Новые реалии преподавания в условиях ФГОС
статья по истории

Ребяков Дмитрий Витальевич

Как гласит китайская пословица "Не дай Бог Вам жить в эпоху перемен".  Видимо, российским людям перемены нужны больше, чем китайским. Виктор Цой в своё время спел своё знаменитое "Мы ждём перемен". И нам очень повезло, мы живём в интересное время перемен. Общество меняется. Строится новая модель жизни. Элементы старой системы уже не работают. Эти перемены не могли пройти мимо образования. Так как, именно образование, особенно школьное, является фундаментом общества. Строительство социума начинается с детского сада, со школы. Разумеется, наше государство уделяет особое внимание реформированию образования.

Большое внимание уделяется воспитанию гражданина, патриота, формированию у человека осознания и принятия ценностей многонационального российского общества, культурного наследия народов России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Новые реалии преподавания в условиях ФГОС

Как гласит китайская пословица "Не дай Бог Вам жить в эпоху перемен".  Видимо, российским людям перемены нужны больше, чем китайским. Виктор Цой в своё время спел своё знаменитое "Мы ждём перемен". И нам очень повезло, мы живём в интересное время перемен. Общество меняется. Строится новая модель жизни. Элементы старой системы уже не работают. Эти перемены не могли пройти мимо образования. Так как, именно образование, особенно школьное, является фундаментом общества. Строительство социума начинается с детского сада, со школы. Разумеется, наше государство уделяет особое внимание реформированию образования.

Большое внимание уделяется воспитанию гражданина, патриота, формированию у человека осознания и принятия ценностей многонационального российского общества, культурного наследия народов России. ФГОС основного общего образования содержит раздел два, где это прописано.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.[1]

Разумеется, при выполнении этих задач особое место уделяется таким дисциплинам, как история и обществознание. Ведь, изучая историю, человек знакомится с историческим и культурным наследием своего народа, своей страны и мира. Обществознание же включает себя множество наук, таких как: культурология, экономика, политология, право, психология, социология и др. Всё это в комплексе играет важную роль в формировании личности и тех качеств, которые задаёт новый стандарт. ФГОС прямо указывает, что должны формировать история и обществознание у обучающихся.

История России. Всеобщая история:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.[2]

Таким образом, мы видим, какое значение имеет школьная дисциплина история для формирования каждого гражданина и российского общества в целом.

 Обществознание:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.[3]

Мы видим, что именно на учителя обществознания и истории ложится сложная задача по передаче исторического и культурного наследия России новым поколениям, по формированию достойного гражданина Российской Федерации. И только через решения этих задач мы достигнем поставленной цели по формированию нового общества.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938 (дата обращения 18.06.2018)

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938 (дата обращения 18.06.2018)

[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938 (дата обращения 18.06.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.

Методическая статья ,которая кратко знакомит с особенностями, структурой и возможностями  технологии встречных усилий,актуальной в условиях введения ФГОС....

Жизнь филиала в новых реалиях

Сейчас очень актуален вопрос о выборе выпускниками учебных заведений для получения высшего образования. Какие издержки ждут наших выпускников и какие плюсы они будут иметь, если выберут не головной ву...

Педсовет " Современные подходы к преподаванию в условиях ФГОС"

Педсовет " Современные подходы к преподаванию в условиях ФГОС"  (презентация)...

Доклад «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»

Обзор специфики системно-деятельностного подхода в преподавании; специфика технологии проектирования как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы...

Преподавание физики в условиях ФГОС нового поколения

Школьный курс физики-системообразующий для естественнонаучных предметов,поскольку физические законы лежат в основе мироздания,являются основой для содержания курсов химии,биологии,географии,физики и а...

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...