Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями с помощью занимательного логопедического материала
учебно-методический материал на тему
Использование игр на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_hiletskoy.docx | 45.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Кафедра специального (коррекционного) образования
Аттестационная работа
Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями с помощью занимательного логопедического материала
Выполнила:
Хилецкая Г.А.
Челябинск,2015
Оглавление.
Введение.
Глава 1.Значение игры в логопедической работе.
- Обучающие и коррекционные возможности игр.
- Функции игровой деятельности.
- Классификация игр.
Глава 2.Инновационные технологии в логопедической практике.
Заключение.
Приложение. Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Путешествие в Изумрудный город» ( по дифференциации звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ ) во 2 классе специальной (коррекционной ) школы.
Список литературы.
Введение.
Одним из необходимых качеств полноценной речи является правильное произношение всех звуков родного языка. Недостатки произношения в той или иной степени отражаются на деятельности и поведении ребёнка. Речевое нарушение ограничивает общение ребёнка со сверстниками, отрицательно влияет на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы.
Игра является наиболее эффективным средством преодоления недостатков речи у детей. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, но не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми с ОВЗ.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Итак, учить, играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную игру для данного занятия, для определённого его этапа? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на какое время включать игровой материал. Здесь важно, чтобы игры помогли достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать детей, в середине должна подвести к теме, в конце занятия может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности.
Глава1
Значение игры в логопедической работе с детьми
1.1.Обучающие и коррекционные возможности игры.
Мы хорошо все знаем, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы с вами ,ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном , физическом и эстетическом воспитании детей.
Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Проявляя психологическую проницательность, К.Д.Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра-действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает».
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе с учётом особенностей поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребёнка к свободному речевому общению. Игровые моменты освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на логопедических занятиях и помогают чередовать виды речевой работы.
Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами к развёрнутым высказываниям.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять ребёнка. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину.
Известный врач и педагог Е.А.Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребёнка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной или в играх с правилами.
Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Это подтверждает известный психолог Д.Б.Эльконин: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
В.А.Сухомлинский подчеркнул, что « игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Об обучающих возможностях игры известно давно. Игровые моменты способствуют выполнению важных методических задач:
- Созданию психологической готовности учащихся к речевому общению;
- Обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятии происходит по следующим направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи;
- Вся деятельность подчиняется правилам игры;
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
1.2Функции игровой деятельности.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
1.Обучающая;
2.Воспитательная;
3.Развлекательная;
4.Коммуникативная;
5.Релаксационная;
6.Психологическая;
7.Развивающая.
Обучающая функция способствует развитию навыков владения языком.
Воспитательная функция заключается во внимательном, гуманном отношении к партнёру по игре; развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы общения.
Релаксационная функция служит для снятия эмоционального напряжения.
Психологическая функция состоит в формировании навыков своего физиологического состояния на логопедических занятиях.
Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Место и роль игрового метода на логопедическом занятии, сочетание игры и обучения зависят от понимания логопедом функций и классификаций различного рода игр.
1.3.Классификация игр.
Попытка классифицировать игры предпринималась ещё в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями. Например, Ж.Пиаже выделяет три основных типа игр, которые он соотносит с этапами развития ребёнка:
- Игры – упражнения: первые игры ребёнка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);
- Символические игры, основанные на подражании миру взрослых;
- Игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.
М.Ф.Стронин выделяет два вида игр:
1.Подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;
2.Творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
По характеру педагогического процесса такие группы игр:
1.Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
2.Познавательные, воспитательные, развивающие;
3.Репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.Коммуникативные,диагностические, психотехнические.
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
1.Предметные;
2.Сюжетные;
3.Ролевые;
4.Деловые;
5.Имитационные;
6.Игры-драматизации.
Специфику игрового метода обучения определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, на местности, компьютерные и с ТСО.
Глава 2
Инновационные технологии в логопедической практике
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:
• арт - терапевтические технологии;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• «Су – Джок» – терапия;
• криотерапия;
• информационные технологии.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) ;
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ;
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика) ;
• сказкотерапия;
• куклотератия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия) ;
• смехотерапия;
• ароматерапия;
• цветотерапия (хромотерапия) .
Я, как логопед, использую в своей работе следующие технологии:
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Арт-терапия – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребенка.
Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Телесноориентированные техники:
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить) .
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
• классический ручной;
• точечный;
• аппаратный.
Пальцевый массаж
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж камнями;
• массаж зондами, зондозаменителями;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии:
• сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии:
• повышение мотивации к логопедическим занятиям;
• организация объективного контроля развития и деятельности детей;
• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
• возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
• визуализация акустических компонентов речи;
• расширение спектра невебральных заданий;
• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Заключение
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Приложение
Фронтальное логопедическое занятие по автоматизации и дифференциации звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ во 2классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тема «Путешествие в Изумрудный город».
