«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
консультация на тему

Сорокина Юлия Геннадиевна

Фонематические процессы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сорокина Ю.Г.,

учитель-логопед

МДОУ «Д/С №5 «Звоночек»

Консультация:

 «Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »

Человек с самого рождения   существует   в   постоянном   окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми,  обменивается опытом игровой, учебной  трудовой деятельности. В процессе  слушания ребёнок получает различную информацию. Смысл слов, фраз и целых сообщений передаётся в устной речи с помощью комбинаций звуков. Таким образом, в процессе восприятия детьми речи  и  усвоения  произносительных  навыков  ведущая  роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов.  Это взаимодействие наблюдается с самого рождения.

Примерно к началу третьего года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. И, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка ребёнка оказывается достаточно сформированным. Однако его развитие, совершенствование продолжается и у взрослых. Решающим фактором развития речевой деятельности в целом, является уровень развития фонематического слуха ребёнка в процессе общения с окружающими людьми

У детей  с  общим  недоразвитием речи полноценное  понимание окружающего мира отстаёт от возрастной нормы: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения,  отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а так же фонематических    и    морфологических    обобщений.    Это    приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

Многократно доказано, что уровень развития фонематических процессов у детей влияет на овладение звуковым анализом и синтезом, поэтому одним из важных направлений в предупреждении нарушений устной и письменной речи является своевременное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

         В работе по формированию фонематических процессов  можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на  материале одинаковых

звуков, слов,  фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

        Работа по формированию фонематических процессов начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной  из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

        Работа по формированию фонематических процессов в самом начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

       Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. Затем дети различают  слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

       Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

        Поэтапное формирование операций фонематического анализа и синтеза, постепенное усложнение языкового материала и видов работы с ним; индивидуальный подход с учетом психофизических особенностей дошкольников с речевой патологией повышает эффективность коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую за...

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре»....

Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...

Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

Приведены рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Представлен ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвит...