Консультация для родителей "Нарушения слоговой структуры слова"
консультация

Макшанова Екатерина Николаевна

Описание видов нарушений слоговой структуры слова их причин; приёмы и игры, направленные на исправление нарушений формирования слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slog_vnutr.docx18.83 КБ
Файл slog_litsevaya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребенок смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет  - является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаимо-расположение и связь слогов в слове.

Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

     Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.

Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
 1. Нарушение количества слогов в слове:

  • Сокращение, пропуск слогов: молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д.
  • Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».
  • Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».

 2. Нарушение последовательности слогов в слове: (перестановка слогов) дерево – «деверо», бегемот – «гебемот»

3. Искажение структуры отдельных слогов:

  • Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»
  • Вставки согласных: ковёр – «конвёр».

4. Уподобление: молоко – «макако»

Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.

 Причины нарушений слоговой структуры слова

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляцион-ных возможностей, семантической недос-таточности, мотивационной сферы ребенка:

  • недостаточное развитие фонемати-ческого восприятия и слуха;

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что готовность к звуковому анализу и синтезу слов не формируется самостоятельно.

  • недостаточность артикуляционных возможностей;
    У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
  • сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
  • несформированность ритмической и динамической организации движений;
  • неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
    Особенно трудным для детей с общим недорзвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ  и ИГРЫ направленные на КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

 Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, бубен, палочки и  т.д

Ход упражнения: взрослый  задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: кубик с точками

Ход упражнения: 

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Взрослый  воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение на уровне звуков:

- «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.» и т.д.

 Упражнения на уровне слогов:

- Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

- «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

Игра «Угадай, что звучало». 

Цель: развитие фонематического слуха

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки».

Цель: развитие фонематического слуха

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Пирамидка» - проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово каша  (хлопок на каждый слог - 2 хлопка, т.к. 2 слога), слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога) и т.д.

Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребенку желательно показывать картину, так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов.

По оценкам некоторых специалистов сегодня 90% детей нуждаются в коррекционной помощи разного уровня!!!

Таковы реалии сегодняшнего дня.

Любые нарушения можно успешно скорректировать при условии систематической, грамотной работы логопеда при тесном сотрудничестве  с родителями!

Все будет хорошо!

Трудитесь вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Упражнения на развитие слоговой структуры слова"

Упражнения на развитие слоговой структуры слова, которые любой родитель может легко выполнить с детьми длма....

Консультация для родителей: "Формирование слоговой структуры слова"

Формирование слоговой структуры слова (по Ткаченко Т.А.) ...

Консультация для воспитателей "Игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР"

Описание игр для развития слоговой которые могут использовать воспитатели в работе с детьми с ОНР....

Консультация для родителей "Нарушение слоговой структуры слов"

В логопедической практике особую трудность представляет работа над овладением детьми слоговой структурой слова. Эти нарушения стойки и удерживаются дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков...

Консультация: Типы слоговой структуры слов.

Нередко, дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности при произнесении слов, искажая их. Они допускают упрощение слов, пропуски и/или перестановки слогов. В таком случае, с ребёнком необход...