Нормативные основы защиты прав детства
консультация на тему

Сафрыгин Борис Борисович

Нормативные основы защиты прав детства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

- Декларация прав ребенка (1959).  Принцип 2 Декларации прав ребенка 1959 г., гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». Важность и значение данного положения трудно переоценить.

Историческое значение Декларации прав ребенка 1959 г. как раз и состоит в том, что в ней впервые был закреплен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, о чем, к сожалению, незаслуженно забывают.

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.). Спустя три десятилетия Конвенция «О правах ребенка» 1989 г. вновь подчеркивает, что дети имеют право на особую заботу и помощь. В преамбуле к Конвенции указывается, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка правонарушения.

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ –Конвенция о правах ребенка.

- Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, на развитие, на защиту, на активное участие в жизни общества.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией Российской Федерации, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс Российской Федерации, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

- Семейный Кодекс Российской Федерации – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса Российской Федерации целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В Семейном Кодексе Российской Федерации законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение.

В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гарантирует общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ст. 5). Закреплены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (ст. 34). Организации, осуществляющие образовательную деятельность обязаны создать условия для охраны здоровья обучающихся (ст. 41). Прописаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (ст. 44-45).

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

защиту его от всех форм жестокого обращения;

права на охрану  жизни и здоровья;

защиту его права на образование;

права на игру;

права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность).

Нарушением прав ребенка можно считать:

Лишение свободы движения.

Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Применение физического насилия к ребенку.

Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.

Угрозы в адрес ребенка.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье.

Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государство, родители (законные представители) должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (п.1, ст. 27). В республике принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья и благополучия детей:

- Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия»;

- Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 г. № 11-З «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Мордовия»;

- Закон Республики Мордовия от 12 октября 2009 г. № 66-З «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Мордовия»;

- Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 г. № 68-З «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан»;

- Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 86-З «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Мордовия»;

- Закон Республики Мордовия от 16 апреля 2015 г. № 18-З «О государственном урегулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия». Согласно пункту 1 статьи 7 данного закона на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года.

Постановлениями Правительства Республики Мордовия утверждены республиканские комплексные программы:

«Усиление борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений» на 2011 – 2015 годы»;

        «Молодежь Мордовии» на 2011 –  2015 годы»;

«Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия» на 2012-2015 годы;

«Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2014-2020 годы; 

«Доступная среда» на 2014 - 2018 годы;

«Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 - 2020 годы;

«Развитие физической культуры и спорта» на 2014 - 2020 годы;

«Социальная поддержка граждан» на 2014 - 2020 годы;

«Юстиция и профилактика правонарушений на 2014 - 2018 годы»;

«Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2018 года»;

«Стратегия действий в интересах детей в Республике Мордовия» на 2012 – 2017 годы.

Право ребенка на игру.

«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на родителей (законных представителей), однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», – утверждает Декларация прав ребенка.

Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

«Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать ему сохранить и развивать свою индивидуальность.

Право ребенка на образование.

Статьи 28–29 Конвенции о правах ребенка определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательную организацию, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в соответствии с государственными стандартами. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами к организации педагогического процесса.

При осуществлении защиты прав и законных интересов детей, родители (законные представители) могут обратиться за помощью в созданные в республике следующие специальные институты:

- Уполномоченному по правам ребенка при Главе Республики Мордовия;

- Органы опеки и попечительства (администрации муниципальных районов и районов г.о. Саранск);

- Подразделения по делам несовершеннолетних (межмуниципальные отделы и отделы г.о. Саранск при МВД по Республике Мордовия);

- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Республиканской, муниципальных районов и районов г.о. Саранск);

- Органы прокуратуры;

- Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Мордовия;

- Детский телефон доверия с единым общероссийским номером и другие телефоны доверия действующие в республике;

- Другие правозащитные органы и общественные организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Нормативно – правовые основы защиты детей от жестокого обращения

В презентации рассмотрена правовая основа для педагогических работников, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях. Определение жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состоян...

Правовые основы защиты прав детей.

Сегодня уже никого не надо убеждать в том,что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите.Ребёнок и его права должны защищаться законом.По международным нормам и по российскому законодат...

Общешкольное мероприятие посвященное Дню защиты прав инвалидов: «Планета Детства»

Выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам; привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся; формировать добрые взаи...

Сценарий общешкольного мероприятия посвященного Дню защиты прав инвалидов: «Планета Детства»

Цели и задачи: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам; привлечь внимание школьников к проблемам детей-инвалидов; способствовать развитию нравственных качеств учащихся; фор...