Семья как фактор социализации личности ребенка
материал по теме
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь».
К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_faktor_sotsializatsii_lichnosti_rebenka.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
общественных инспекторов по охране прав детства
Семья как фактор социализации личности ребенка.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Современная семья. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.
Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик - от 20 до 60%).
Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Она влечет за собой нежелание некоторой части людей честно выполнять свою работу, свои обязанности и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.
Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.
Среди обучающихся 6-7, 8-9 классов было проведено анкетирование, позволяющее проанализировать мнения детей о семье.
6-7 классы 124 чел. | 8-9 классы 116 чел. | ||
1. | Чего ждете Вы от семьи, в которой живете? А) хорошей организации быта Б) Радости общения В) Покоя и защищенности | 10% 63% 24% | 11% 62% 25% |
2. | Одиноки ли Вы в семье? А) Да Б) Нет В) Не знаю | 5% 88% 7% | 5% 86% 11% |
3. | Захотите ли вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на родительскую? А) Да Б) Нет В) Не знаю | 63% 17% 20% | 38% 39% 24% |
4. | Что для Вас вечер дома? А) Радость общения Б) Возможность быть самим собой В) Мучение и пытка | 73% 25% 2% | 44% 49% 5% |
Как видно из ответов, отношение обучающихся к своей семье меняется. Объяснить это можно как с изменением взглядов детей, связанных с внутрисемейными отношениями, возрастанием авторитета сверстников и снижением авторитета родителей, так и, возможно, с изменением отношения родителей к своим взрослеющим детям.
На социализацию детей значительное влияние оказывают социальные проблемы, характерные для современной семьи.
На первом месте стоят проблемы, которые образно можно назвать материально-финансовыми. Материальное положение семьи сказывается прежде всего на детях, их социализации. Если семья сталкивается с высокими ценами на продукты и товары, их постоянным ростом, низкими заработками и нехваткой денег на самое необходимое, а также с постоянным ростом тарифов на коммунальные и транспортные услуги, то это не может не сказаться на детях, их развитии: родители вынуждены экономить на своих детях, «обделять» их в пище, одежде, детских платных развлечениях и т.д. Во многих семьях у детей нет компьютеров. Бедственное положение семьи формирует у детей комплексы, вызывает зависть по отношению к тем сверстникам, которым родители могут позволить дорогие вещи, игрушки, видеофильмы.
На развитие и формирование личности ребенка также влияет наличие и отсутствие у семьи отдельного комфортного жилья.
Следующей проблемой является «ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что как любой ребенок нуждается в родительской заботе, так и каждая семья вправе рассчитывать на государственную и социальную поддержку. Ощущение бессилия родителей передается детям, формирует у них чувство беспомощности и стремление переложить на кого-то свои проблемы.
Состояние здоровья человека – мощный фактор, влияющий на его настроение, самочувствие и работоспособность. На социализации ребенка сказывается не только его физическое самочувствие, но и здоровье родителей, других членов семьи. Состояние здоровья и отсутствие возможностей для хорошего лечения волнует многие семьи.
На социализацию личности ребенка влияет количество времени, которое ему уделяют родители, степень занятости родителей на работе, личные проблемы родителей, межличностные взаимоотношения в семье, недостаточность педагогической грамотности у родителей.
Нельзя утверждать однозначно, что в неполных, малообеспеченных семьях дети не социализированы. Все зависит от взаимоотношений, стиля общения, традиций, которые сложились в семье.
Таким образом, переоценить влияние семьи на воспитание и формирование личности детей невозможно. Поэтому, педагогам необходимо обращать внимание, прежде всего, на семью, в которой ребенок проживает, на отношения, которые сложились между домочадцами, на уровень педагогической культуры родителей. В вопросе воспитания и обучения детей необходимо видеть в родителях союзников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника"
Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника...
Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности
Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...
Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.
В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...
Традиции класс как фактор социализации личности
презентация и выступление на педагогическом совете по теме "Традиции класа как фактор социлизации личности"...
Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.
Внимание к проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию культурно-досуговой деятельности отражён в научном анализе теории и практики подростковой куль...
Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"
Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...
Семья как фактор социализации личности
Материал паодготовлен для классного родительского собрания. Сопровождается презентацией....