Сотрудничество классного руководителя и родителей
материал на тему
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_31.03.15.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовет
Тема: «Сотрудничество классного руководителя и родителей»
Подготовила: классный руководитель 6 класса Болтыхова Н.А.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Формы работы с родителями
- Родительские собрания (Ежемесячно – ознакомление с содержанием учебно-воспитательного процесса).
- Индивидуальные беседы (По мере необходимости).
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (Подготовка к мероприятиям).
- Участие родителей в работе родительского комитета.
- Участие родителей в работе совета школы.
В своей работе большое внимание стараюсь уделить педагогическому и психологическому просвещению родителей.
Очень важно, чтобы родители более грамотно занимались воспитанием и здоровьесбережением своих детей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей идёт через классные собрания. Демонстрация видеоматериалов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.
Темы классных собраний: «Признаки интернет-зависимости», «Успешность обучения: от чего она зависит?», «За» и «против» подросткового возраста».
Каждый год родителям стоит напоминать об их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. Знакомлю родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Я провожу анкетирование родителей и детей в начале учебного года. Вопросы касаются отношений в семье, социального статуса семьи, образования и места работы родителей и др.
Таким образом, стало известно, что из класса 5 семей живут в браке, 3 – в разводе, 2 – второй брак, 2 вдовы. Образование преимущественно среднее специальное, почти все родители работают.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа. В коррекции классного руководителя особенно нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, что будет осуществляться постоянный контроль за неблагополучной семьей. На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывают один из супругов или бабушка с дедушкой.
В моем классе только 5 учащихся живут в полноценных семьях (мама и папа). Один мальчик воспитывается бабушкой и дедушкой, 3 девочки – только мамами. Еще 2 девочки воспитываются в полной семье, но мамы в этих семьях находятся во втором браке. И один мальчик – в особо трудном положении (его воспитывает бабушка-инвалид).
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Можно обсудить, например:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 Февраля и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта. К сожалению, родители все реже посещают мероприятия из-за занятости на работе. Обычно их участие ограничивается только подготовкой «сладкого стола» и подарков.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Литература
- Википедия — свободная энциклопедия в INTERNET - http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 1980.
- Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика, № 4, 1996.
- Нечаев М.П. Педсовет: походы, технологии, методики. – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сатья "Сотрудничество классного руководителя и родителей"
Выступление в районной педагогической конференции «Учитель, семья, общество – инновационная модель взаимодействия»...
"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"
Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Со...
Программа сотрудничества классного руководителя с родителями
Современный мир интенсивно меняется. Новый день несёт нам новые взгляды, позиции, новое отношение к проблемам воспитания. Время идёт, а детство человека обладает всё той же неизменной особенностью: он...
Сотрудничество классного руководителя с родителями.
Статья посвящена родительскому собранию, как одной йз форм взаимодействия классного руководителя и родителей....
Презентация к статье "Сотрудничество классного руководителя с родителями"
Презентация сопровождает беседу классного руководителя с родителями о том, как помочь ребенку быть успешным....
«Из опыта сотрудничества классного руководителя с родителями учеников»
Тематическое анкетирование к родительскому собранию«Стили и методы воспитания ребенка в семье»...
Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся старших классов
Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания...