«Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования».
методическая разработка
Высупление на тему: «Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 28.23 КБ |
презентация к докладу | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО педагогов ДОО
Доклад на тему:
«Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования».
Подготовила: Старший воспитатель
Родионова Ю.Н.
2 СЛАЙД.
В структуру федерального государственного стандарта дошкольного образования, введенного в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, был включен, на ряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, наиболее значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы. Это важный шаг в достижении одной из ключевых целей Стандарта - обеспечении государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
3 СЛАЙД.
Требования к результатам освоения ООП представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров дошкольного образования, как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе младенчества и раннего возраста, на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу – это условие, обеспечивающее единство требований к результатам освоения ООП, основа преемственности дошкольного и начального уровней образования.
4 СЛАЙД.
Одной из ключевых позиций Стандарта стала неправомерность требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Это обосновано как специфическими чертами дошкольного детства, сохранение самоценности которого заявлено среди принципов, положенных в основу ФГОС ДО, так и особенностями самой системы дошкольного образования в России. В соответствии с этой позицией, и согласно Закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 64, ч.2., и статья 11, части 2 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326), целевые ориентиры дошкольного образования:
- не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга);
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
5 СЛАЙД.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка.
4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Задача дошкольного образования - развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования - не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
8 СЛАЙД.
Какова же функция целевых ориентиров в системе дошкольного образования?
Они являются ориентирами для:
1. Построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
2. Решения задач:
- формирования Программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями.
3. Изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.
4. Информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
9 СЛАЙД.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
10-11 СЛАЙД.
Целевые ориентиры образования в младенческом
и раннем возрасте:
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
12 СЛАЙД.
Целевые ориентиры дошкольного образования имеют социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка,
на этапе завершения
дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
13 СЛАЙД.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности;
- проектной деятельности;
- художественной деятельности;
- Физического развития.
14 СЛАЙД.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
15 СЛАЙД.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
16 – 17 СЛАЙД.
«Социальный портрет» выпускника ДОУ:
Настойчивый
Аккуратный
Дружелюбный
Внимательный
Здоровый
Физически развитый
Коммуникативный
Сообразительный
Любознательный
Креативный
Книголюб
Социализированный
Толерантный
Волевой
Самостоятельный
Активный
Инициативный
Жизнерадостный
Правдивый
Совестливый
Осведомленный
18 СЛАЙД.
Пути достижения данного «социального портрета» выпускника:
- создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
- использование новых современных инновационных образовательных технологий;
- оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.
19 СЛАЙД.
Целевые ориентиры ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
20 СЛАЙД.
В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.
21 СЛАЙД.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ дошкольного образования , представленные в ФГОС дошкольного образования, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования . Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Педагогическая диагностика (мониторинг) Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе: к оммуникации со сверстниками и взрослыми; и гровой деятельности; п ознавательной деятельности; п роектной деятельности; х удожественной деятельности; Физического развития .
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования ( в том числе поддержки ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой « социальный портрет» ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.
Эмоционально отзывчивый Физически развитый , Любознательный, активный Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Способен решать интеллектуальные и личностные задачи Владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений В ладеет необходимыми умениями и навыками «Социальный п ортрет » ребёнка 7 лет
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа дошкольного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеШКОЛА №883 ПРИНЯТО педагогическим советомпротокол №от ……………………. УТВЕРЖДАЮДиректор ГБОУ_______________.....................Приказ ...
Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования
Приведена система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи второго уровня) в возрасте от 4 до 5 лет. Данная система педус...
проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...
Учебно-методический комплекс основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС №382 г. Челябинска»
Учебно-методический комплекс основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС №382 г. Челябинска»...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИГРАЛОЧКА» (старший дошкольный возраст)
Программа Игралочка...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.
Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГРУПП ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Адаптированная образовательная программа обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных...