Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"
консультация

Пименова Татьяна Николаевна

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения

Все чаще мы говорим о внедрении информационно-инновационных технологий в дошкольное образование. Одной из таких технологий является песочная терапия,. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями.

Современным изобретением в этой области является интерактивная песочница, - развивающий комплекс, оснащенный компьютером, датчиком глубины, проектором. Работа интерактивной песочницы построена на 3D-технологиях, благодаря чему песок может превращаться в волшебную вселенную. Игра сопровождается звуками природы – пением птиц, журчанием воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                                     141613, Московская область,                    

                                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                                     тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Практикум для специалистов и воспитателей

Тема: «Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»

Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н.

Дата проведения: 16 февраля 2023г

г.о. Клин

Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня, хочу рассказать Вам   про оборудование, которое помогает детям познавать окружающим мир , благодаря которому развиваются  высшие психические функции.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения

Все чаще мы говорим о внедрении информационно-инновационных технологий в дошкольное образование. Одной из таких технологий является песочная терапия,. Наиболее интересной для ребенка игра с песком становится, если она оснащена инновационными технологиями.

Современным изобретением в этой области является интерактивная песочница, - развивающий комплекс, оснащенный компьютером, датчиком глубины, проектором. Работа интерактивной песочницы построена на 3D-технологиях, благодаря чему песок может превращаться в волшебную вселенную. Игра сопровождается звуками природы – пением птиц, журчанием воды.

Хочу рассказать об особенностях занятий  с использованием интерактивной песочницы.

Структура занятия.

  1. Вводная часть. Приветствие. Правила работы  в песочнице.

( у песка есть свой домик, работа в песочнице ( способы работы с песком), гигиена, свет и границы ребенка)

  1. Основная часть
  • Познавательные игры
  • Обучающие игры
  • Проектвиные игры.  Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Отсюда следует название игр -  ПРОЕКТИВНЫЕ.
  1. Заключительная часть. рефлексия.

 Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • Повышается познавательная мотивация, ребенок желает  узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками.

Работа с интерактивной песочницей  ориентирована как на проведение индивидуальных занятий, так, и на групповые (2-3 человека).  

Дети   любят игры на восприятие цвета, фигур, конструктивный праксис, пространственную ориентацию.

Ранее вы увидели Режим «Формы и цвета». На песочное поле проецируются различные геометрические фигуры ( круг, квадрт, треугольник). Все фигуры разные по размеру и   цвету.  Дети знакомятся с их разновидностями, изучают формы и размеры, узнают основные цвета спектра, пробуют различать их по тону и насыщенности. В этом режиме можно использовать следующие игры. «Пуговицы»  (разложить пуговицы  по форме и размеру). «Обведи и раскрась фигуры». «Найди одинаковые фигуры»

Режим «Времена года».   В данном режиме формируются представления об окружающем мире, расширяются и укрепляются знания о временах года и их смене. Педагог с помощью пульта меняет времена года, а дети подбирают подходящие к ним картинки. В данном режиме формируем представления о величинах ( высокая и низкая снежная гора,  широкий- узкий ручей, большая- маленькая лужа).

Режим «Поймай шарик». В данном режиме формируются сенсорные эталоны ( цвет , форма, размер),  пространственная ориентировка; спосбность к концентрации и переключения внимания; формируются межполушарные связи.  Детям предлагается  рассмотреть  игровое поле, по которому летают шарики. Называть цвета которые пояявляются. После предалагается ловить шарики, которые улетели у продавца. Дети ударяют ладонью  по песку, лопая эти шары.   Другой вариант игры более сложный. Нужно обращать внимание на цвет рамки игрового поля  и ловить шары нужного цвета.

Режим «Вулкан». Режим строительства, которые дополнен возможностью создания интерактивного объекта — вулкана. Для того чтобы создать вулкан, необходимо сделать отвесную гору из песка с округлой вершинной, выше уровня бортов песочницы. Не допускается наличие посторонних объектов над горой-вулканом. Вулкан может извергать лаву, которая ведет себя, как настоящая, а также может выпускать дым. Дети могут промоделировать поведение вулкана, и наблюдать, как он поведет себя в тот или иной момент. В данном режиме Режим разработан с целью приумножения знаний ребенка о природе. Погружаясь в особенности природных явлений, дети учатся устанавливать простейшие связи между ними и открывают для себя тайны неизведанного.

Здесь дети могут изучить поведение вулкана, увидеть раскаленную лаву, дымящийся кратер и земные разломы.

Режим «Художник». На песоочном поле проектриуются разноцветные кляксы.  Ребенку  предлагаем назвать цвета этих клякс и нарисовать свои волшебные картинки. Двигая руками или кистями над и по песку  рисунок и цвет  будет меняться.  Далее на кляксы выкладываем различные предметы подходящих цветов. Ребенок анализирует цветоподачу, представляет, что хочет изобразить, размышляет о том, как будет выглядеть его картина на песке и, при этом, оттачивает свои эстетические навыки.

Благодаря использованию интерактивной песочницы на занятиях наблюдается положительная динамика не только в развитии восприятия и внимания, но и других психических процессов.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Использование мнемотехники для развития зрительной, слуховой и речедвигательной памяти детей с особыми образовательными потребностями.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно о...

Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».

В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей обучающегося  с тяжелыми и  множественными нарушениями  развития с учётом инд...