Правовые основы защиты прав детей.
статья по праву (10, 11 класс)
Сегодня уже никого не надо убеждать в том,что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите.Ребёнок и его права должны защищаться законом.По международным нормам и по российскому законодательству ребёнком признается лицо,не достигшие совершеннолетнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zashchita_detey_.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
CУИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
социальный педагог
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия для детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей «Ардатовский детский дом-школа»
Правовые основы защиты прав детей.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста. В последние годы резко повысился интерес к правам человека и гражданина в российском обществе. Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать выбор. В настоящее время России переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня , - не в развале экономике, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердие, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,волевая и духовная незрелость. Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование у детей прочной нравственно-правовой эмоциональной основы. Нравственные чувства, это та почва,на которой произрастает нравственное сознание. Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании.
1.Права детей закреплены в следующих международных документах: Декларация прав ребенка (1959) и Конвенция о правах ребенка (1989). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.
В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6 : «Ребенок для полного и гармоничного развития личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…».
Конвенция о правах ребенка – большой документ. В нем содержится 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них.
В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:
- основные права: на жизнь, имя, гражданство и т.д.;
- права, призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;
- права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т.д.;
- права, сохраняющие детям здоровье;
- права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
- права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и т.д.
Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Не важно, кто он по национальности, по полу, какой у него цвет кожи, какая религия им исповедуется и т.д., все права принадлежат ему в полной мере.
Конечно, главными защитниками прав детей являются его родители. Но они не всесильны, трудно обойтись в воспитании без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав детей – государство. Оно обязано выделять необходимые денежные средства на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств и питание детей.
В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки и попечительства.
Эти органы призваны защищать права и интересы детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.
Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ и дошкольных учреждений, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры – первоочередная забота губернаторов, мэров.
В 82 регионах России сегодня успешно развиваются институты уполномоченных по правам ребенка.
2. Права детей по Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Речь идет о весьма специфических правах детей, которые называются имущественными. Вы легко представите себе эти права, если вспомните ситуации, когда ходите в магазин за покупками, обмениваетесь вещами, берете у друга велосипед, чтобы покататься, и т.д. В данном случае «сделанное действие» называют в праве «сделка». Всякий раз в ваших действиях в той или иной форме задействованы вещи или имущество. Отсюда и название – имущественные права. По большому счету, эти права, связанные с приобретением или распоряжением имуществом, четко изложены в одном законе – Гражданском кодексе РФ. В этом законе более 1000 статей, которые определяют, что может находиться в собственности у людей, а что не может (запрещено, например, владеть невольниками). Кодекс указывает, в каких случаях человек может распоряжаться имуществом (продавать, дарить, обменивать).
Нас из этого кодекса будут интересовать те права, которые касаются детей. Надо сказать, что все действия или сделки детей с имуществом четко регламентированы буквой закона. Почему такое недоверие к детям? Наверное, потому, что ребенок не имеет достаточного жизненного опыта и при осуществлении сделки может стать жертвой мошенничества или собственной недальновидности. Именно поэтому, заботясь о детях, законодатели предусмотрели, в каком возрасте и какие действия может совершать ребенок самостоятельно, а в каких случаях все действия в интересах детей должны совершать их законные представители – родители, усыновители или опекуны.
Гражданский кодекс РФ четко выделил права детей трех возрастных групп. Это права детей в возрасте до 6 лет, от 6 до 14 лет (их еще называют права малолетних) и права детей в возрасте от 14 до 16 лет.
Пока ребенку еще не исполнилось 6 лет.
Ребенок с рождения может быть собственником какого-то имущества. Даже годовалому ребенку по наследству от бабушки может перейти, например, домик в деревне или садовый участок. Однако право на самостоятельное распоряжение этим имуществом законом запрещено. Пока ребенку еще не исполнилось 6 лет, все сделки без исключения за него совершают его законные представители.
Когда ребенку исполнилось 6 лет.
Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет не могут совершать всех тех сделок, которые совершают взрослые граждане, но определенными правами все-таки обладают.
Ребенок этого возраста имеет право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Например, покупать книги, игрушки, продукты, билеты в театр или кино и т.д. Также у него есть право совершать такие сделки, по которым другая сторона, передавая что-либо ребенку, сама от него ничего не получает. Такие сделки называются безвозмездными. Это, например, принятие подарков. А вот распоряжаться наследством или дорогим подарком малолетний не может, поскольку в этом случае закон требует государственной регистрации или нотариального удостоверения, а он не вправе совершать такие сделки.
Малолетние дети имеют право распоряжаться средствами, которые дали им родители, бабушка, дедушка или другие родственники. Но в любом случае распорядиться ими ребенок может только с согласия родителей или лиц, их заменяющих, а совершать может только мелкие бытовые сделки.
Положим, что деньги выделены малолетнему ребенку для какой-то строго определенной цели. В этом случае он не вправе использовать их по другому назначению. Если же цель не определена, ребенок волен самостоятельно распоряжаться ими.
Такое положение вещей продолжается до 14-летнего возраста.
Когда ребенку исполнилось 14 лет
Дети в возрасте от 14 до 18 лет становятся более самостоятельными, а круг их прав значительно расширяется. Они уже могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией. Кроме того, дети этого возраста вправе совершать сделки. Правда, для этого требуется письменное согласие или последующее одобрение родителей. Они могут быть признаны авторами созданного художественного произведения, например, картины или музыкального сочинения, и иметь авторские права (на вознаграждение, на имя).
С 14 лет дети могут вносить вклады в банковские учреждения и самостоятельно распоряжаться ими.
По достижении 16 летнего возраста несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. Конечно, при этом дети в возрасте до 18 лет обладают также всеми правами малолетних детей и совершают все сделки, разрешенные малолетним.
Таковы основные имущественные права ребенка, которые закреплены в гражданском законодательстве.
3. Права детей по Семейному кодексу Российской Федерации.
Права и обязанности родителей и детей в нашей стране устанавливаются Семейным кодексом. Это еще один закон, который специально защищает права и интересы детей.
Семейный кодекс РФ содержит 170 статей. Мы разберем только те из них, которые посвящены правам несовершеннолетних.
Какие же права личного характера закреплены в этом законе?
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу и уважение его человеческого достоинства, право на совместное с членами семьи проживание.
Ребенок имеет право на общение со своими родителями и близкими родственниками.
Ребенок имеет право на защиту своих законных прав и интересов. Его права по закону защищают родители, органы опеки и попечительства, прокурор, суд. Кроме того, независимо от возраста, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд.
Ребенок имеет право выразить свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Например, если родители подали заявление в суд о восстановлении в родительских правах, мнение ребенка, достигшего 10 лет, обязательно учитывается судом или органом опеки. Точно так же без учета мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста, невозможно переменить его имя, фамилию или усыновить.
Основная обязанность родителей – защищать права и интересы несовершеннолетних детей. Родители представляют интересы несовершеннолетних детей, в том числе в суде. Понятно, что большинство родителей просто любят детей и берегут своих детей, не задумываясь над тем, что при этом они выполняют какие-то обязанности. Но вот если кто-то из родителей своими действиями вдруг нарушает права ребенка, то на его защиту выступает закон. Согласно Семейному кодексу родители могут быть лишены родительских прав. Это происходит, например, в случае, если родители больны хроническим алкоголизмом или наркоманией.
При отсутствии родителей ответственность за детей возлагается на лиц, заменяющих их. К сожалению, детей, оставшихся без попечения родителей, довольно много и происходит это по разным причинам. Ребенок остается без попечения, заботы родителей в случае их смерти; отказа родителей от ребенка; лишения или ограничения родительских прав через суд; длительного отсутствия родителей, например, при отбывании ими срока лишения свободы.
Кто же в данных обстоятельствах защищает права и интересы ребенка? Семейный кодекс возлагает эту ответственность на органы опеки и попечительства. В их обязанности входит забота о ребенке, нуждающемся в защите. Они решают, как устроить детей, лишившихся по той или иной причине заботы родителей. Эти органы при необходимости находят ребенку лиц, заменяющих родителей. С этой целью ребенка могут передать в другую семью на усыновление или удочерение. При этом усыновитель приравнивается в правах к кровным родителям, а усыновленные дети – к родным детям. Органы опеки могут передать ребенка и в приемную семью.
Однако чаще всего выходом из нелегкого положения служит установление опеки или попечительства. Опека устанавливается над ребенком в возрасте до 14 лет, после 14 лет – попечительство. Подбор опекунов – очень сложный процесс. Ограничений по возрасту для опекунов нет. Ими могут быть, например, бабушка или дедушка, но для этого необходима процедура признания их в качестве опекуна или попечителя.
