Восстановление и сохранение семейных связей в реабилитационном процессе несовершеннолетних детей.
статья на тему
Восстановление и сохранение семейных связей в реабилитационном процессе несовершеннолетних детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Восстановление и сохранение семейных связей в реабилитационном процессе несовершеннолетних детей.
Сергушкина Р.М.,
воспитатель ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда»
Роль семьи в обществе несравнима по своей сути, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. В наше время современная семья переживает острейший кризис, очевидными последствиями которого являются увеличение количества разводов, неблагополучие, утрата семейных ценностей, разрушение морального облика семьи. Кризис семьи ставит ребенка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение. Ситуация, в которой оказалось наше общество по решению проблем семьи, потребовала поиска новой модели формирования, становления и гармоничного развития семьи и ее членов.
Поэтому восстановление и сохранение семейных связей стало важным направлением реабилитационной работы в Государственном казенном учреждении социального обслуживания «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда». Содержание реабилитационной работы в указанном направлении включает:
- формирование у детей отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании семейных традиций;
- развитие способности осознавать себя как члена семьи, умений оказывать помощь своим близким, выполнять режим жизнедеятельности семьи, обустраивать свое жилье; вести домашний бюджет и хозяйство;
- формирование готовности воспитанников к семейной жизни; ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.
В социозащитные учреждения попадают несовершеннолетние дети из семей, в которых утрачены семейные отношения. Поэтому одной из главных задач реабилитации будет восстановление и сохранение семейных связей. Идея, что родители - главные партнеры взаимодействия, становится основополагающей в организации социально-реабилитационного процесса. В связи с этим, в приюте эффективными формами в восстановлении утраченных семейных отношений является «Родительская школа», «Социальная приемная», «Семейная гостиная», клуб «Всем миром», «В кругу друзей». Учреждение готовит детей к жизни в современном обществе через воспитание у них навыков социальной компетенции посредством реализации программы «Колыбель», «Отцы и дети», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Посиделки» и другие.
Совместная реализация с родителями этих программ способствует формированию и у воспитанников и их родителей определенных умений, которые требуются в семейной жизни: умения устанавливать доброжелательные отношения, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека. А также прикладные умения и навыки (кулинария, домоводство, умение правильно распределять бюджет и т.п.), умение организовать свой отдых и досуг, сохранять и развивать традиции семьи.
Нами разработаны показатели восстановления утраченных семейных отношений. К ним относятся: понимание культуры семейных отношений; формирование знаний о своей родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях; осознание значимости социально-нравственной, мотивационной, психолого-педагогической сторон семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние; принятие на себя постоянных обязанностей по дому; участие в ведении домашнего хозяйства, наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание помощи престарелым членам семьи.
В процессе работы осуществляется тесное взаимодействие с социальным педагогом, педагогом-психологом, воспитателем, специалистом по социальной работе в целях достижения единства требований и согласования действий социозащитного учреждения.
Содержание работы специалистов приюта с родителями включает: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в реабилитационный процесс; участие родителей в проведении общественно-полезного труда. Каждое из этих направлений работы реализуется через систему групповых и индивидуальных форм работы (родительские собрания, беседы, практикумы, индивидуальные (тематические) консультации, поручения), трудовые десанты, спортивные соревнования и обсуждение книг.
Одним из доминирующих воздействий на восстановление детско-родительских отношений является роль отца. Результаты многих исследований доказали, что семьи, чьи отцы активно участвовали в воспитании несовершеннолетних детей, быстрее приходили в норму полноценной семьи. Реализация в приюте разработанной программы «Отцы и дети: с чего начинается понимание» позволяет обеспечить взаимопонимание между членами семьи, что благотворно сказывается на развитии личности ребёнка, мотиве его учения, ценностных ориентирах, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
На сегодняшний день политика государства в отношении семей, испытывающих трудную жизненную ситуацию, направлена на профилактическую работу по раннему выявлению семейного неблагополучия. В связи с этим положением, и основываясь на 22 статью Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
ГКУСО РМ «Республиканский социальный приют для детей и подростков «Надежда» в план реабилитационной работы на 2014-2015 годы включил комплексную работу по профилактическому сопровождению семьи – технологию семейного визитирования. Семейное визитирование предполагает выход специалиста или специалистов в семью для создания специальных условий успешной социальной и психолого - педагогической адаптации семьи и ребенка. Во время визитирования специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети.
Вначале специалистами приюта разрабатывается «дорожная карта» сопровождения семьи, которая послужит оказанию помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения в конкретно взятой семье, испытывающей трудную жизненную ситуацию. Будет создан семейный клуб «Преодоление», который позволит оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку родителей и детей. Далее для каждой семьи будет разработана программа семейного визитирования «Мой дом – моя крепость» для сбора и анализа информации об асоциальных семьях; установления социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения). В рамках реализации этой программы планируются поездки по святым местам для приобщения к духовно-православным ценностям; уроки физического и социального здоровья с целью оздоровления семей, приобщения к спортивной занятости, формирования навыков здорового образа жизни; проведение иппотерапевтических занятий; посещение аттракционов городского парка культуры и отдыха для организации культурно-досуговой деятельности семей.
Реализация данной технологии позволит использовать естественную среду в реабилитационном процессе, что будет способствовать стабилизации у членов семьи психических процессов, их эмоционально-волевой сферы; развитию познавательной деятельности, творческих способностей, а также поможет скорректировать и внутрисемейные отношения, оказать помощь родителям в ликвидации последствий воздействия негативных психических факторов семейной жизни.
Такая работа направлена на формирование адекватной позиции родителей по воспитанию ребенка, повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу в 2013-2014 учебном году
Программа привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу в 2013-2014 учебном году в МБОУ НСОШ № 2...
Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"
Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так...
Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей (семейный кодекс РФ)
права и обязанности родителей...
Творческие технологии в реабилитационном процессе
Опыт данной работы знакомит педагогов, социальных работников, специалистов с использованием элементов творческих технологий в реабилитационном процессе. Опыт педагога поможет коллегам целесообразно ис...
Методические разработки по ПМ 02. Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Раздел 1 "Сестринский уход в терапии" для специальости 34.02.01. Сестринское дело Тема: Сестринская помощь при сахарном диабете 1 и 2 типа"
Методические разработки для проведения практического занятия...
Презентация по ПМ 02. Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Раздел 1 "Сестринский уход в терапии".
Презентация, пртменяемая в ходе практического занятия...
Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в учебно-воспитательном процессе детей с различными дефектами развития
Педсовет утырышында ясаган чыгыш...