Жизнь филиала в новых реалиях
статья (11 класс) на тему

Сейчас очень актуален вопрос о выборе выпускниками учебных заведений для получения высшего образования. Какие издержки ждут наших выпускников и какие плюсы они будут иметь, если выберут не головной вуз, а его филиал?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postupat_li_vypuskniku_v_filial_vuza.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                              ЖИЗНЬ ФИЛИАЛА ВУЗА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

                                                                                                       Стародворская Т.Н.

                                                                                                       Стародворская В.В.

                                                                                               

В совокупности показателей качества жизни, характеризующих степень удовлетворения жизненных потребностей человека, одним из главных является трудно поддающийся количественному измерению уровень образования.  Потребность в уровне образования  очень индивидуальна и степень ее удовлетворения оценивается самими субъектами через их личные мнения и оценки. Удовлетворение потребности в высшем образовании, согласно современным представлениям о качестве жизни, неразрывно связано с другими компонентами: образом жизни; уровнем жизни; величиной доходов и их дифференциации; географической доступностью, уровнем довузовской подготовки и др. Также имеется и косвенное влияние идеологического, психологического, культурного фонов на полноту удовлетворения в сфере развития человеческого потенциала.

                  Потребители образовательных услуг сейчас живут в условиях экспериментальных экономических и социальных ситуаций. Конкуренция на рынке труда дополнительно стимулирует развитие личных способностей и приобретение профессиональных компетенций, не ожидая разрешения этих ситуаций.

        С одной стороны, провозглашение перехода к непрерывному образованию, становящимся «базисом базиса экономики и всех процессов воспроизводства жизни общества» должно привести к восходящим социальным функциям воспроизводства культуры, науки, просвещения, социализации личности, реализации творческого потенциала [6]. Данный переход соответствует обозначенному П.Самуэльсоном понятию  общественных благ, потребление которых одним или несколькими участниками не уменьшает доступности данных благ для других участников [5].         С другой стороны, государство, декларировав, но не достигнув задач современного образования – доступности, эффективности и качества [1], постепенно отказывается быть гарантом двух из них – доступности и эффективности. 

Даже в жестких условиях государственного регулирования современные вузы и их филиалы стремятся укрепить свои позиции на рынке образовательных услуг как самостоятельные экономические субъекты, чья деятельность позволяет гражданам реализовать право на осуществление частных вложений в свой человеческий капитал. При этом  адаптируются все нововведения, исходящие от федеральных органов управления образования, под свои представления, предпочтения, цели и имеющиеся у них ресурсы.

        Филиал вуза, существуя в двух образовательных системах, - в системе головного вуза и в региональной системе высшего образования, выполняет функции социального института образования. Он одновременно реализует интересы своего вуза и региона в воспроизводстве социальной и профессиональной структуры общества, поддержании социальной стабильности и обеспечении его экономического роста.

Филиал вуза привносит в геополитическое пространство территории важные функции:

-  саморазвития института образования;

-  культуры, пропаганды знаний;

-  мотивации саморазвития личности;

- трансляции  нравственности.

Расширенная географическая возможность для повышения образовательного уровня помогает:

-  преодолевать отчуждение человека от общества;

- разрушать в сознании стереотипы пространственной и социальной недоступности личного развития;

- воздействовать на молодежную субкультуру, девиантное мышление и поведение;

- обеспечивать непрерывный образовательный процесс, охватывающий весь жизненный цикл человека.

        Пермский государственный научно-исследовательский университет на образовательном пространстве Пермского края является основным «мэтром» и имеет один филиал в г.Березники.  Выбор географического пункта для размещения филиала неслучаен: Березники – главный экономический центр Верхнекамья, консолидирующий вокруг себя северные территории края, где по-прежнему не разрешены противоречия между объективной потребностью в культурном и социально-экономическом возрождении провинции и ограниченным количеством высококвалифицированных специалистов, способных решать эту проблему.

Березниковский филиал ПГНИУ уже имеет десятилетнюю историю, и за это время успел себя зарекомендовать как надежная, эффективная высшая школа с уже устоявшимися академическими традициями. По мере расширения деятельности филиала усложнилась его организационная структура: для выполнения конкретных функций созданы подразделения - научно-исследовательский отдел, лаборатория  компьютерных и информационных технологий, отдел дополнительных образовательных услуг. 

В филиале осуществляется подготовка по наиболее востребованным экономическим и социальным специальностям и направлениям высшего профессионального образования, получаемого как впервые, так и на базе уже имеющегося среднего профессионального или высшего образования. Создана атмосфера творчества, студенческого братства через активное участие во внеучебной работе: спортивные состязания, турслеты, КВН, студенческое научное общество, участие в городских молодежных мероприятиях. Благоприятные изменения видны в научно-исследовательском секторе: издаются монографии, сборники научных работ, материалы как региональных, так и Всероссийских конференций; на базе филиала ежегодно проходят Дни науки для учащейся молодежи всего Верхнекамья с олимпиадами, деловыми играми, научно-практическими конференциями. Ученые филиала дважды получали гранты РГНФ; ежегодно выигрываются муниципальные и региональные конкурсы на получение хоздоговорных контрактов,  т.е. филиал не сидит «на шее» у вуза, а самостоятельно привлекает финансирование. Среди выпускников 98% трудоустроены по полученным специальностям, что говорит о наличии их востребованности на рынке труда.

Многие вопросы учебно-воспитательного процесса филиал решает самостоятельно, однако обучение производится по одним учебным планам вместе с головным вузом и проводится единая образовательная политика. Принцип демократического централизма, предполагающий не только управление сверху, но и проявление инициативы со стороны филиала, позволяет не выходить за рамки требований, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности, что соответствует доверительным отношениям. Получение выпускниками  дипломов Пермского государственного университета является стимулом к тому, чтобы филиал во всех аспектах соответствовал головному вузу и достойно представлял его образовательные интересы в отдаленных территориях.

Однако, неуверенность в том, что государство и впредь будет заинтересовано в доступности и эффективности высшего образования для граждан глубинки региона, мешает филиалу развивать свои стратегические планы. Периодические «страшилки» о сокращении количества филиалов вузов в России не учитывают того, что филиалы преодолевают те же проблемы, что и вузы: демографические, затрудняющие плановые показатели приема по всем группам специальностей или направлений подготовки бакалавров; финансовые, выражающиеся в несоответствии выделяемого бюджетного финансирования реальным затратам на обучение студентов; консолидационные, отражающие не  отлаженную систему усилий городских администраций и работодателей Верхнекамья по защите филиалов региональных вузов, хотя данные структуры должны быть заинтересованы в «выращивании»  квалифицированных специалистов на своей территории.

        Несмотря на все трудности в организации работы филиала, головной вуз и работодатели сходятся во мнении, что филиал необходим для социально-экономического развития отдаленных районов. Для жителей северных городов и поселков (Красновишерска, Чердыни, Гайны) получение высшего образования вдвое доступнее в Березниках, чем в Перми как материально, так и пространственно. С развитием транспортной инфраструктуры значительно приблизились к березниковскому образовательному пространству Кудымкар, Ныроб, а старопромышленные центры (Усолье, Александровск, Кизел) уже давно привязаны к нему. Жители севера Пермского края и прилегающих территорий получают высшее образование в Березниковском филиале ПГНИУ  без отрыва от производства через более экономные вечернюю и заочную формы обучения. Это - тоже социальный заказ, т.к.  темпы роста платы за обучение в Перми давно  уже обгоняют темпы роста среднедушевых доходов населения депрессивных районов.

Молодежь во все времена стремилась в столицы, часто не осознавая непреодолимых препятствий в достижении своих стремлений. Большинство семей Верхнекамья имеет средний и низкий достаток, несоизмеримый с достатком семей из региональных и, тем более, столичных центров. В силу слабой оценки своих материальных, образовательных и психологических возможностей обучаться вдали от дома, абитуриенты атакуют крупные вузы страны и, осознав переоценку, возвращаются на малую родину, оформляя перевод в филиал. Практически ежегодно Березниковский филиал ПГНИУ принимает 18-25 таких «возвращенцев».

В настоящее время искажены и запросы рынка труда, и тут дело не в усложнении содержания профессионального труда. Речь в основном идет об общей культуре, культуре поведения, общения, культуре труда, а не о специальности и уровне профессиональных знаний.  Вузовский диплом гарантирует со стороны работника дисциплинированность, культуру речи, коммуникабельность, ответственность,  умение и стремление освоить новые знания. Однако эти искажения подвергаются значительной коррекции: на первое место постепенно выходит заказ на качественные образовательные услуги, а не доступность или эффективность получения высшего образования. Перед филиалами вузов обозначилась новая задача - оценить свои возможности по выполнению этого значимого, но трудновыполнимого заказа (Табл.1).

Качественный потенциал Березниковского филиала ПГНИУ на образовательном                                                                                                                         пространстве Верхнекамья          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       (табл.1.)

Возможные проблемы обеспечения высокого качества образования

Препятствия на пути устранения проблем

Возможности Березниковского  филиала ПНИГУ

Государство часто меняет «правила игры», устанавливая рамки непредсказуемости будущего филиалов, как подразделений вузов

достижение лицензионных и аккредитационных показателей

филиал регулярно и своевременно проходит процедуры лицензирования и аккредитации, что является гарантом самосохранения

Учебно-методическое обеспечение и материальная база

- достижение высокого  качества учебных планов учебные планы должны быть адаптированы к условиям филиала (вариативная часть, места прохождения практик);

- ограниченные финансовые возможности не позволяют достигнуть полноценно инновационной материаль- ной базы

- образовательный процесс по учебным планам головного вуза, адаптированным к условиям филиала (вариативная часть, места прохождения практик);

- богатая база учебно-методических комплексов;

- достойная учебно-материальная база: три кафедры,    богатая современ-

ная библиотека, читальный зал, лаборатория компьютер- ных технологий; во всех аудиториях мультимедийное оборудова- ние , единая сеть информации

Обеспечение условий для проведения занятий и консультаций в соответствии с требуемыми параметрами лицензирования

- высокая загруженность ППС;

- зависимость расписания учебных занятий в филиале от занятости ППС ПГУ;

- большинство учебных занятий требует «живого» присутствия преподавателя

- 60% ставок занимают остепененный ППС из головного и других вузов;

- еженедельный приезд ППС из ПГУ для проведения занятий и консультаций;

- руководство ППС ПГНИУ курсовыми и выпускными квалификационными работами;

- проведение лекций в режиме On-line

Более низкий довузовский уровень подготовки первокурсников

филиал зачастую получает абитуриентов по остаточному принципу

в филиале реализуются дополнительные образова- тельные программы, позво- ляющие углублять и расширять знания

Конкуренция с филиалами и представительствами внерегиональных вузов

отстранение местных администраций  от конкурентной защиты филиала регионального вуза

престиж головного вуза, повышение качества образовательных услуг

Основная проблема – обеспечение высокого качества образования через учебно-методическую и учебно-материальную базу. При поддержке ПГНИУ в филиале создана информационно-интегрированная система учета студенческого состава. Современный уровень преподавания требует наличия у каждого преподавателя учебно-методического комплекса, состоящего из  рабочей программы курса, учебно-тематический плана, списка вопросов для контроля, методических указаний для изучения курса, а также другие составляющих, содержащих тестовой материал, деловые игры и другие компоненты современного обучения. Ответственность за уровень и содержание учебно-методического пакета несут непосредственно преподаватели соответствующих курсов, а для контроля УМК рассматриваются на заседаниях кафедр и утверждаются методическим советом. Адаптировать учебные планы головного вуза не сложно, однако все труднее заключать договора о прохождении практики студентами, т.к. в современных условиях производства практиканты «мешают» фирмам. Если прежде фирмы могли возложить на практикантов часть работы и даже оплачивали их труд, то теперь  стали требовать оплату за прохождение практики студентами. Взаимодействие с рынком труда неизбежно не только через производственную практику, но и через привлечение к преподаванию практикующих специалистов, через студенческую трудовую занятость, через учёт требований работодателей к качеству подготовки специалистов, через «сигналы» рынка труда о востребованности или невостребованности тех или иных групп специалистов. Что касается ограниченного финансирования на развитие учебно-материальной базы, - то эта проблема характерна даже для крупных вузов.

Для обеспечения условий лицензионных требований Березниковский филиал ПГНИУ осуществляет как внешнюю, так и внутреннюю оценку качества образования. Внешняя система оценки представлена государственными институтами лицензирования и аккредитации, общественными институтами научно-педагогических ассоциаций. В течение последних двух лет филиал принимает участие в федеральном Интернет-экзамене по общеобразовательным и специальным дисциплинам, ориентированном на выявление истинного уровня знаний студентов. Внутренняя система оценки качества образования организуется  в формах поэтапной и итоговой аттестации через балльно-рейтинговую оценку достижений студентов, самоанализа структурных подразделений и рейтинговой оценки профессорско-преподавательского состава. На государственных экзаменах и защите выпускных квалификационных работ в комиссию в обязательном порядке входят представители головного вуза и работодателей.

