«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
консультация на тему
Фонематические процессы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сорокина Ю.Г.,
учитель-логопед
МДОУ «Д/С №5 «Звоночек»
Консультация:
«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной трудовой деятельности. В процессе слушания ребёнок получает различную информацию. Смысл слов, фраз и целых сообщений передаётся в устной речи с помощью комбинаций звуков. Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения.
Примерно к началу третьего года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. И, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка ребёнка оказывается достаточно сформированным. Однако его развитие, совершенствование продолжается и у взрослых. Решающим фактором развития речевой деятельности в целом, является уровень развития фонематического слуха ребёнка в процессе общения с окружающими людьми
У детей с общим недоразвитием речи полноценное понимание окружающего мира отстаёт от возрастной нормы: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а так же фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.
Многократно доказано, что уровень развития фонематических процессов у детей влияет на овладение звуковым анализом и синтезом, поэтому одним из важных направлений в предупреждении нарушений устной и письменной речи является своевременное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематических процессов начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематических процессов в самом начале
осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,
вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети различают слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Поэтапное формирование операций фонематического анализа и синтеза, постепенное усложнение языкового материала и видов работы с ним; индивидуальный подход с учетом психофизических особенностей дошкольников с речевой патологией повышает эффективность коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"
В консультации даны советы и игровой материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....
Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую за...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...
Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре»....
Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи
Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...
Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи
Приведены рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Представлен ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвит...