"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"
статья по теме
Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"
Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке
https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Сотрудничество%20классного%20руководителя%20с%20родителями.mp4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
В.А.Сухомлинский
Ушли в прошлое те времена, когда педагоги возлагали на себя ведущую роль в воспитании ребенка, игнорируя особенности его семейной воспитательной среды. Сейчас, когда оптимальной моделью взаимодействия с ребенком является личностно-ориентированная, воспитательная работа в образовательном учреждении выстраивается с учетом индивидуальности ребенка. А индивидуальность, как известно, формируется в семье.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в своего ребенка и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Главным связующим звеном семьи и школы является классный руководитель класса.
Немецкий специалист по детской психологии У. Милке указывает следующие педагогические обязанности родителей:
1. Охрана детей от плохих жизненных примеров.
2. Обучение и воспитание детей.
3. Помощь родителей школе.
Именно поэтому как для родителя, так и для классного руководителя важно наладить сотрудничество друг с другом.
Однако кто из родителей, чьи дети посещают школу, может охарактеризовать свои отношения с педагогом как сотрудничество? Наверное, не каждый. Ведь сотрудничество подразумевает не просто общение с педагогом, а взаимодействие с ним на равных, когда ни одна из сторон не занимает авторитетную позицию «над» собеседником.
В своем выступлении я хочу поделиться с вами своими наблюдениями, опытом работы по налаживанию сотрудничества школы и семьи.
В первую очередь отмечу, что взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
■ единым объектом (субъектом) воспитания;
■ общими целями и задачами воспитания детей;
■ возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
■ необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
■ возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
■ возможностью взаимного обогащения каждого участника взаимодействия.
Считаю, что основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Соглашусь с мнением: чтобы у классного руководителя складывались доверительные отношения с родителями, необходимо у детей постоянно поддерживать авторитет родителей.
Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями учащихся. В своей практике я давно взяла за правило, об отрицательных сторонах ребенка, о его проблемах в учебе можно разговаривать с родителями только в индивидуальном порядке. А начинать с ними разговор необходимо с положительных характеристик ребенка. Только после этого стоит переходить к обсуждению его проблем.
Например, я использую такие формулировки для начала разговора:
– Я думаю, ваш ребенок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.
– Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить учебу вашего ребенка, посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.
Не следует начинать разговор со следующих фраз:
– У вашего ребенка совсем плохи дела.
– Ваш ребенок совсем перестал учиться, ничего не делает.
В своей работе стараюсь достичь содержательного диалога с родителями и поддерживаю теплый климат в классе: без напряжений, дружеский, основанный на взаимопомощи.
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...»
Работая с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.
Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные традиционные формы работы с родителями, такие как:
- классные родительские собрания:
- посещение семей на дому;
- индивидуальные консультации:
- день открытых дверей:
- встречи с психологом;
- привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям.
А также в свою практику включает и новые формы работы с родителями, которые определяются исходя из педагогической ситуации.
В последнее время нашли широкое распространение следующие формы работы:
- публичная лекция – лекция, насыщенная яркой информацией с необычными примерами, фактами, позволяющая «высветить» отношение к рассматриваемому явлению или событию.
- «Сократовская беседа» – поиск истины, обсуждение поставленной проблемы с разных сторон с поочередным решением дополнительных вопросов.
- философский стол – обсуждение жизненных ситуаций
- дискуссионные качели по предложенной теме – беседы с чередованием суждений ведут две группы родителей.
- разговор при свечах – беседа на темы интимно-личностного общения или этического содержания жизненных ценностей.
Я привлекаю родителей к различным видам взаимодействия. Это совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах участие в оборудовании кабинета и организация мини-кружков и занятий по интересам.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. За последние годы ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе. Нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках и возможности ИКТ в воспитательной работе пока еще не исчерпаны.
Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание, которое обязательно проводится один раз в четверть. На таких собраниях я даю анализ учебных достижений учащихся в виде таблиц, диаграмм, графиков. Обязательно каждому родителю выдаю распечатку этого материала. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам. Могу с уверенностью сказать, что с использованием ИКТ процент посещения родительских собраний увеличился.
Интересной и продуктивной формой работы с учащимися и родителями является анкетирование.
В нашем МОУ «Лицей №7» давно работает школьная образовательная сеть «Дневник.ру» Из 1080 учеников нашего лицея подключено к «Дневник.ру» 806 родителей – 79 процентов и это число с каждым днем растет. Родители могут получить не только интересующую их информацию, но и сами активно принимать участие в жизни школы и класса. Держать более тесную ежедневную связь с классным руководителем.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологии позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся и их родителей, развивать самостоятельность, творчество и креативное мышление. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации учебно-воспитательного процесса в рамках национального проекта «Образование».
Свое выступление хочу закончить такой притчей: Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....
рекомендации классного руководителя для родителей
Рекомендации классного руководителя для родителей восьмиклассников. Особенности детей 14 -ти летнего возраста....
Статья "Система работы классного руководителя с родителями"
В статье говорится о системе взаимодействия классного руководителя и родителей....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН сотрудничества классного руководителя с родителями с родителями
ДатаТемаФорма работыОтветственныйСентябрьБеседа о правах и обязанностях школьниковБеседаклассный руководитель«Будем знакомы»- обновление данных о родителях классаанкетированиеклассный руко...