Доклад на тему: "Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков"
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Хорошулина Светлана Николаевна

Доклад на тему:  "Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

"Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков"

Хорошулина С.Н.

2015 г.

Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в области конституционным правом на жизнь, следовательно общество обязано создать определенный минимум условий призванных охранять здоровье своего гражданина. Общее здоровье всего человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Все эти "виды" здоровья тесно связаны. Так на фундаменте физического базируется и здоровье психическое, на психическом - нравственное и социальное. "В здоровом теле - здоровый дух" - говорили в Древней Спарте.

С педагогической точки зрения можно сказать: только в здоровом теле может быть здоровый дух. Когда же человек обнаруживает, что заболел серьезно или неизлечимой болезнью, он открывает для себя, что все цели к которым стремился, вдруг потеряли свою ценность. Неожиданно оказывается, что карьера, деньги, успех ничего не стоят по сравнению со здоровьем.

Ребенок рано утративший здоровье, это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда - болезнь, которая может отнять все силы.

Существуют некоторые правила здорового образа жизни:

1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными физическими нагрузками. Обязательно найти для себя подходящий способ двигательной активности.

2. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день употребляя в пищу необходимое для растущего организма, но ограничивая в животных жирах и сладком.

3. Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы, а в совбодное время заниматься серьезным делом (творчество).

4. Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя эффективный вариант выхода из стрессового состояния. Научиться предупреждать его.

5. Вовремя ложиться спать, чтобы полностью восстановить силы.

6. Ежедневно заниматься закаливанием своего организма, чтобы это вошло в привычку надо испробовать разные закаливающие процедуры (обтирание мокрым полотенцем, обливание и т.д.).

7. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету или спиртное.

Самым актуальным вопросом является - наркомания.

Вот он тащился, чуть не умирая

Через минуту ж -

Где достал Бог весть! -

А радостях искусственного рая

Мир может

На лице его прочесть.

А сколько их бредет по свету

Чья участь то сладка, а то тяжка!...

И видимо уже спасенья нету

От этого простого порошка...

Истощенные с исколотыми венами тело. Отрешенный взгляд, ничего не выражающих глаз, бессвязная речь, ответы невпопад, на казалось бы, самые обычные вопросы, а главное полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни... Все это в 12-16 лет. Да, страшная картина, название которой - наркомания. Чаще всего, раз испытав "удовольствие" от курения или питья вина, человек на всю жизнь остается их рабом: хотел бы бросить сигарету и прекратить пьянство, но уже не может. Такие вот свойств у этих наркотических веществ - никотина и спирта. Недаром их издавна называли похитителями здоровья и рассудка, но кто в юности задумывается об отдаленных последствиях тех или иных нарушений здорового образа жизни?

Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход.

Употребление наркотических веществ, в том числе алкоголя, активное табакокурение - серьезнейшая молодежная проблема последних десятилетий. Психолого-педагогические исследования, проведенные педагогами-психологами показали следующие тенденции:

1. Снижение возраста подростков употребляющих алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию.

2. Увеличение доступности алкогольных и табачных изделий.

3. Расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие к разрушению здоровья.

4. Изменение социального статуса подростков начинающих употреблять наркотики, включая алкоголь и никотин, формирование на этой основе особой молодежной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное времяпровождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков, как стиль жизни. Обострение проблемы наркозависимости детей среди детей и подростков стало побудительной причиной активизации научно-методической и практической работы по созданию условий для психопрофилактики вредных зависимостей. Такая профилактическая работа должна осуществляться в тесном контакте:

1. С инспекторами по делам несовершеннолетних;

2. Специалистами окружного психологического диспансера;

3. Центром по проблемам полового воспитания;

4. Центром планирования семьи;

5. Центром семейного воспитания.

Что же может сделать школа для воспитания здорового поколения молодых людей? При ответе на этот вопрос важно определить:

а) кто будет заниматься профилактикой зависимостей?

б) каково содержание психопрофилактической работы?

В результате поиска родилась социально-психологическая модель психопрофилактики зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркомания) в "жизнь без наркотиков".

Цели работы: Позитивное развитие личности детей и подростков

Изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и  формирование антинаркотических установок.

Сдерживание вовлечение детей и подростков в прием наркотических веществ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование личной ответсвтенности за свое поведение.

Формирование ресурсов семьи, позволяющих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

На этом этапе целесообразно использовать различные формы работы:

1. Диагностика информированности подростков по вопросам табакокурения, наркомании (анкетирование)

2. Уроки "основы общения"

3. Факультативные занятия по психологии

4. Психологические тренинги

5. Индивидуальные творческие работы

6. Коллективные творческие дела (изготовление плакатов, подготовка сценария к мероприятию)

7. Родительские собрания

8. Классные часы по методу социального взаимодействия

9. Наглядная агитация (просмотр видеороликов по профилактике наркомании)

10. Индивидуальное консультирование детей и родителей.

Взрослые уже сегодня могут активно влиять на позитивное развитие личности подростков, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотической установки, используя комплексный подход, систематичность разнообразие форм и методов психологического воздействия, учитывая возрастные особенности.

Литература:

1. В.Н.Ягодинский - "Уберечь от дурмана"

2. В.Н.Ягодинский - "Школьнику о вреде никотина и алкоголя"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» (5-7 КЛАССЫ)

Мною разработана и адаптирована «Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у подростков «Мое здоровье» на основе Программы образовательного курса «М...

ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА

ВведениеОжирение — это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессировании осложняется нарушением различных функций и систем организма.Пр...

Программа по формированию здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ "Здоровая молодежь"

Программа по формированию ценностей здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ «Здоровая молодежь», реализуемая в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и с...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...