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
г) создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности
Основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому обучающемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Содружество» – необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации.
ЦЕЛЬ данной программы: создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
ЗАДАЧИ программы воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Развивать физические, умственные, творческие способности обучающихся.
- Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с обучающимися должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность обучающихся.
Отношения педагога и обучающегося строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общие задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития обучающихся.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям:
направление «Моя семья»
Цель: создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся.
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса – педагогов, родителей, детей.
- Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.
Формы работы:
- тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.;
- праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап;
- праздники, посвященные датам календаря (1 сентября, День учителя, 23 февраля, 8 марта, День Победы и др.);
- походы выходного дня, экскурсии.
направление «Я и мой край родной»
Ориентировано на духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации, восприятия и принятия обучающимся ценностей, культуры своего народа, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения предметной деятельности, бесед, экскурсий, заочных путешествий)
Содержание деятельности:
- участие в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературномузыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России).
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного
взаимодействия;
- ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим товарищам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Цель: научить детей интересоваться историей своего края, места, приобщаться к духовным и национальным традициям.
Задачи:
- Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
- Воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом. - Воспитание достойного гражданина своей страны.
Формы работы:
- тематические классные часы; - конкурсы, праздники.
направление «Моя безопасность»
Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Задачи:
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ).
- Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
Формы работы:
- тематические классные часы; - праздники, конкурсы, ролевые игры.
направление «Я - гражданин»
Направление «Я – гражданин»является одной из приоритетных задач воспитания детей и включает в себя развитие чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовных и социальных ценностей, формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Задачи:
- Формирование правовой культуры обучающихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- Формирование у обучающихся нравственного выполнения норм и правил окружающей жизни;
- Способствование осознанию обучающимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми. Формы работы:
- тематические нравственные, правовые часы;
- оказание помощи младшим школьникам; - встречи с представителями правовых структур;
- конкурсы, викторины по правовой тематике.
План-сетка по направлениям
Месяц | Направления | |||
«Моя семья» | «Я и мой край родной» | «Моя безопасность» | «Я – гражданин» | |
Сентябрь | Родительское собрание | Классный час «С чего начинается Родина». | Акция «Внимание – дети!», «Юный пешеход». | Познавательная игра «Мой дом – Россия!» |
Октябрь | Беседа «Мир моих увлечений» | Познавательноигровая программа «Северный край» | Информационный журнал «Эти знания полезны всем» | Патриотический час «Мужество, доблесть, слава» |
Ноябрь | Детско- родительское мероприятие, посвященное «Дню матери» | Всероссийская акция «Крылья Ангела» | Беседа «Азбука безопасного поведения» | Викторина, посвященная Дню народного единства |
Декабрь | Устный журнал «Что означает моё имя?» | Месячник по правовым знаниям | «О правилах поведения в период новогодних праздников и зимних каникул» | Интеллектуальная игра «Мы – граждане России» |
Январь | Беседа «Новый год в моей семье» | Познавательноемероприятие «Югра – мой край родной» | Спортивное развлечение «Юные пожарные» | Конкурс «Символы России» |
Февраль | «Смелый боец везде молодец» - интеллектуальная игра | Конкурс рисунков «Югорский край - ты наша гордость!» | «Месячник безопасности»: брейн-ринг «Знатоки ПДД» | Выставка рисунков «Я помню, я горжусь» |
Март | Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр | Классный час «Ими славен наш край» | Практическое занятие: «Травматизм на дороге!» | Просмотр видеофильмов патриотического содержания |
Апрель | Конкурс рисунков «Моя весна» | «Что значит быть счастливым в своей стране?» | КВН «Эта скорая, скорая помощь!» | Правовая игра «Кто хочет стать миллионером?» |
Май | Познавательная программа «Реликвии нашего дома» | Праздник «Родина любимая моя» | Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах. | Линейка памяти, посвященная Дню победы. Акция «Бессмертный полк» |
Июнь | Родительское собрание | КТД – Россия в моем сердце, приуроченное ко Дню России | Безопасные каникулы | Мероприятия, посвященные дню России |
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся
В качестве основных показателейи объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
- Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой
(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. (Диагностики на ценностные ориентации и против вредных привычек, уровень воспитанности, уровень развития самоуправления)
- Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад. Диагностика «Удовлетворённость обучающихся, родителей и педагогов образовательным и воспитательным процессом в МАУДО «ЦДТ»
- Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; — принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Обязательным условием является соблюдение моральных и правовых норм исследования, создание условий для проведения мониторинга эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос— получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
- анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
- интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
- беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
- включённое — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
- узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
- Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
- Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
- Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.
- Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализацииобучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
- Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
- Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся на интерпретационных и контрольных этапахисследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем уподростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятымморальным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
Каждое из основных направлений воспитания и социализации, обучающихся должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
При организации любого вида деятельности обучающихся в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.
Эффект– это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты любого из видовдеятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне объединения, учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами Центра детского творчества, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национальногосударственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
По каждому из направлений воспитания и социализации могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- О.В. Акулова Образовательная область "Социализация. Игра" / О.В. Акулова, О.В. Солнцева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 176 c.
- Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/В.А.Сластенин. - изд.2-е.-М., 2014.
- Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. - М., 2012.
- Е.Ю. Кукушкина Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду / Е.Ю. Кукушкина,
Л.В. Самсонова. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: моногр. . - М.: Владос, 2016. - 168 c.
- Акулова, О.В. Образовательная область. Социализация. Игра. Методический комплект программы Детство / О.В. Акулова. - М.: Детство-Пресс, Сфера, 2016. - 195 c.
- Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. - 496 c.