Цель:
- Привитие интереса к познавательной деятельности;
- Воспитание правильной артикуляции, автоматизации звуков Р и Л, РЬ и ЛЬ;
- Развитие фонетико-фонематических представлений;
- Формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ( фонетически чистой, лексически развитой, грамматически развитой) речью;
- Формирование кинестетических ощущений, навыков самоконтроля за речью;
- Повышение работоспособности, уверенности в себе;
- Воспитание чувства дружбы, доброго отношения к окружающему миру.
Ход урока:
- Орг. момент.(слайд)
Внимание, девочки!
Внимание мальчики!
Долгожданный звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И отлично отвечать.
- Психогимнастика.
Дети, вы знаете сказку про девочку Элли и её друзей: Дровосека, Льва, Страшилу ?Хотите отправиться с этими героями в Изумрудный город? Чтобы не сбиться с пути я принесла волшебный клубок,(слайд) сила его увеличивается от добрых и ласковых слов. Вставайте в круг, будем говорить друг другу добрые слова. Сначала я намотаю нитку на клубок и передам Диме: « Дима, ты- славный парень!» и т.д. Клубок дошёл до меня. Смотрите, какой он стал большой от добрых слов. Этот клубок добра мы передадим великому Гудвину, чтобы он победил злых волшебниц. Итак, в путь!
- Сообщение цели занятия.
-Одну минуточку! Сначала надо открыть волшебную книгу…(слайд) Так и есть! Нам нужно на протяжении всего пути продолжать учиться правильно проговаривать звуки Р - Л и Рь -Ль. И ещё одно поручение- передать Клубок Добра Великому Гудвину. Но до этого мы с его помощью поможем героям сказки в исполнении желаний.
Перед путешествием нам нужно выполнить задание доброй волшебницы Виллины.
- Упражнения в определении твёрдых и мягких согласных.
На партах лежат губки и камушки. Детям предлагается их потрогать.
-Какая на ощупь губка? А камень? Что бывает ещё мягкое? Твёрдое?
- А можно сказать про человека – « железный человек»? (могут за его характер, волю) Задумает-сделает. Можно ещё сказать: у него твёрдый характер, твёрдая воля. А есть люди с мягким характером. Это неупрямые, добрые люди, с ними легко дружить.
Так и у каждого звука свой характер. Одни из них твёрдые, а другие мягкие. Только надо научиться слушать. А для начала мы поиграем со звуками. Только вылетит звук в воздух, мы его поймаем и пощупаем. Ну-ка произнесите звук Р и поймайте его. Кулачок наш крепко сжат – он твёрдый. А теперь скажем РЬ – кулачок расслабился, кисть мягкая, легко летает по воздуху.
- Я буду произносить звук, а вы будете определять: если твёрдый – сожмёте кулачок, если мягкий - кисть руки будет мягкая:
М-МЬ Н-НЬ Б-БЬ В-ВЬ ДЬ-Д СЬ-С и т.д.
- Вот теперь мы можем смело отправляться в Изумрудный город.
V.Основная часть.
Дети шагают вместе с героями мультфильма:
Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной, дорогой непрямой.
- Не успели и полпути пройти, а тут уже Дракон, ни проехать, ни пройти.
Словообразование.
-Сколько голов у Дракона? (5 голов)
-Как сказать одним словом? (пятиголовый)
(появляются ещё головы- шестиголовый, семиголовый и т.д.)
Чтобы Дракон пропустил нас в сказку, нам его надо накормить:
1 голова любит всё с твёрдым согласным Р
2 голова - всё с мягким РЬ
3 голова - с твёрдым согласным Л
4 голова - с мягким согласным ЛЬ
5 голова любит всё подряд
( дети выбирают соответствующие картинки, рисуют схемы)
Накормили мы Дракона, он подобрел и пропустил нас дальше.
Смотрите - чучело стоит,
Очень ласково глядит,
Чучело зовут Страшилой,
Глупый он и очень милый. – Какое самое заветное желание у Страшилы? (добыть мозги)
-Давайте поможем ему ответить на вопросы, и его желание исполнится. Будет у Соломенного Чучела « золотая голова» (работа над выражением).
Работа над словами-антонимами.
1 задание «Скажи наоборот» ( картинки):
Волшебник бывает злым, а бывает…
Волк бывает сытый, а бывает...
Человек бывает пожилым, а бывает…
Бокал бывает пустым, а бывает…
2 задание.( картинки)
Соломенная голова совсем запуталась в предложениях, поможем их распутать (картинки):
Дровами рубят топор.
Сахар ест Иру.
На радуге – небо.
Забор красит Рому.
-Какой совет мы дадим Страшиле, чтобы он поумнел? (читать книжки)
Мы сделали одно доброе дело и намотаем его на клубок.
V. Физминутка
Тут навстречу Дровосек,
Весь в железе человек.
Всех готов он полюбить,
Лишь бы что-то раздобыть.
- Но что такое? Дровосек стоит на месте. Оказывается, он заржавел. Ему трудно двигаться.
Что нужно сделать, чтобы он задвигался? (смазать маслом)
Представьте, что вы превратились в железных человечков, я вас сейчас смажу:
- Задвигались руки, голова ( делают движения робота)
Работа над прилагательными.
