"Развитие музыкального творчества у детей в системе дошкольного образования"
статья по музыке
Статья "Развитие музыкального творчества у детей в системе дошкольного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 18.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкального творчества у детей в системе дошкольного образования.
«Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни».
Синити Судзуки
«Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце». Так утверждал Синити Судзуки японский скрипач, музыкальный педагог, известный во всём мире.
Музыка как вид искусства открывает малышу возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.
Главная задача педагога - воспитать в ребенке любовь к музыке. Чем раньше мы дадим возможность познакомиться малышу с музыкой, тем лучше. Как же научить его понимать и слушать звуки окружающего мира –прообраза музыкального искусства? Ответ на вопрос я нашла в использовании на занятиях системы детского музыкального воспитания Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, а также русских педагогов, использующих в своей работе его систему ( Т.Э. Тютюнникова, Рокитянская Т.А., Чистякова Л.Г.) Известно, что суть методики Карла Орфа заключается в раскрытии всесторонних, и в том числе музыкальных способностей у детей через импровизацию в движении, пении, игре на музыкальных инструментах.
Целесообразным считаю начинать занятия с разминки.
1.Разминка-речевые упражнения.
Речевые формы более доступны ребенку, нежели музыкальные. Главное, что их объединяет, ритм. Идея использовать речевые упражнения в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу. Материал - прибаутки, скороговорки, считалки, образцы русской, советской, современной детской поэзии, переводной фольклор народов мира. Речевые упражнения способствуют развитию у детей ритмического и интонационного слуха, артикуляции, дикции. Как правило, ритм текста всегда быстро схватывается, его можно прохлопать, передать звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелчками), затем перенести на шумовые инструменты. Дальнейшие поиски приводят к импровизации вступления и заключения, что придает общей композиции законченность. Заключенная в ряде текстов диалогичность дает импульс к рождению маленького театрализованного действия-спектакля. К тому же речь неразрывно связана с движением. «Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически…Жест, как особая форма движения, может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению, координации между вербальным и невербальным общением.» (Т.Э. Тютюнникова. «Учусь творить» Материалы семинара 2, стр.18)
Речевые упражнения могут сочетаться с гимнастическими, укрепляющими мышечный тонус тела, рук и ног, дыхательными, пальчиковыми играми.
2. Пение.
Пение является исключительно важной формой в становлении как общей музыкальности ребенка, так и всех компонентов музыкального слуха. Но, в отличие от традиционного разучивания песен, рекомендуется комплексный подход, заключающийся в объединении элементов пения, слушания и музицирования на инструментах, декламации и движения, игрового действия и импровизации его сюжетного развития. Только такая методика эмоционально окрасит занятие и облегчит детям процесс овладения разнообразными первичными музыкальными навыками.
3. Ритмопластические упражнения и танец. Известно, что дети почти всегда реагируют на музыку движениями, иногда непроизвольными, в других случаях осознанными и ярко характерными. Эту моторно-эмоциональную реакцию педагог должен перевести в русло осмысленной, по-настоящему ритмичной и музыкальной. Движение доставляет детям удовольствие и радость. В связи с этим фактом движение органично вплетается во все формы работы, а также является самостоятельным фрагментом занятия. Восприятие музыки лишь тогда становится творческим процессом, когда ребенок вместе с педагогом способны найти свой собственный двигательный отклик. Сами движения при таком восприятии не могут быть заданными, они являются непроизвольными и рождаются непосредственно нашими эмоциями, но не умом и мышлением. В трудах психологов и ритмистов отмечено, что в двигательных реакциях при прослушивании музыки происходит не просто подражание отдельным элементам. При каждом последующем прослушивании ребенок реагирует избирательно то на одни, то на другие особенности музыкального языка , или на их комбинации. Его восприятие каждый раз «выхватывает» из контекста целого наиболее интересный момент: то темп и штрихи, то звуковысотную, то динамическую линию. Это похоже на рассматривание музыки с разных сторон. Словарь детских движений очень прост: ходить в разных направлениях, бегать, прыгать, приседать и вытягиваться, поднимать и опускать руки, выполнять наклоны, повороты головой, шевелить пальцами и т.д. «Такое движение приносит чувство освобождения, помогает достигнуть состояния внутреннего психологического комфорта.»
(Т.Э.Тютюнникова).
Умение шагать под музыку и останавливаться вместе с окончанием ее, отмечать ударом мяча сильную долю, слышать и осознавать однородность или контраст музыкального материала и в соответствии с этим придумывать однотипные или меняющиеся движения не только доставляют ребенку ни с чем не сравнимую радость, но и формирует необходимый перечень музыкальных знаний. Мажор-минор, низкий-высокий регистры, консонансы-диссонансы, форте-пиано, легато-стаккато, 2-двухдольный и трехдольный метры, быстрый-медленный темпы-эти понятия осваиваются детьми незаметно, в игровой форме. Они становятся живыми для ребенка, пройдя такие этапы, как телесный и чувственно-эмоциональный, выходят на логический уровень-уровень осмысления, понимания, сопоставления в более старшем возрасте.
4. Музицирование в ансамбле и оркестре.
Эта форма работы является для детей, пожалуй, самой интересной и увлекательной. Она закономерно вытекает из всех предыдущих разделов урока. С методической точки зрения музицирование логично вписывается в завершение урока, так как дает возможность практического претворения всех знаний, полученных ранее в других формах. Работа с инструментами особенно интенсивно стимулирует развитие творческой инициативы ребенка. Принцип «живого знания» действует здесь наиболее глубинно и прочно. Телодвижения при игре на инструментах рождаю сильный эмоциональный отклик в душе маленького человека и, как результат, -приобретение умений и навыков, которые не забудутся и в более старшем возрасте. Знакомство с инструментами должно происходить очень постепенно, шаг за шагом. Метод «играй, как я» здесь неприемлем. Более подходящим приёмом будет создание поисковых ситуаций типа: «сыграй, как падают снежинки», «шелест ветра», «придумай музыку воды», «шаги ежика в лесу», «танец роботов».
Творческое музицирование возможно вести в двух направлениях:
-исследование тембров различных инструментов: деревянных, звенящих, шуршащих, стучащих и др. и озвучивание ими стихов и песенок;
-собственно работа над музыкальными партитурами-образцами народной и классической музыки.
Каждое направление имеет свои задачи. Если первое предполагает развитие фантазии, тембрового слуха, находчивости, смекалки, то второе требует развития навыков внимания, умения играть в ансамбле, слушая не только себя, но и остальных участников, а также музыкальной памяти, чувства метроритма, темпа.
Экспериментируя с различными тембрами на уроке, ребенок и дома продолжает эту игру, легко отыскивая многообразие звуков в домашнем быту и импровизируя аккомпанемент к любимым песенкам. Неистощима фантазия детей в изобретении новых инструментов, выдумывании оригинальных названий для них, нахождении приемов звукоизвлечения.
Литература:
1.Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1986.
2.Образцова Л.Н. Академия раннего развития. Методика Синити Судзуки. Воспитание творчеством. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
3. Тютюнникова Т.Э. Материалы семинаров «Учусь творить». М.; 2003, 2004, 2005.
4.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Л.; Музыка 1970.
5.Мадорский Л.Р., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка. – М.: Айрис-пресс,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Исследование теоретических основ развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...
Мастер – класс «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста»
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказ...
Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования «Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)»
СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..51.2. Особенности развития координационны...
Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования
О деятельности работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества", который является республиканской инновационной ...
«Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования».
Высупление на тему: «Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования»....
"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...