Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря ребёнка и развитию грамматической стороны речи
консультация на тему
Рекомендации в бытовой ситуации, как научить ребенка красивой, связной, ясной, грамматически правильной речи!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей
по обогащению словаря ребёнка и развитию
грамматической стороны речи
Очень часто после логопедического обследования у родителей возникает вопрос: «Каким именно образом развивать словарь ребёнка дома?». Рекомендуем вам ряд методических приёмов для обогащения словаря ребёнка и развития грамматической стороны речи на примере изучения лексической темы «Одежда».
Проверьте, понимают ли ваши дети названия предметов одежды и могут ли ее назвать самостоятельно.
Мозг работает по принципу параллельной многоканальной переработки информации. Это значит, что ребёнок не усвоит понятие, пока не исследует предмет всеми своими органами чувств. Так, например, сколько ни называй и ни показывай ребёнку кролика, он всё равно будет называть его «кисой», пока малышу не дадут потрогать, понюхать, погладить этого кролика. Лобные доли мозга собирают всю сенсорную информацию о предмете (звучание, цвет, величина, форма, мягкость шерсти, запах, вкус, вес, температуру и т. д.) и только в этом случае формируют понятие (например «кролик»). Беда состоит в том, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) слабое чувство языка. Лобные доли собирают информацию медленно и понятие формируется с отсрочкой. Если ребёнку с нормальным речевым развитием, достаточно для усвоения 3 раза услышать название предмета или его признака, например «лимон кислый», то дети с ОНР просто не обратят внимание на словесное обозначение предмета не на 3-ий раз, не на 10-ый раз. Здесь возникает необходимость специально обращать внимание ребёнка на предмет, побуждать его к обследованию всеми органами чувств, повторить название предмета или его признака более 10 раз, побудить к произношению.
Зачастую во время обследования выясняется незнание, неточное употребление слов. Например,ребёнок называет футболкой:майку, рубашку, и т.д. Или дети прибегают к пространным объяснениям (памятник – героям ставят). Это приводит к нарушению формирования смысловых категорий, нарушению связной речи, бедности словаря. Ребёнок оказывается лишен возможности подобрать точные слова, не может ясно выразить свою мысль, грамотно оформить высказывание, что сказывается на его словесно-логическом мышлении, появлении в речи «слов-паразитов»: «значит, нууу, это самое, как его?, ээээ» и может вызвать даже неистинное заикание. Н эту тему есть много примеров, доходящих до смешного: Положь колдобину со стоpоны загогулины и два pаза деpгани за пимпочку. Опосля чего долбани плюхалкой по кувыкалке и, кады чвакнет, отскочь дальше и не отсвечивай.
Проведите эксперимент: выясните точное понимание и употребление следующих слов:
- шуба — пальто — плащ;
- куртка — комбинезон;
- сарафан — платье — юбка;
- рубашка — блузка — кофта;
- свитер — безрукавка:
- брюки — шорты — костюм— пиджак;
- пижама — ночная рубашка и т. п.
Попросите ребёнка показать названный вами предмет (картинку):Покажи, где куртка? А где комбинезон? Найди и покажисвитер и пиджак.
Можно предложить ребёнку помочь вам: Сначала повесим на вешалку папин плащ, а потом твое пальто. Принеси, пожалуйста, то, что я назвала. Что ты принесешь сначала? А что потом?
Ребёнок должен принести сначала плащ, а потом пальто, т.е. запомнить, в какой последовательности названы предметы и правильно выполнить просьбу взрослого. После того, как ребёнок принесет вещи, еще раз спросите: «Что ты принес? Как называется эта вещь?».
Необходимо поблагодарить ребёнка: Спасибо, ты мне помог(ла).Если ребёнок справляется с подобными заданиями, их можно усложнить.
«А теперь помоги, пожалуйста, убрать на место эту одежду. Слушай внимательной запоминай, что тебе надо сделать:
Шарф пока повесь на спинку ступа, в шарфик отнеси в прихожую и поломи в рукав шубки. Шапку положи на столик около зеркала. Пожалуйста, вспомни и скажи, что тебе надо сделать сначала?
А потом?»