 Пермский государственный университет приобрел статус «национального исследовательского университета». Финансирование программы развития из федерального бюджета предусмотрено в 2010-2014 годах в размере до 1,8 млрд рублей. Средства используются на приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, повышение квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических работников университета, разработку учебных программ, развитие информационных ресурсов, совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований, и это несомненно должно сказаться на качестве предоставления образовательных услуг.  Учебный процесс обеспечивается высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом как из ПГУ, так и местным, имеющим богатый опыт работы в высшей школе. Несмотря на географическую провинциальность, Березники – культурный город с большим научным потенциалом ученых со степенью кандидата и доктора наук.  Зависимость от нерегулярного присутствия в филиале конкретного преподавателя из ПГНИУ можно отнести к издержкам любого филиала вуза.

         Оставляет желать лучшего довузовская подготовка абитуриентов. Вузы центров регионов  «собирают сливки» выпускников школ, набирающих суммарно свыше 200  баллов ЕГЭ.   Филиалы получают продвинутых первокурсников только, если абитуриенты имеют материальные или социально-бытовые проблемы, заставляющие их продолжать образование ближе к дому.  Слабых студентов приходится доучивать по ходу основного образовательного процесса, используя индивидуальный подход. Это трудоемко, трудномотивированно, но данный факт – дополнительная издержка филиала. Повышение образовательного уровня студентов позволяет уже на средних курсах осуществлять перевод в головной вуз. Немаловажно, что студентам удается сэкономить денежные средства, т.к. стоимость обучения в филиале ниже, чем в ПГНИУ.

        Проблема конкуренции в период демографического спада стала еще острее. В Березниках на образовательном пространстве преобладает ценовая конкуренция. Внерегиональные филиалы и представительства привлекают абитуриентов низкой стоимостью обучения, обеспечивая прибыль увеличением количества студентов при низком качестве обучения. Подобная диверсификация учебных заведений усиливает несбалансированность рынков труда и образовательных услуг.  Сильная сторона филиала ПГНИУ – в престиже одного из мощнейших уральских вузов. Однако местные власти довольно либерально относятся к внешней интервенции образовательных услуг. В таких конкурентных условиях Березниковский филиал ПГНИУ может одержать победу только через преодоление препятствий на пути к  повышению качества образования.

        Осуществлять проектирование  и реализовать современные системы оценки и управления качеством образования в обособленных условиях не просто, надо  выделить группы показателей управления качеством  образования, охватывающих взаимосвязанную систему: качество результата - качество содержания и организации профессиональной подготовки - качество поддержки профессионального и личностного саморазвития студентов - качество условий реализации образовательного процесса [3,4].

В перестройке образовательных услуг, нацеленных на повышение их качества,  научно-методическая литература склоняется к 4 основным этапам:

1. Планирование качества - определение потребителей образовательных услуг (абитуриентов, студентов, преподавателей, родителей, фирм) и выяснение потребностей этих потребителей.

2. Установление связей качества - инициация видов деятельности для объединения усилий сотрудников; разработка средств обеспечения учебного процесса; формирование коллектива обучающихся с активной мотивацией к учебной деятельности; организация образовательного процесса в соответствии с принципами инновационных педагогических технологий; разработка показателей качества.

3. Контроль качества - осуществление измерений качества обучения; коррекция процесса обучения в соответствии с заданным стандартом; усовершенствование педагогических технологий.

4. Улучшение качества - создание инфраструктуры для непрерывного усовершенствования процесса; обеспечение мотивации творческих групп; установление контроля по достижению целей [2].

        Пройдя все данные этапы по трем составляющим в области качества образования (содержанию образования, технологиям обучения и воспитания, образованности личности), филиал может для себя обеспечить достойную конкурентную среду.

Переход к инновационному типу развития неизбежно формирует социальный заказ сфере профессионального образования на производство определенных компетенций [7].  К примеру, формируя не только профессиональные, но и общекультурные компетенции, можно достигнуть хороших показателей качества образованности личности, сведенных к:

- системной компетентности (умение корректировать, связывать и улучшать системы, вести мониторинг и коррекцию деятельности);

- компетентности в распределении ресурсов (умение распределять время, деньги и материалы, пространство, кадры);

- компетентности в работе с информацией (умение приобретать и оценивать знания, интерпретировать и передавать информацию, использовать компьютерные системы);

- технологической компетентности (умение комбинировать факторы производства, осуществлять диагностику, применять технологии для выполнения конкретных задач). 