Опекун не обязан содержать подопечного, поскольку денежное содержание на него поступает от социальных органов. Опекун должен проживать совместно с подопечным, заботиться о нем, его здоровье, физическом развитии, образовании. Представители органов опеки регулярно проверяют условия проживания подопечных и имеют право при наличии уважительных причин отменить опеку.
Опека предусмотрена не только над личностью, но и над имуществом подопечного. Распоряжение этим имуществом возможно только с разрешения органов опеки. По достижении подопечным 14 лет опекун автоматически становится попечителем.
4. Права детей по Трудовому кодексу Российской Федерации.
Основным документом о трудовой деятельности в нашей стране является Трудовой кодекс. В соответствии с ним каждый может устроиться на работу только после того, как ему исполнится 15 лет. Но в виде исключения, для того, чтобы подготовить молодых людей к работе, разрешается принимать на работу в свободное от учебы время (например, во время летних, зимних каникул) и тех, кому исполнилось 14 лет (трудовой договор в этом случае заключается с согласия органа опеки и попечительства).
Труд 14-летних детей можно использовать только для выполнения легкой работы, не причиняющей вред здоровью подростка и не мешающей ему учиться. Родители (лица, их заменяющие) должны дать свое согласие на то, чтобы ребенок мог работать в свободное от учебы время.
Несовершеннолетних работников запрещено использовать на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда (труд пожарных, производство взрывоопасной продукции и др.). Нельзя использовать труд несовершеннолетних и на подземных работах (в шахтах, метро) и на тех работах, которые могут причинить вред их нравственному развитию. Поэтому несовершеннолетних не могут принять на работу в ночной клуб, на завод по производству спиртных напитков. Нельзя использовать труд несовершеннолетних и в ночное время, то есть с 22 часов ночи до 6 утра.
Молодой человек растет, развивается. Учитывая это обстоятельство, запрещается принимать несовершеннолетнего работника на работу, связанную с переноской тяжестей, погрузочно-разгрузочные работы.
В правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к взрослым.
Они, так же как и взрослые, должны трудиться честно и добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда, выполнять распоряжения администрации, бережно относиться к имуществу предприятия и организации. Но такие работники пользуются определенными льготами в области охраны труда, рабочего времени, заработной платы, предоставления отпусков.
Несовершеннолетним работникам закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени.
Если для взрослого работника нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю, то молодой человек в возрасте от 14 до 16 лет не должен работать более 24 часов в неделю, а от 16 до 18 лет – не более 36 часов. Имея сокращенную продолжительность рабочего времени, несовершеннолетние работники получают такую же зарплату, как и взрослые, работающие полный рабочий день.
Работникам, моложе 18 лет, предоставляется отпуск в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день.
В настоящее время на многих предприятиях происходит сокращение численности работников или предприятие ликвидируется, а работники из-за этого увольняются. Но если взрослые, уволенные с работы, должны сами найти себе работу, то несовершеннолетнего обязаны трудоустроить. Уволить несовершеннолетнего работника администрация предприятия может только после того, как получит разрешение в специальных органах – Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Таким образом, Положения Конвенции о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей, в том числе защиты от насилия, включены в основные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны детства. В системе образования работа по профилактике насилия над детьми строиться по двум основным направлениям: предупреждение условий возникновения случаев жестокого обращения и нейтрализация последствий жестокого обращения с детьми.
Список использованной литературы
1.Декларация прав ребенка (Принята 2011.1959 Резолюцией 1386 (ХIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
2.Конвенция о правах ребенка . (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 2011.1989г. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990г. №1559-1.Вступила в силу для СССР 15.09.1990г.// Сборник международных договоров СССР.- 1993. - Вып.ХШ)
3.Конституция Российской Федерации 1993
4.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 3011.1994г. №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996г. №14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001г.№146-ФЗ, часть четвертая от 18.12.2006г.№230-ФЗ
5.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12 1995 №223-ФЗ
6.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ
7.Федеральный закон от 29.12.2012 №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"
Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение целесообразно в рамках Недели права. С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...
Как защитить права детей и учителей
Правовое законодательство о школе...
Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.
Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей....
Нормативные основы защиты прав детства
Нормативные основы защиты прав детства...
Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».
Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...
Нормативно – правовые основы защиты детей от жестокого обращения
В презентации рассмотрена правовая основа для педагогических работников, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях. Определение жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состоян...
Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей
Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...