Реализация гендерного подхода в системе дошкольного образования.
статья на тему
Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_gendernogo_podhoda_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovani1.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация гендерного подхода в системе дошкольного образования.
Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.
Актуальность темы заключается в том что, отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа».
Изучение психолого-педагогической литературы позволило определить понятие гендера.
Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».
Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс, т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола. Под дифференциацией обучения и образования Г. М. Коджаспирова понимает — организацию учебной деятельности дошкольников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.
Проблема воспитания ребёнка с учётом половых различий, позволяющая по – иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно- историческому прошлому, закреплённому в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.
Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает.
Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:
- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
- организации внимания;
- в формах активации эмоций;
- в мотивации деятельности и оценки достижений;
- в поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
- быстрее схватывают новый материал;
- легче усваивают алгоритмы и правила;
- любят задания на повторение;
- чаще используют ближнее зрение;
- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
- новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
- лучше выполняют задания на сообразительность;
- не терпят однообразия; лучше выполняют задания при ярком свете.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве. Так, согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с детьми в режиме развития, что может быть достигнуто посредством опоры на научную обоснованность и практическую применимость образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования»
В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы об...
Культуросообразность как приоритет образовательной деятельности в условиях реализации гендерного подхода
Реализация принципа культуросообразности в условиях гендерного обучения в Пансионе воспитанниц.Пансион в образовательной деятельности сочетает современные требования к образованию с лучшими традициями...
"Гендерный подход в системе физического воспитания"
В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Вопрос о диффере...
Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования «Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)»
СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..51.2. Особенности развития координационны...
"Развитие музыкального творчества у детей в системе дошкольного образования"
Статья "Развитие музыкального творчества у детей в системе дошкольного образования"...
«Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования».
Высупление на тему: «Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования»....
Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании
Статья подготовлена для участия в Открытой региональной научно-практической конференции "Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты".Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Гармаева Э.Б., Дамбаева...