        Специалист с таким «джентльменским набором» компетентностей всегда будет востребован на рынке труда и не только в провинциальном городе.

Учитывая необходимость поэтапного планирования повышения качества при оказании образовательных услуг, стратегия Березниковского филиала ПГНИУ на ближайшие годы ориентируется на:

-  обеспечение  подготовки бакалавров с учетом ориентации на местный рынок труда и стратегию развития Пермского края;

- создание условий для непрерывного профессионального роста кадров;

- развитие современных образовательных технологий;

-совершенствование  научного блока, тесно связанного с образовательным;

- формирование инновационного блока, направленного на привлечение дополнительного финансирования.

Десятилетний опыт работы  филиала ПГНИУ в Березниках, показывает, что:

- форма подготовки специалистов с высшим образованием в регионах через филиалы является динамичной, она позволяет быстро решить задачу доступности высшего образования для широкого круга местной молодежи;

- утверждения о низком качестве образования в филиалах далеко не всегда соответствуют действительности: если они разворачивают вектор  усилий с цели «финансы» на цель «качество образования», то диплом выпускника становится конвертируемым на рынке труда;

- в соответствии со своей миссией филиал вуза действительно может стать центром образовательной, научной, культурной  деятельности и интеллектуальной жизни города и прилегающих территорий.

Таким образом, новая парадигма образования, основанная на оптимизации, недостаточно учитывает, что, исходя из современных социально-экономических реалий, даже при  достижении определенных успехов филиалы вузов намерены совершенствовать стратегию своего развития. Филиалы вузов нужны, это признано всеми сообществами. Только при их наличии можно обеспечить современные потребности если не регионального, то хотя бы локального рынка труда. А здоровая конкуренция даже полезна: рынок образовательных услуг, стремящийся к сбалансированности, со временем сам «просеет» своих участников.

                                                     Литература:

1. Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ № 393 от 11.02.02.

2. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч.2.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. –  C. 126.

3. Пищулин, В.Г. Становление университетского образования в условиях филиала: диссертация… доктора пед. наук: 13.00.01 Оренбург, 2003. – 400с.: 71 04-13/123.

4. Радзивилова, Г.А. Управление качеством образования в педагогическом вузе и его филиале (на материалах малого города) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Москва, 2005. - 246 с. РГБ ОД, 61:06-13/898.

5. Samuelson, P.  The pure theory of public expenditure / P. Samuelson  // Review of Economics and  Statistics, 1954. - Р. 34-42.

6. Субетто, А.И. Новая парадигма функционирования образования в XXI веке: к новому качеству содержания образования / А.И. Субетто  // Народное образование, 2007. - №2. – С.72-74.

7. Харченко, И.И., Бусыгин, В.П. Система высшего образования и вызовы модернизации / И.И. Харченко, В.П. Бусыгин // Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Вып. 8. Под ред. Коломак Е.А., Машкиной Л.В. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - с.19-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реалии Востока в жизни и творчестве И.А. Бунина"

Восток занимает особое место в жизни и творчестве И.А. Бунина. Восток - хранилище древней мудрости, божественных истин и тайн мироздания, дарованных человечеству, но забытых и безвозвратно утраченных ...

Вариативное моделирование образовательной деятельности музея « нового типа» (на примере ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»)

В условиях модернизации  системы образования, когда на первый план выходят принципы непрерывности, гуманизации образования современный музей, в частности музей «нового типа» стоит перед нео...

Современная школа в реалиях нового времени

Ребенок – это личность, которая вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со св...

Брейн-игра на тему "Повседневная жизнь людей в Новое время"

Интеллектуальная игра для проверки знаний по теме Повседневная жизнь людей в Новое время, 7 класс...

Финансовая грамотность или как обучить ребенка главным реалиям современной жизни товарно-денежных отношений

Финансовая грамотность имеет огромную значимость в подготовке ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении эконо...

Новые реалии преподавания в условиях ФГОС

Как гласит китайская пословица "Не дай Бог Вам жить в эпоху перемен".  Видимо, российским людям перемены нужны больше, чем китайским. Виктор Цой в своё время спел своё знаменитое "...

Здоровый образ жизни. О вреде новых способов курения.

За последний 10 лет в жизни граждан появились новые способы употребления табака это выйпы и электронные сигареты. Многие не понимают в чем разница между двумя этими устройствами, но разниц...