Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"
материал на тему

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им "созданной человечеством культурой" (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т. д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

        Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается сколько-нибудь хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности сына или дочери.

        Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

        Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, обустроенности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности воспитания на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

        Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

        Характеристика неблагополучных семей, то есть семей, где ребенку плохо, очень разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где

родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

        Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые родители используют с применением силы.

        Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.

Наиболее сильное влияние на ребенка оказывает ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.

        Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т. д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, проявляет «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

        Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического института РАО, по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье.

        Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

        

        Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы ЛИЧНОСТИ ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

        Семья может выступать в качестве как положительно, гак и отрицательно направленного фактора воспитания, гак как никакой другой социальный институт не может потенциально как семья благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья выступает как особого рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль.

        Например, достаточно часто встречающаяся конфликтная ситуация в семье - разные подходы к воспитанию ребенка. Первая задача родителей - найти компромиссное решение, если один не может принять аргументы другого. Компромисс должен обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязан помнить о позиции другого.

        Вторая задача - сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше в его отсутствие. Воспитание ребёнка - процесс, развивающийся в рамках семейной жизни и состоящий из постоянно изменяющихся форм взаимодействия. Родители, принимая любое решение, должны на первое место ставить не собственные удобства, а интересы ребёнка.

        Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть. Достаточно часто встречается, что родители любят ребёнка, когда он соответствует их ожиданиям, то есть хорошо учится и ведет себя правильно с их точки зрения, но если ребёнок не отвечает ожиданиям родителей, то он может стать отверженным в собственной семье. Как следствие - ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной близости, которая должна с самого младенчества окружать его. Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в тревожных постоянных сомнениях, теряются при появлении чего-то нового в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

        Будущие родители должны задумываться о том, как лучше сформулировать для самих себя цели воспитания своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка - это его счастливая, полноценная, творческая, полезная обществу жизнь. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

        Как говорилось выше, семья является важнейшим условием нормального развития каждого ребенка. Однако в случаях грубых семейных дисфункций (в частности, пьянство, алкоголизм родителей) именно она становится фактором, провоцирующим возникновение различных по тяжести расстройств у детей.

        Бывают случаи, когда родители (или один из них) ведут непристойный образ жизни, но по-своему любят своего ребенка и эмоциональная связь между ними остается сильной. В этой ситуации необходимо делать все возможное, чтобы сохранить семью для ребенка, поскольку это еще и один из шансов изменения самих родителей, поддержания детско-родительских отношений.

        Ребенок, имеющий пьющих родителей (или одного), к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они значимые для него взрослые. Важно, чтобы у такого ребенка были еще 1-2 значимых взрослых, идентифицируя себя с которыми он мог все-таки успешно развиваться.        

        У детей пьющих родителей быстрее и чаще возникает алкогольная зависимость. Один из методов ранней профилактики - обеспечение ребенку широкого спектра положительных эмоций, так как у таких детей острый дефицит позитивных переживаний. Проявление чувств позволяет ребенку овладеть положительным эмоциональным опытом: дети чувствуют и переживают так, как это делают окружающие их взрослые.

        Заповеди для родителей

  • Люби своего ребенка любым, неталантливым, неудачным, взрослым.
  • Общайся с ним, - радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
  • Будь для ребенка умным другом, с которым он может поделиться своими радостями и бедами, посоветоваться.
  •  

Помните:

  • Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Не унижайте своего ребенка.
  • Не вымещайте на ребенке обиды.
  • Не ждите, что ваш ребенок будет таким же, как вы.
  • Не требуйте от детей немедленного исполнения ваших желаний, старайтесь обо всем договориться с ними заранее.
  • Всегда держите данное слово.
  • Стимулируйте поддержание порядка и определенного режима дня.
  • Старайтесь как можно больше узнать нового о себе, о своих потенциальных возможностях. Не замыкайтесь в себе.
  • Исключите из своей жизни чрезмерное напряжение и торопливость.
  • Побольше шутите и веселитесь.

ФОРМУЛА ЛЮБВИ К СВОЕМУ РЕБЕНКУ

      Какой бы родитель не хотел сказать: «Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения». Но, увы, не все родители могут сказать это всегда искренне, положа руку на сердце, но очень важно довериться себе и пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви.

 
      Необходимо постоянно напоминать себе, что:

  • Это обычные дети.
  • Они ведут себя как все дети на свете.
  • В ребячьих выходках есть немало неприятного, даже противного.
  • Если я буду стараться как следует выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.
  • Если я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), если я" выражаю свою любовь к ним только в эти (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это в свою очередь сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелыми. Следователь но, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее развитие не менее (если не более), чем они сами.
  • Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут се0я уважать и у них появятся чувства внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им по мере того, как они взрослеют, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение.
  • Если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям (учителям и т. д.) никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.
  • Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил должен стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...

Доклад на тему « Роль традиционных национальных игр в формировании личности ребенка»

Народная игра важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому....

В чем проявляются основные особенности формирования личности ребенка с ОВЗ.

                      В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность».  «П...

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенка

Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенкаТоторкулов Артур Нюрчуковичучитель технологии МБОУ гимназии № 9 г. Ставрополя имени Героя Советского Союза Влади...