Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по теме

Кондратенко Наталья Владимировна

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондратенко Н.В., учитель-логопед

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как их развитие положительно влияет на становление всей речевой системы. Оказание детям с ОНР логопедической помощи в детском саду помогает развивать речевую функцию и предотвратить  появление дисграфии и дислексии.

А. Н. Гвоздев,  Н. Х. Швачкин, Г. М, Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. (2)

По данным В.К. Орфинской, простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста появляются спонтанно (с 4-5 лет), а сложные формы фонематического анализа появляются лишь в процессе специального обучения (с 6 лет). [1, с. 112]

На практике мы часто наблюдаем, что дети с ОНР трудно овладевают анализом и синтезом, выделением гласного в середине слов, вычленением согласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Нарушение фонематического слуха также сказывается на овладении словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают чтением, основой которого является формирование навыков простого и сложного анализа и синтеза, что является предпосылками усвоения грамоты, профилактики дисграфии,  дислексии.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы. 

На начальном этапе учим детей вслушиваться в речь, выполнять действия согласно речевой инструкции. Для этого проводим с детьми различные игровые упражнения, которые развивают слуховое восприятие и память: Что звучало? Что ты слышал? Громко – тихо и др. На материале неречевых звуков: определить по звуку инструмент, что шумит, что гудит? Какие звуки доносятся из коридора? (с улицы?  и т. д.) Очень полезно использовать игры и задания на воспитание чувства ритма: разнообразные задания на отхлопывание, отстукивание, например: определить количество ударов; отстучать удары по предъявленной карточке, схеме и др. Такие задания готовят  детей к делению слов на слоги.

На втором этапе проводим игры по различению отдельных звуков, звуко-комплексов, услышав которые, дети выполняют действия:  ААА – укачай куклу, УУУ – поезд  и т. д. Далее проводятся игры: «Близко – далеко», «Хлопни - топни»,  «Будь внимательным» и др.

На третьем этапе дети учится различать слоги. Проводим различные игры: «Назови, что лишнее» (выделить из слоговых рядов «лишний»), «Телеграф» (повторить слоговой ряд). Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество слогов в ряду (от 2х до 4), их состав: слоги прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных.

На втором году обучения этапы развития фонематического восприятия повторяются, но задания усложняются, учитывая возросшие возможности детей. К этому времени у большинства детей поставлены, автоматизированы большинство нарушенных звуков, улучшился самоконтроль, что позволяет перейти к более сложным формам звуко-слогового анализа и синтеза, а это является основой обучения грамоте. Изучение звуков и букв проводится одновременно. Работа ведется последовательно, на материале предварительно отработанных произношений. На этом этапе используются задания: определить позицию звука в слове (например, выбрать те картинки, в названии  которых заданный звук находится в начале; Придумать слова, в которых заданный звук только  в конце и т.д.) Придумать слово с заданным количеством звуков; Составить графическую схему слова (по картинке, по слову и т.д.); Подобрать картинки или слова к предложенным  графическим  схемам и др.

         Для ребенка, начинающего читать, буква является сложным графическим элементом. Успешное и точное усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: развития фонематического восприятия, зрительного анализа, возможности зрительного запоминания, оптико - пространственных ориентировок.

В работе используем зрительный анализ каждой буквы, пишем в воздухе, выкладываем из палочек, веревочек, ощупываем тактильно буквы, вырезанные или сделанные из различных материалов. Находим буквы в «сухом бассейне», чудесном мешочке, печатаем их в тетрадях. Усвоив образ буквы, дети читают слоги, слова с этой буквой.

На последнем этапе используем разнообразные игры и упражнения в виде кроссвордов, шарад, загадок, чтение изографов, игры по обучению детей грамоте. Максимальное внимание уделяем пониманию детьми читаемых слов, предложений, коротких доступных текстов.

Таким образом, формирование фонематических процессов у дошкольников положительно влияет на развитие всех компонентов речевой системы. Эффективная, систематическая и целенаправленная работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза необходима для успешного обучения чтению и письму, подготовке детей к школе.

Литература

1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.  М.: Владос, 2004. - с. 112-129.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

Развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельнос...

Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи

Приведены рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи. Представлен ряд упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия для детей с общим недоразвит...