ПАМЯТКА «Предпосылки развития наркозависимости у подростков»
консультация (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», то есть эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Но личностная нестабильность – это больше, чем колебания эмоционального фона. Для подростка характерна нравственная неустойчивость, противоричивость. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут пожалеть. С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, таких как ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, делинквентное поведение, суициды. К ним приводят обычно особые обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность коррекционно-реабилитационных программ. Традиционно принято выделять так называемые «группы риска», то есть тех подростков, которые в силу разных обстоятельств могут стать наркоманами. Одним из важных факторов, определяющих попадание подростка в «группу риска», считается наличие наркоманов среди ближайшего окружения (родственники, друзья, одноклассники). В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации и формирующимся сексуальным влечением. Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению ПАВ, так и препятствующими аддиктивному поведению. Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту от установленных порядков, законов и правил. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя), так и на все взрослое поколение в целом. Реакция увлечения (хобби), в отличии от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте. Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечение литературой, философией), направленность на достижение высоких спортивных результатов. Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к употреблению допингов в виде стимуляторов, чтобы добиться максимальных результатов. Многое зависит от круга общения подростков, особенно когда поглощается информация малозначимая и не требующая никакой интеллектуальной переработки. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям, где часто потребляют алкоголь, наркотические и токсические вещества. Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться. В качестве объекта имитации могут выступать любые известные личности либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся авторитетом и уважением. Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать нарушению поведения. Если объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир» ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть роль достаточно мощного антинаркотического фактора. Ц.П. Короленко, врач-нарколог, выделяет наиболее характерные черты личности подростков, которые могут способствовать развитию аддиктивного поведения. Сниженная переносимость трудностей. Обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверены. Стереотипность, повторяемость поведения. Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникнуть без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний. 10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможна токсикомания). 12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик (не признается). О наркотиках знают много (от знакомых), но сведения недостоверны. Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой. 14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы: 1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. 2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. 3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей. 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. |
Подготовила:
Мубаракова С.Д.,
социальный педагог
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
ПАМЯТКА
«Предпосылки
развития наркозависимости
у подростков»
(для родителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система занятий по развитию внимания младших подростков на уроках физической культуры
Уже несколько лет, с целью развития произвольного внимания школьников, в вариативную часть урока физической культуры я включаю обучение настольному теннису. Эта игра дос...
Статья "Развитие креативности у подростков с девиантным поведением"
Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто сам...
Доклад на тему: "Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков"
Доклад на тему: "Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков"...
Памятка родителям "Меры профилактики наркозависимости у подростков"
В данной памятке говорится о первых признаках употребления ПАВ, о типичных признаках зависимости от наркотиков. Размещены телефоны доверия и места, куда могут обратиться родители за помощью....
РАЗВИТИЕ АВТОДОРОЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
В статье автор рассматривает проблемы воспитания культуры дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма как составляющей социализации подрастающего поколения, анализирует опыт ра...
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...
Развитие мышления у подростков с задержкой психического развития посредством выделения существенных признаков предмета
Развитие мышления у подростков с задержкой психического развития посредством выделения существенных признаков предмета...