Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями
учебно-методический материал на тему
Материал предоставляет собой описание развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения взрослых. Игры рассчитаны на дошкольников с умеренной умственной отсталостью 3-6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями
Мы предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на формирование и развитие элементарных математических представлений, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики, обогащение словаря. Постоянно, изо дня в день, Вы можете использовать эти игры в общении с Вашим ребёнком, дополняя занятия со специалистами, и обязательно заметите изменения в лучшую сторону!
БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ
Цель: Расширять пассивный словарь в процессы выполнения игровых действий, знакомить с элементарными математическими представлениями (размер)
Ход занятия: Занятие проводится на полу. Ребёнок стоит. Родитель поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какая Катя (Стёпа) большая (ой)!»Повторяет это движение несколько раз и приговаривает.
Затем взрослый присаживается и помогает присесть ребёнку, при этом говорит: «А теперь Катя (Стёпа) маленькая (ий). Движение также повторяется несколько раз с приговариванием.
Вариант: Ребёнок стоит. Взрослый поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какие мы большие», - побуждая ребёнка самостоятельно повторить движение. Затем родитель приседает и говорит: «А теперь мы маленькие». Ребёнок должен повторить действия сам или с помощью взрослого.
ПОЗДОРОВАЙСЯ С ЛЯЛЕЙ
Цель: та же
Пособия: Небольшие игрушки: кукла, мишка
Ход занятия: Занятие проводится за столом. Взрослый показывает ребёнку куколку, называя её ляля. Правая рука куклы вытянута вперёд, левая- опущена. Взрослый даёт ребёнку возможность рассмотреть куклу, для чего подносит к малышу и говорит: «Это ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку»
ДЕЛАЙ, КАК Я
Цель: Учить детей в определённой ситуации понимать и выполнять простые задания (на, дай, возьми). Формировать действия с игрушками с подражанием по речевому указанию. Побуждать ребёнка к повторению звукоподражаний: тук-тук, динь-динь. Учить соотносить игрушки. Упражнение направлено на развитие понимания речи.
Пособия: Звучащие игрушки (по 2 штуки): погремушки, колокольчики, резиновые птички
Ход занятия: Взрослый показывает ребёнку погремушку, которую держит в руке и говорит: «Вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит тук-тук-тук». Встряхивает погремушку, протягивает её ребёнку и произносит: «На погремушку», - побуждая его взять игрушку. Если малыш не тянет сам руку к игрушке, то взрослый направляет руку ребёнка, повторяя: «На погремушку, возьми погремушку». Если ребёнок игрушку взял, взрослый берёт такую же погремушку и. потряхивая ею, приговаривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и звукам.
В конце занятия взрослый убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребёнка и говорит: «Дай погремушку». Если ребёнок сам не отдаёт её, то взрослый потихоньку берёт погремушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Дай погремушку». Аналогичные действия проводятся с резиновой птичкой и колокольчиком.
ПОИГРАЕМ НА БАРАБАНЕ
Цель: Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные задания в процессе обыгрывания игрушек. Расширять и уточнять пассивный словарь ребёнка. Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепету, обозначающему знакомые игрушки, действия. Вводить в речь ребёнка отдельные, наиболее часто произносимые слова, а также имена близких людей (прежде всего, членов семьи). Способствовать развитию координации движений рук.
Пособие: Барабан и палочки
Ход занятия: Занятие проводится за столом. Взрослый ставит перед ребёнком барабан, называет его: «Это барабан, та-та-та», даёт малышу возможность рассмотреть. Берёт палочку и говорит: «Вот палочка, я постучу палочкой по барабану». Несколько раз легко ударяет палочкой по барабану, чётко, немного нараспев, произносит та-та-та, подражая звуку барабанной палочки, побуждая ребёнка к повторению. Затем говорит: «Оля, попроси у меня палочку, скажи дай». Сопровождая слова жестами, взрослый просит ребёнка повторить за ним. Взрослый бьёт палочкой по барабану, затем даёт её ребёнку, говорит: «На палочку. Вот барабан, постучи». Если ребёнок затрудняется выполнить задание по подражанию, взрослый вместе с ребёнком ударяет палочкой по барабану, приговаривая та-та-та.
Когда ребёнок выполнит задание, взрослый просит его: «Дай палочку», сопровождая просьбу соответствующими жестами и добиваясь выполнения указания. Затем задаёт ребёнку вопрос: «Где барабан, та-та-та?», показывает рукой ребёнка на игрушку и восклицает: «Вот барабан, та-та-та»! Ребёнок отдаёт барабан, взрослый его убирает.
Для закрепления задания взрослый повторяет его три раза. Это облегчает ребёнку понимание и выполнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...
Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями с помощью занимательного логопедического материала
Использование игр на логопедических занятиях....
Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"
Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"...
Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"
Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями" ...
Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»
Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»...
Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.
В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....
Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...