Консультация для родителей "Нарушения слоговой структуры слова"
консультация
Описание видов нарушений слоговой структуры слова их причин; приёмы и игры, направленные на исправление нарушений формирования слоговой структуры слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slog_vnutr.docx | 18.83 КБ |
slog_litsevaya.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет - является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаимо-расположение и связь слогов в слове.
Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.
Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
1. Нарушение количества слогов в слове:
- Сокращение, пропуск слогов: молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д.
- Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».
- Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».
2. Нарушение последовательности слогов в слове: (перестановка слогов) дерево – «деверо», бегемот – «гебемот»
3. Искажение структуры отдельных слогов:
- Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»
- Вставки согласных: ковёр – «конвёр».
4. Уподобление: молоко – «макако»
Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
Причины нарушений слоговой структуры слова
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляцион-ных возможностей, семантической недос-таточности, мотивационной сферы ребенка:
- недостаточное развитие фонемати-ческого восприятия и слуха;
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что готовность к звуковому анализу и синтезу слов не формируется самостоятельно.
- недостаточность артикуляционных возможностей;
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой. - сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
- несформированность ритмической и динамической организации движений;
- неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
Особенно трудным для детей с общим недорзвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ и ИГРЫ направленные на КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, бубен, палочки и т.д
Ход упражнения: взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: кубик с точками
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение на уровне звуков:
- «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.» и т.д.
Упражнения на уровне слогов:
- Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
- «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
Игра «Угадай, что звучало».
Цель: развитие фонематического слуха
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки».
Цель: развитие фонематического слуха
Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Пирамидка» - проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.
Игра «Отхлопай слово»
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово каша (хлопок на каждый слог - 2 хлопка, т.к. 2 слога), слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога) и т.д.
Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребенку желательно показывать картину, так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов.
По оценкам некоторых специалистов сегодня 90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!
Таковы реалии сегодняшнего дня.
Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве с родителями!
Все будет хорошо!
Трудитесь вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Упражнения на развитие слоговой структуры слова"
Упражнения на развитие слоговой структуры слова, которые любой родитель может легко выполнить с детьми длма....
Консультация для родителей: "Формирование слоговой структуры слова"
Формирование слоговой структуры слова (по Ткаченко Т.А.) ...
консультация для родителей - "Упражнения на развитие слоговой структуры слова"
Упражнения на развитие слоговойструктуры слова...
Консультация для учителей-логопедов "Этапы работы с детьми 1-2 уровней речевого развития (вызывание речи, формирование слоговой структуры слова)"
Этапы работы с детьми 1 уровня речевого развития...
Консультация для воспитателей "Игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР"
Описание игр для развития слоговой которые могут использовать воспитатели в работе с детьми с ОНР....
Консультация для родителей "Нарушение слоговой структуры слов"
В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков...
Консультация: Типы слоговой структуры слов.
Нередко, дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности при произнесении слов, искажая их. Они допускают упрощение слов, пропуски и/или перестановки слогов. В таком случае, с ребёнком необход...