Сотрудничество классного руководителя и родителей
материал на тему

Болтыхова Наталия Александровна

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_31.03.15.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет

Тема: «Сотрудничество классного руководителя и родителей»

Подготовила: классный руководитель 6 класса Болтыхова Н.А.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Формы работы с родителями

  1. Родительские собрания (Ежемесячно – ознакомление с содержанием учебно-воспитательного процесса).
  2. Индивидуальные беседы (По мере необходимости).
  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (Подготовка к мероприятиям).
  4. Участие родителей в работе родительского комитета.
  5. Участие родителей в работе совета школы.

В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьесбережением своих детей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей идёт через классные собрания. Демонстрация видеоматериалов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Темы классных собраний: «Признаки интернет-зависимости», «Успешность обучения: от чего она зависит?», «За» и «против» подросткового возраста».

Каждый год родителям стоит напоминать об их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. Знакомлю родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.

Я провожу анкетирование родителей и детей в начале учебного года. Вопросы касаются отношений в семье, социального статуса семьи, образования и места работы родителей и др.

Таким образом, стало известно, что из класса 5 семей живут в браке, 3 – в разводе,  2 – второй брак, 2 вдовы. Образование преимущественно среднее специальное, почти все родители работают.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа. В коррекции классного руководителя особенно нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, что будет осуществляться постоянный контроль за неблагополучной семьей. На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой.

В моем классе только 5 учащихся живут в полноценных семьях (мама и папа). Один мальчик воспитывается бабушкой и дедушкой, 3 девочки – только мамами. Еще 2 девочки воспитываются в полной семье, но мамы в этих семьях находятся во втором браке. И один мальчик – в особо трудном положении (его воспитывает бабушка-инвалид).

Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Можно обсудить, например:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Организация совместных досуговых мероприятий.
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 Февраля и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. К сожалению, родители все реже посещают мероприятия из-за занятости на работе. Обычно их участие ограничивается только подготовкой «сладкого стола» и подарков.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.

Литература

  1. Википедия — свободная энциклопедия в INTERNET - http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.
  3. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе.  //Педагогика, № 4, 1996.
  4. Нечаев М.П.  Педсовет: походы, технологии, методики. – М., 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатья "Сотрудничество классного руководителя и родителей"

Выступление в районной педагогической конференции  «Учитель, семья, общество – инновационная модель взаимодействия»...

"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Со...

Программа сотрудничества классного руководителя с родителями

Современный мир интенсивно меняется. Новый день несёт нам новые взгляды, позиции, новое отношение к проблемам воспитания. Время идёт, а детство человека обладает всё той же неизменной особенностью: он...

Сотрудничество классного руководителя с родителями.

Статья посвящена родительскому собранию, как одной йз форм взаимодействия классного руководителя и родителей....

Презентация к статье "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Презентация сопровождает беседу классного руководителя с родителями о том, как помочь ребенку быть успешным....

«Из опыта сотрудничества классного руководителя с родителями учеников»

Тематическое анкетирование к родительскому собранию«Стили и методы воспитания ребенка в семье»...

Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов

   Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет за­ранее продуманная и четко организованная система сотрудниче­ства. Спонтанные и плохо организованные родительские собра­ния...