Если ребёнок забыл, что ему надо сделать, задайте дополнительные вопросы:
Куда отнесешь шапку? Или: Что надо положить на столик возле зеркала? И т.д.
Дети должны знать названия деталей, частей одежды. Проверьте, как они их запомнили.
Предложите показать воротник зайкиной рубашки и назвать его. Затем показать воротники мишкиной и зайкиной рубашек и назвать их (Что это?).
Можно спросить: «У моего платья есть рукав? Покажи его. Что это? (Рукав). Где у твоего платья рукава? Где карманы? Что это? (Карманы) А на моем платье есть карман? Что это? (Карман) и т.д. (Манжеты(а), пуговица(ы), петля(и), пояс(а), пряжка(и) и т.д.) Чтоты испачкал? (Манжеты)».
Дети должны иметь представление о назначении одежды, знать, в какое время года какую одежду носят (зимняя, летняя, верхняя одежда) и понимать, почему предметы одежды так называются:(шубу носят зимой — это зимняя одежда. Зима — зимой — зимняя. Осень — осенью — осенняя одежда и т. д.).
Чаще задавайте детям вопросы: Какая? Какой? Какое?
По ходу выполнения разных домашних дел (стирка, шитье, починка одежды взрослыми) и посильной помощи ребёнка родителям (может постирать носочки, погладить платочки, пришить пуговицу и т.д.) необходимо постоянно задавать вопросы:
Что ты делаешь? (Стираю)
Что ты сделал? (Постирал)
— А теперь, — предлагает мама, — угадай, что я сделаю?(Мама отжимает белье, вешает, сушит, гладит).
Затем просит: «Покажи, как ты намыливаешь платок. Молодец! Очень хорошо намыливаешь. Что ты делаешь? Что еще можно намылить?»
— Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные ... (Что?) Руки и т.д. Ты берешь мыло и (что делаешь?) Покажи, как ты это делаешь? И т. д. (Вопросы задайте по-разному. Точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей).
Приучайте детей правильно употреблять слова-действия (глаголы) «надеть» и «одеть». А для этого прежде всего последите за собой, проверьте, правильно ли вы употребляете слова «надеть на себя», «одеть кого-то». Таня надевает кофту, Таня одевает Оле кофту и т.п.
Собираясь с ребёнком на прогулку, предложите ему выполнить разные задания: повесить халатик на спинку стула, снять пальто (развязать, завязать, сложить, отряхнуть, очистить щеткой). Следите за точным исполнением ваших просьб. Если ребёнок понимает и правильно выполняет ваши задания, задавайте ему вопросы: Что ты делаешь? Что ты уже сделал? И т.д.
Если вы собираетесь на лыжную прогулку или на прогулку в дождливый осенний день, попросите ребёнка напомнить вам, какая одежда (обувь) ему нужна и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребёнку угадать, что вы собираетесь делать.(Готовить обед, идти в гости и т.п.) Эти и подобные вопросы будут не только способствовать накоплению, активизации словаря детей, их речи, но и развивать внимание, сообразительность.
Тем, кто сам шьет, вяжет, будет нетрудно помочь ребёнку запомнить и, по возможности, правильно употреблять в речи слова-действия (глаголы):
Кроить — скроить, шить — сшить, пришить к ... рукав, воротник, пуговицу, пришить — оторвать, подшить — зашить, ушить, вышить, вязать — связать — распустить... вдеть нитку в ушко иголки, завязать узелок и т.д. Быстрее, точнее усвоить предложенный словарь помогут игры: «Сошьем Мишке штанишки», «Свяжем Кате шарфик».
Предложенный словарь дети могут усвоить только в процессе действия с предметами, при неоднократном его повторении, постепенно.
Дети должны уметь рассказывать о своей одежде, называть ее основные признаки (цвет, материал, назначение одежды), называть части одежды, их форму, размер, признаки- Например: Это что? — Платье. Какое оно по цвету? — Синее. Оно сшито из шерсти. Как можно назвать такое платье? Шерстяное. Шерстяное платье носят летом?— Нет. — В какое время года носят шерстяное платье? — Зимой. Как можно назвать платье, которое носят зимой? — Зимнее.
А теперь все вспомни и расскажи о своем платье (вспомни о цвете, материале, из которого оно сшито, в какое время года его носят?) — Так какое твое платье? (Синее, шерстяное, зимнее).