Легко стало Дровосеку, он даже песенку запел:
Я рождён железным,
Я мог бы стать полезным,
Но только не хватает
Сердечной доброты.
-Что же хочет раздобыть Дровосек? (сердце) И не просто сердце, а «золотое» (работа над выражением)
Железный Дровосек очень переживает за детей Голубой страны. Со всех их рисунков злая волшебница смывает краски. Может быть мы с вами сможем раскрасить их?(показ не раскрашенных картинок; дети говорят: -Я раскрашу колокольчики голубым карандашом. И т.д.)
Железный Дровосек очень обрадовался вашей помощи, и в груди у него забилось сердце!
Мы с вами сделали ещё одно доброе дело - намотаем его на клубок.
Работа над словами-синонимами.
Дровосек, Страшила, Элли
Выйти из лесу успели.
Им навстречу Лев попался.
Их увидев, испугался. (слайд)
-Ребята, вроде бы Лев-царь зверей. Почему он испугался? (труслив)
Сейчас мы научим его ничего не бояться. Давайте скажем как можно больше слов – приятелей к слову «смелый» (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный)
Поделитесь со Львом храбростью: -Возьми, Лев, частичку моей храбрости! (в роли Льва-ученик в маске) (слайд)
Совсем немного осталось дойти до Изумрудного города. Но наступила ночь, и пора сделать привал, т.е. пора отдохнуть. Обычно путники разжигают костёр, утоляют свой голод и рассказывают друг другу истории. (дети садятся в круг и слушают рассказ логопеда):
На другом берегу ручейка в прекрасном дворце жила принцесса. И она никак не могла уснуть. Только ей мешала не горошина, а твёрдые согласные. Давайте поможем ей заснуть, изменим слова так, чтобы твёрдые согласные стали мягкими (игра с мячом):
Ров-рёв, лук-люк, рад-ряд, галка-галька, полка-полька, мел-мель, был-быль, пар-парь.
Усыпили мы принцессу, а теперь можно немного пошалить. Страна-то сказочная, и мы можем стать волшебниками.
Давайте игрушку превратим в мальчика:
Юла - Юра
Животное в деревянную часть окна:
Лама – рама
Плаксу в имя мальчика:
Рёва - Лёва
Ягоду в имя девочки:
Малина - Марина
Героя сказки в маленький коробок:
Колобок - коробок.
Отдых закончился – пора в путь.
Давайте вспомним песенку героев сказки:
( шагают) Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной,
Дорогой непрямой!
Согласование существительных с прилагательными.
И последняя встреча – добрые волшебницы перепутали свои вещи.
Волшебниц зовут Роза, Рина, Лола и Лёля.
Роза любит цвета и вещи со звуком Р.
Рина – цвета и вещи со звуком РЬ.
Лола- со звуком Л.
Лёля- со звуком ЛЬ.
( Дети подбирают волшебницам наряды)
Роза - красную рубашку.
Рина – сиреневые брюки и берет .
Лола – голубое платье, платок.
Лёля – зелёное пальто, шляпу.
(намотали нитки на клубок)
Вот мы и добрались до Изумрудного города. Посмотрите какой наш клубок стал большой от сделанных добрых дел! Мы дарим его правителю этого города - Великому Гудвину, чтобы он победил злых волшебниц.
Но что это? На башнях Изумрудного города исчезли изумруды. Давайте подарим городу свои. Украсим ими башни.( наклеивают)
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
Список литературы:
1. В.С.Селивёрстов «Речевые игры с детьми», М., «ВЛАДОС», 1994г.
2. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», М., «ВЛАДОС»,1999г.
3.Е.А.Пожиленко «Методические рекомендации по постановке звуков», Санкт-Петербург, КАРО, 2006г.
4. Г.А.Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания», Санкт-Петербург , «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.
5. Е.А.Алябьева «Психогимнастика», М.,ООО «ТЦ Сфера», 2003г.
6. И.В.Баскакина, М.И.Лынская «Логопедические игры», М., АЙРИС-ПРЕСС, 2015г.
7. О,Бондаренко «Настольная книга учителя начальной школы», М., Изд. «Титул», 2010г.
8. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя», М.,1979г.
9. «Игры в логопедической работе с детьми», под ред.Селивёрстова.Вып.1, вып.2-М., 1981, 1987г.
10. В.М.Акименко «Новые логопедические технологии » Ростов-на-Дону , Феникс 2009,
11. И.С.Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи», М.,1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.
«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...
Использование мнемотехники для развития зрительной, слуховой и речедвигательной памяти детей с особыми образовательными потребностями.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно о...
Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.
Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...
"Развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями"
Для тренировки способностей можно использовать следующие задания:...
Использование интерактивных учебных пособий на уроках русского языка, литературы, логопедических занятиях при обучении детей с особыми образовательными потребностями
В работе дано описание интерактивныз пособий, которые можно использовать при работе с детьми с ОВЗ...
Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями.
В статье представлен материал по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями....