Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями
учебно-методический материал на тему

Козлова Ирина Борисовна

Материал предоставляет собой   описание  развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения взрослых. Игры рассчитаны на дошкольников  с умеренной умственной отсталостью 3-6 лет.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями

      Мы предлагаем Вашему вниманию несколько  игр, направленных на формирование и развитие  элементарных математических представлений, слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики, обогащение словаря. Постоянно, изо дня в день,   Вы можете использовать эти игры в общении с Вашим  ребёнком, дополняя занятия со специалистами,  и  обязательно заметите изменения в лучшую сторону!

БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ

Цель: Расширять пассивный словарь в процессы выполнения игровых действий, знакомить с элементарными математическими представлениями (размер)

Ход занятия: Занятие проводится на полу. Ребёнок стоит. Родитель поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какая Катя (Стёпа) большая (ой)!»Повторяет это движение несколько раз и приговаривает.

     Затем взрослый присаживается и помогает присесть ребёнку, при этом говорит: «А теперь Катя (Стёпа) маленькая (ий).  Движение также повторяется несколько раз с приговариванием.

 Вариант: Ребёнок стоит. Взрослый поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какие мы большие», - побуждая ребёнка самостоятельно повторить движение. Затем родитель приседает и говорит: «А теперь мы маленькие». Ребёнок должен повторить действия сам или с помощью взрослого.

   

                                   ПОЗДОРОВАЙСЯ С ЛЯЛЕЙ

Цель: та же

Пособия: Небольшие игрушки: кукла, мишка

Ход занятия: Занятие проводится за столом. Взрослый показывает ребёнку куколку, называя её ляля. Правая рука куклы вытянута вперёд, левая- опущена. Взрослый даёт ребёнку возможность  рассмотреть куклу, для чего подносит к малышу и говорит: «Это ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку»

ДЕЛАЙ, КАК Я

Цель: Учить детей в определённой ситуации  понимать и выполнять простые задания (на, дай, возьми). Формировать действия с игрушками с подражанием по речевому указанию. Побуждать ребёнка к повторению звукоподражаний: тук-тук, динь-динь. Учить соотносить игрушки. Упражнение направлено на развитие понимания речи.

Пособия: Звучащие игрушки (по 2 штуки): погремушки, колокольчики, резиновые птички

Ход занятия: Взрослый показывает ребёнку погремушку, которую держит в руке и говорит: «Вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит тук-тук-тук». Встряхивает погремушку, протягивает её ребёнку и произносит: «На погремушку», - побуждая его взять игрушку. Если малыш не тянет сам руку к игрушке, то взрослый направляет руку ребёнка, повторяя: «На погремушку, возьми погремушку». Если ребёнок игрушку взял, взрослый берёт такую же  погремушку и. потряхивая ею, приговаривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и звукам.

  В конце занятия  взрослый убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребёнка и говорит: «Дай погремушку». Если ребёнок сам не отдаёт её, то взрослый потихоньку берёт погремушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Дай погремушку». Аналогичные действия проводятся с резиновой птичкой и колокольчиком.

ПОИГРАЕМ НА БАРАБАНЕ

Цель: Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные задания в процессе обыгрывания игрушек. Расширять и уточнять  пассивный словарь ребёнка. Побуждать к воспроизведению  звукоподражаний, лепету, обозначающему знакомые игрушки, действия. Вводить в речь ребёнка  отдельные, наиболее часто произносимые слова, а также  имена близких людей (прежде всего, членов семьи). Способствовать развитию координации движений рук.

Пособие: Барабан и палочки

Ход занятия: Занятие проводится за столом. Взрослый ставит перед ребёнком барабан, называет его: «Это барабан, та-та-та», даёт малышу возможность рассмотреть. Берёт палочку и говорит: «Вот палочка, я постучу палочкой  по барабану». Несколько раз легко ударяет палочкой по барабану, чётко, немного нараспев, произносит та-та-та, подражая звуку барабанной палочки, побуждая ребёнка к повторению. Затем говорит: «Оля, попроси у меня палочку, скажи дай». Сопровождая слова жестами, взрослый просит ребёнка повторить за ним. Взрослый бьёт палочкой по барабану, затем даёт её ребёнку, говорит: «На палочку. Вот барабан, постучи». Если ребёнок затрудняется выполнить задание по подражанию, взрослый вместе с ребёнком ударяет палочкой по барабану, приговаривая та-та-та.

  Когда ребёнок выполнит задание, взрослый просит его: «Дай палочку», сопровождая просьбу соответствующими жестами и добиваясь выполнения указания. Затем задаёт ребёнку вопрос: «Где барабан, та-та-та?», показывает рукой ребёнка на игрушку и восклицает: «Вот барабан, та-та-та»!  Ребёнок отдаёт барабан, взрослый его убирает.

 Для закрепления задания  взрослый повторяет его три раза. Это облегчает ребёнку понимание и выполнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"...

Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"

Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями" ...

Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»

Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....

Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...