В зависимости от вопросов, которые задает взрослый, ребёнок после рассматривания той или иной одежды называет и другие ее признаки (новое, чистое, грязное, красивое, мягкое, теплое, пушистое, вязаное, сшитое, узкое, широкое, клетчатое, полосатое, с отделкой, нарядное, праздничное и т.д.).
На первых этапах работы не рекомендуется предлагать ребёнку запоминать, повторять более 3-4 признаков. Постепенно количество признаков, которые ребёнок должен назвать, запомнить, а потом последовательно их воспроизвести, увеличивается до 5-ти и более.
Нужно приучить ребёнка самостоятельно, аккуратно, быстро одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать бантики. Сначала дети учатся застегивать пальтокуклы, завязывать у нее на голове бант, заплетать кукле косички, зашнуровывать и расшнуровывать специальный игрушечный башмачок, зашивать дырку, пришивать пуговицу, плести из полосок бумаги коврики, корзинки.
Тренировочные упражнения для пальчиков постепенно помогут детям быстро и легко справляться со своей одеждой и не отставать от сверстников, когда они спешат на прогулку или возвращаются с улицы в детский сад. В дальнейшем крепкие, ловкие детские пальчики не будут доставлять ему хлопот при обучении рисованию, письму.
Обучая ребёнка тем или иным действиям (развитие мелкой моторики), нужно проверить, правильно ли он называет их, может ли точно ответить на ваши вопросы: Что ты делаешь? Что ты сделал? Что ты будешь делать?
Так, взяв ленту и куклу, задайте такой вопрос:
Какое действие мы будем учиться выполнять? Завязывать и развязывать (бант), заплетать и расплетать (косу).
Полезно провести игру: «Угадай мое действие».
(Постепенно ребёнку придется привыкнуть к словам «предмет», «действие», прочувствовать, что они обозначают, и если взрослый по ходу различных игр с ребёнком будет пользоваться словом «действие», оно «ляжет на слух» ребёнку, станет привычным и, благодаря практической деятельности, будет осознано.)
В игровой форме можно воспитывать аккуратность и вкус. Ребёнок одевается, он берет приготовленную им с вечера одежду со стула. На стуле, кроме платья и трусиков, лежат 2-3 пары носков разного цвета и разноцветные ленты. Дополнительные носки и ленты положили на стул, когда ребёнок уснул. Взрослый спрашивает:«Какого цвета платье ты надеваешь ? (Синее). — А какого цвета носки тебе хочется сегодня надеть? Почему ты решила надеть белые носки? (Если ребёнок взял белые носки). Можно помочь: К синему цвету подходит (какой цвет)? — А ленту какую возьмем? Почему? и т. п.
Если постоянно привлекать внимание ребёнка к гармонии вкостюме, обращать внимание на состояние одежды (чисто, грязно, красиво), то у него разовьется вкус, привычка быть подтянутым, собранным, понимание, что главное не новизна и обилие вещей, а чистота, опрятность и аккуратность. Дети, надев ту или иную вещь, связанную или сшитую бабушкой, мамой, должны научиться чувствовать теплоту их рук, ценить их труд. Это опять же зависит от родителей. (Только не надо упрекать детей за испачканную, разорванную вещь. Лучше предложить ребёнку постирать, зашить, «пожалеть ее», (конечно, пока с помощью родителей). Можно поиграть в игру «Зеркало»: Пойдем, сынок, поговорим с зеркалом. Оно ведь у нас волшебное. Подойдя к зеркалу, взрослый говорит: «Ну-ка, зеркальце, гляди, да всю правду мне скажи, правильно ли одет(а) я?»
«Зеркало» (мама говорит измененным, «волшебным», голосом и вместе с ребёнком рассматривает свое отражение): «Ты в меня поглядись, еще раз повернись. На тебя погляжу и всю правду скажу. Все в порядке, воротник твой не играет в прятки, опущен, разглажен, пояс на месте, пуговицы застегнуты и т.д. » Убедившись, что мама одета аккуратно, красиво, ребёнок подтверждает мнение «зеркала». Затем «зеркало» предлагает подойти ребёнку и внимательно поглядеть на себя.
