Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании
статья

Бирбаева Янжима Жалсановна

Статья подготовлена для участия в Открытой региональной научно-практической конференции "Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты".

Выходные данные:

Бирбаева Я.Ж., Гармаева Э.Б., Дамбаева Ч.Б. Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании // Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты: сборник материалов открытой региональной научно-практической конференции «Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты» - г. Улан-Удэ, ГБПОУ «БКТиС», 2021. – с. 205-211

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_kompetentnostnogo_podhoda_v_spo.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бирбаева Янжима Жалсановна,

Гармаева Эржена Биликтуевна,

Дамбаева Чимита Будаевна

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании

Одним из основных социальных институтов общества является система образования, и в частности система среднего профессионального образования. Ее деятельность в значительной мере определяется совокупностью объективных требований, изложенных в федеральном государственном образовательном стандарте, представляющем собой «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [5].

Переход учебных заведений на новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения ставит перед образованием новую актуальную задачу - изменить образовательную систему, основанную на «педагогике знаний» на новую, компетентностную, нацеленную на развитие компетентностного потенциала обучающихся, личностных, межличностных и профессиональных компетенций выпускника. Следует отметить, что для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для решения конкретных профессиональных задач, выхода из проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, поиска альтернативных способов эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании рассматривается как один из факторов повышения конкурентоспособности будущих специалистов. Изменение структуры и содержания нормативно-правовых основ образования привело к инновационному пониманию структуры и содержания деятельности основных видов образования, в том числе профессионального как «образования, которое направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [6].

Анализ теоретического исследования показывает, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность».

Понятия «компетентность» и «компетенции» начали развиваться в 60-70-е годах XX в. Основоположниками компетентностного подхода являются такие ученые как В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, Н. Хомский, и др. [1, 2].

В научной литературе условно выделяется три этапа становления компетентностного подхода в образовании.

На первом этапе (1960 - 1970) в научный аппарат вводится категория «компетенция» и создаются предпосылки разделения понятий «компетентность» и «компетенция». В исследованиях появляются классификации языковой компетенции и вводится понятие «коммуникативная компетентность».

На втором этапе (1970-1990) категории «компетентность» и «компетенция» применяются как в теории, так и в практике. В работе Дж. Равена дается следующее определение компетентности - это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».

На третьем этапе (90-е г. XX в.) исследовалось использование понятия «компетентность» в образовательном процессе. Значительный вклад в разработку теоретических и практических аспектов категории компетентности внесли такие отечественные исследователи, как Л.П. Алексеева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская и др. [8].

Многие авторы подчеркивают многосторонний, разноплановый и системный характер понятия «компетентность». Так, по мнению И.А. Зимней, компетентность является интеллектуальным и личностным опытом социальной и профессиональной жизни и деятельности человека, который основывается на знаниях.

В. А. Сластенин рассматривает компетентность как обобщенную характеристику профессиональных и личностных качеств специалиста, которая отражает не только уровень знаний, умений и опыта, но и социальную и нравственную позицию личности.

Учитывая, что компетентность является деятельностной характеристикой человека, ее классификация соответствует видам деятельности: трудовая, учебная, игровая, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная, др.

Уровень сформированности той или иной компетентности следует рассматривать через призму понятия «компетенция».

По мнению Ю.М. Жукова, «… компетенция - это характеристика позиции (роли, должности), а не индивида. Компетенции - это то, что индивид должен знать, когда занимает определенную позицию в соответствии со стандартами и предписаниями. Компетентность же - это преимущественно субъектная, а не объектная характеристика; это то, что относится к индивиду, как субъекту профессиональной деятельности».

И.А. Зимняя под «компетенцией» понимает внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий), которые потом выявляются в компетентностях человека.

А.В. Хуторской считает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [7].

По мнению Околот Д.Я., Рудинского И.Д., основным отличием компетентностного подхода является его эмерджентность, проявляющаяся в синергетическом эффекте от осознанного и целенаправленного сочетания наиболее полезных свойств и возможностей ранее применявшихся подходов, с обязательным дополнением такого сочетания комплексом мер по формированию готовности каждого индивида к наиболее эффективному осуществлению целевой профессиональной деятельности [1].

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании обусловлена социально-экономическими, образовательными и педагогическими предпосылками. Современная экономика предъявляет к специалисту среднего звена новые требования, которые надо учитывать в программах подготовки специалистов. Перед организациями среднего профессионального образования стоят задачи, направленные на совершенствование процесса управления качеством образования. Как следствие, возникает необходимость постоянного совершенствования содержания основной профессиональной образовательной программы, применения инновационных педагогических технологий и активных методов обучения, использования сетевых форм организации образовательного пространства, обеспечения эффективного контроля качества образования.

В соответствии с требованиями к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), представленными в федеральных государственных образовательных стандартах СПО, образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с соответствующим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ [5]. Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. При этом конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС; обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Отметим, что основная образовательная цель при реализации компетентностного подхода с учетом ФГОС СПО - это развитие компетентности через присвоение вида профессиональной деятельности. При реализации образовательной программы знания и умения рассматриваются как один из результатов базовых и специальных дисциплин, а опыт в основном - как результат учебных, производственных практик и исследовательских работ [3].

Компетентность обязательно включает в себя способность и мотивацию к совершенствованию в конкретной предметной области. В целях создания условий для мотивации к обучению в учебные планы включены специальные дисциплины, начиная с первого года обучения.

Эффективными формами выявления профессионально-специализированных и профессиональных компетенций являются чемпионаты WorldSkills Russia, «Абилимпикс» и демонстрационные экзамены [9,10]. Участие в них студентов позволяет выявить уровень сформированности не только профессиональных, но и общих и общекультурных компетенций (умение поставить цель, принятие решений в нестандартных ситуациях). Главной отличительной чертой данных чемпионатов и демоэкзаменов является оценка компетенций студентов независимыми экспертами из сообщества работодателей.

Работодатель ожидает от соискателя рабочего места достойных личностных качеств и осознания значимости собственного социально-культурного статуса, а не только конкретного набора профессиональных знаний, навыков и умений. Важнейшим требованием к результатам освоения новых образовательных программ является наличие у выпускников системы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций как непосредственно в трудовой, так и в социально-личностной деятельности, что в совокупности с интеллектуальным потенциалом и составляет профессиональную компетентность будущего специалиста [4].

Рассмотрим реализацию компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании на примере ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса».

Общая численность студентов на 01.09.2020 г. составила 1412 чел., которые обучаются  в филиале г. Улан-Удэ, Могойтинском, Тарбагатайском, Татауровском, Усть-Баргузинском филиалах.

Колледж ведет подготовку по 9 программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и 9 программам подготовки специалистов среднего звена.

Байкальский колледж туризма и сервиса аккредитован в качестве «Специализированного центра компетенций «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенции «Поварское дело» (2016), в качестве центра проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, компетенция «Поварское дело» (2016-2020).

Мастерская «Администрирование отеля» аккредитована в качестве центра проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, компетенция «Администрирование отеля» (2020), Мастерская «Туризм» аккредитована в качестве центра проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, компетенция «Туризм» (2020), Мастерская «Организация экскурсионных услуг» аккредитована в качестве центра проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, компетенция «Организация экскурсионных услуг» (2020).

При составлении учебных планов образовательных программ СПО (ППССЗ и ППКРС) полностью соблюдены требования Федеральных Государственных образовательных стандартов в части объема часов, отводимых на освоение учебного материала для учебных дисциплин и профессиональных модулей. Вариативная часть ФГОС распределена на основании запросов работодателей и отвечает потребностям рынка труда. Образовательные программы ежегодно разрабатываются и согласовываются с работодателями.

По результатам государственной итоговой аттестации установлено, что уровень профессиональной подготовки выпускников колледжа соответствует требованиям, предъявляемым к результатам освоения основной профессиональной программы. В ходе проведения ГИА студенты показывают высокий уровень теоретической и практической подготовки, освоения общих и профессиональных компетенций, демонстрируют умения принимать решения в нестандартных производственных ситуациях.

В ГБПОУ «БКТиС» проводится мониторинг трудоустройства выпускников. Анализ итогов трудоустройства показывает, что от общего количества выпускников трудоустроены выпускники колледжа, обучавшиеся по программам ППКРС – 61,81%; по программам ППССЗ – 69,5 %.

Количество выпускников по очной форме обучения в 2020 году составило 262 чел., из них 67,93 % трудоустроены.

Распределение выпускников колледжа по рабочим местам осуществляется на основе договорных отношений между колледжем и предприятиями (организациями). Выпускники колледжа востребованы на рынке труда и трудоустроены в следующие предприятия:

- Кондитер сахаристых изделий: ИП Баева Т.С., ИП Отнюков М.А.;

- Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий: ООО ИТС КАПИТАЛ, ИП Назимов М.Е.,

- Технология продукции общественного питания: ИП Миталов С.Р., ООО «Хотэй», ООО «Байкал-Альянс», ООО столовая «Аппетит», ресторан ООО «Мэргэн», ООО «Шиша», ИП Галсанова Б.Д., ГБУЗ РКПД детский сад «Солнышко»;

- Автомеханик: ИП «Батышев Е.В.», МУП «Ильинка», АЗК № 44, ООО «Рыбпродукт», ИП «Серебренникова Е.А.», ИП «Якимов В.И.», Администрация МО СП «Могойто», СПК «Хуторхой», районный центр ДО Мо «Курумканского района»;

- Коммерция (по отраслям): РТС «Николаевский», ООО «Кари», ИП «Михайлов А.И.», ОО «ТрансУголь», ООО «Мега техника», ООО «Белоречье», ООО Барис Маркет», ИП Бредний В.В. «Титан», ООО «Виктория», ООО «Верхнеудинские пекарни», ИП Петров И.Я., ООО «Розничная сеть «Титан», ООО «Кари»;

- Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров: ООО «Эльвин», ПАО «Мегафон», ООО «Кари», ИП Батомушкуева Т.Д., ИП Попов В.М., ООО «Мир спорта», ОА «Модный контингент», ООО Восточно - Сибирская строительная компания», ООО «Светлана»;

- Органиазция обслуживания в общественном питании: ООО «Династия», ООО «Форт – Росс», ООО ТД «Байкал-Холод», ООО «Метро», ООО «Нитро», ООО «Хотэй»;

-Туризм: ГК «Синбад», ИП Хизовец Л.П.», ИП «Быков С.В.», ФГБУ «Заповедное подлеморье», ИП «Бектетов А.И.», ИП «Гаськов В.И.», ООО «Мега-тур», ООО «Байкал-Альптур», ООО «Жассо – тур», ООО «Даки-тур», МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования и эвенкийских народных промыслов», ИП «Дерябина Н.Д.», ИП «Очирова И.В.», ИП Ефимов А.С., ИП Куприянов Н.П., ООО «Банк горячих туров», ИП Палий А.С., ИП Аюшеева Л.Н., ООО «Ольга»;

- Гостиничный сервис: ИФК «Метрополь», ФГБУ «Заповедное подлеморье», ГК «Синбад», ТГК «Баргуджин – Токум», ИП Белых М.А. и др.

Предприятия заинтересованы в сотрудничестве с колледжем и отмечают хорошее качество теоретической и практической подготовки студентов, хороший уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

Важно подчеркнуть, что российская система среднего профессионального образования всегда была компетентностной, т. е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Однако если раньше ее задачей была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и номенклатурой выпускаемой продукции, то сегодня ситуация совершенно иная: меняются технологии, производство становится гибким. Сложившая ситуация требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях.

Можно сделать вывод о  том, что реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании усиливает практическую направленность обучения.

Литература:

  1. Околот Д.Я., Рудинский И.Д. Компетентностный подход в подготовке специалистов в области информационной безопасности в учреждениях среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Калиниградский вестник образования». -  2020. - № 2 (6) / июль. - с. 35-43
  2. Протодьяконова Г. Ю. Особенности формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 4. - с. 16-19
  3. Утёмов В.В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. - № 11. – с. 91-95
  4. Файзиев Р.М., Файзиева Г.В., Файзиев Р.М. Компетентностный подход к практико-ориентированному обучению как стратегическая цель в профессиональной подготовке будущих специалистов // Образовательные технологии и общество [Электронный ресурс]. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-praktiko-orientirovannomu-obucheniyu-kak-strategicheskaya-tsel-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih (дата обращения: 16.04.2021)
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.04.2021)
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/  (дата обращения: 12.04.2021)
  7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL: http://eidos. ru/journal/2002/0423-1. htm (дата обращения: 10.04.2021)
  8. Чоросова О.М., Винокурова М.И. Компетентностный подход как условие совершенствования системы подготовки специалистов среднего профессионального образования // Серия «Вестник СВФУ». – 2019. - № 4. – с. 84-89
  9. Юрьева Г. П., Архипова Ю. С. Организация научно-методического сопровождения педагогического коллектива организации СПО в условиях реализации компетентностной модели образования // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76049.htm  (дата обращения: 10.04.2021)
  10. Юрьева Г. П., Погорелова М. А. Компетентностный подход организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования средствами образовательного туризма // Концепт. - 2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76048.htm (дата обращения: 10.04.2021)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....

компетентностно – ориентированный подход как методологическая основа при проектировании метапредметных занятий в среднем профессиональном образовании

Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования на современном этапе. Автором также описаны особенности проектирования метапредметно...

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...

ПОЛОЖЕНИЕ о внутреннем контроле качества реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования

Положение  о внутреннем контроле качества   реализации основных образовательных программ   среднего профессионального образования...