Ребёнок (сначала с помощью мамы) находит «неисправности» в своем костюме и рассказывает о них: «Забыл застегнуть пуговицу на рубашке». После того, как «небрежность» устранена, «зеркало» хвалит ребёнка и т.п. Можно спросить ребёнка, что нужно делать, чтобы любимое платье, пальто и т.д. как можно дольше оставались нарядными, почти новыми? Если ребёнок не догадается, не спешите ему подсказывать, дайте подумать, задайте наводящие вопросы или предложите послушать такой рассказ:
Сидит Ната, ест котлету, по сторонам смотрит, кусочек котлеты упал на ее любимое белое платье, а Ната даже не сразу заметила. Встала и пошла. Стала вечером спать ложиться и видит... Что она увидела на платье? Обрадовалась Ната, увидев пятно ? Что ей сказала мама? Что она предложит ей сделать на следующий день, когда Ната проснется?
В процессе совместной деятельности с ребёнком взрослый закрепляет в различных ситуациях слова-действия: налить в таз воду, замочить, намылить, стирать, полоскать, отжать, сушить, гладить, сложить, положить, повесить (Что делаешь? Что делала? Что будешь делать?)
Можно предложить детям решить, как надо поступить и в другом случае.
Осень. Шел дождь. Вова вышел на улицу и стал перепрыгивать через глубокую лужу. Прыгнул — и попал прямо в лужу. Спросите, что с ним случилось? Каким стало пальто? Что сказал папа? Что предложил сделать?
Если ребёнок предлагает постирать шерстяное пальто, ему объясняют, что это невозможно. В случае, если не вспомнил о химчистке, надо напомнить. Следует побывать с ребёнком в химчистке, рассказать о том, что там делают, особенно обратить внимание на слова-действия (глагольный словарь). Возможен и другой вариант, пальто высохло, взяли щетку и почистили. Показать, как щеткой чистят одежду, проговорить все слова-действия и т.д. Детей привлекает игра «Федорино горе», по аналогии с произведением Чуковского К.И. Только теперь у Федоры убежала вся ее одежда.
Сначала убежала вся верхняя одежда — зимняя (спросите:«Какая?»), затем осенняя и т.д. Потом убежало белье (Что убежало?). Спросите, почему от нее убежала почти вся одежда? (только пожалели ее юбка и кофта, что были на ней). Приблизительные ответы: не чистила, не стирала, не гладила, вся одежда была в пятнах, руки вытирала о юбку и кофту и т.п. Ведущий: «Заплакала, запричитала Федора: «Горе мне, горе! Скоро зима лютая настанет! Вот у же первый снег выпал, что я буду делать?» Спросите: «Из-за чего плакала Федора? Почему плакала? Чего испугалась?» Бросилась Федора одежду догонять. Спросите: «Что убегало от Федоры? Какое пальто, платье» и т.д.?
Ведущий: Стала Федора свою одежду уговаривать вернуться, стала обещать. (Что она обещала?) Пожалела кофта Федору (Что? Какая?), сжалилась над Федором (Что? Какая?), заплакала от жалости (Что? Какая?) — ребёнок еще раз перечисляет предметы одежды (шерстяная кофта, зимнее пальто, летнее платье и т.д.). Как стала Федора относиться к своей одежде, когда та вернулась?
Родители употребляют в своем рассказе разные слова-действия (глаголы): заплакала от жалости, пожалела, сжалилась, разжалобила. Произносит эти слова неторопливо, четко, повторяя каждое слово в разных вариантах несколько раз, стараясь, чтобы ребёнок прислушался к ним.
Можно в дальнейшем (в конце учебного года) предложить детям самим рассказать эту сказку или показать ее (драматизация сказки) членам семьи, если позволят речевые возможности ребёнка.
Соблюдая эти рекомендации в бытовой ситуации Вы научите своего ребенка красивой, связной, ясной, грамматически правильной речи!
Учитель-логопед
Фомичева Елена Вячеславовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стенды по развитию лексико - грамматической стороны речи для родителей
Данный материал опубликован с целью оформления уголков логопеда, он будет прекрасным дополнением к домашним заданиям, которые дети вы...
Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе
Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....
Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в...
Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....
родительское собрание по теме: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи
В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....